Smart fortwo electric drive: сон электрика
Этот дружелюбный на вид автомобильчик — мессия. Он пришел в нашу жизнь (придет, если даймлеровцы решатся поставлять его в РФ) с четко расставленными приоритетами. И если ваш мир шире рамок соцсетей, то вот вам пять причин обзавестись smart fortwo electric drive.
Причина 1: бесплатная парковка
Как это не парадоксально, но один из самых весомых вкладов в наш кошелек внесли столичные власти. Введя в центре города платный паркинг, они оговорили специальные условия для владельцев электромобилей: для оных стоянка в местах, где прочие платят по 40-80 руб. за час, не стоит ничего. Так что, если вы живете в Москве и работаете где-то в зоне взимания сборов за простой машин, возрадуйтесь ежедневно примерно на 450 руб. К слову, мы провели эксперимент: парковали без зазрения совести тестовый автомобиль на платных стоянках и теперь ждем, насколько написанное на бумаге соответствует действительности.
Причина 2: экономия на поездках
Впрочем, это авто можно не только бесплатно парковать. Одна из его главных миссий — срезать ваши затраты на передвижение. При наличии трехтарифного счетчика и зарядке аккумулятора от обычной сети (около 7 часов) в ночное время в Москве вы потратите всего 20 (двадцать!) руб. на 140 заявленных километров (о них расскажу чуть ниже)! Если преодолевать 40 км в оба конца ежедневно (как выходило у меня), этого гарантированно хватит на три дня. Но даже при обслуживании на станции экспресс-зарядки (8 руб. за 1 кВт) выйдет 140 руб., что также вполне тянет на экономию.
Причина 3: экология будущего
Предвижу, как многие читающие эти строки зевают, но да, этот автомобиль заботится об окружающей среде. Неверно было бы утверждать, что smart fortwo electric drive не наносит ей совсем никакого вреда (в конце концов, вгоняемые в его батареи киловатты требуют расхода топлива при производстве), но все же в мегаполисах от его присутствия дышится легче. Разумеется, лишь при условии, что мы имеем дело с армией колесящих по городам таких вот авто.
Причина 4: больше места
Если ты едешь сейчас в своем большом джипе и радуешься разгруженным дорогам, знай: это я их для тебя разгрузил. Шутки шутками, но в подавляющем большинстве случаев в автомобилях, что разъезжают по городу, редко увидишь больше двух человек. Вопрос: зачем мы перевозим лишний воздух? И не забывайте о все сокращающемся пространстве для того же паркинга. Smart при его 2,69 м в длину здорово экономит место и тут. Причем если широко распахивающейся водительской двери не хватает «разбега», не беда: можно без проблем перескочить с водительского места на пассажирское из-за отсутствующего центрального тоннеля.
Причина 5: релакс
Когда многие из ныне практикующих психотерапевтов получали знания в институтах, smart fortwo electric drive еще не выпускался. А жаль, иначе о нем точно можно было бы узнать из учебников как о средстве для успокоения нервов. Езда на нем определенно не может учащать сердцебиение, пусть производитель и заявляет спурт до 60 км/ч за спорткаровские 4,8 с (до 100 км/ч ситуация не столь радужная — уже 11,5 с, но тоже сгодится). Спокойно разгоняемся, медленно тормозим — вот девиз «зеленого» вождения.
Вышеописанное смахивает на рекламный буклет? Тогда самое время выкатить из закромов бочку дегтя. Предлагаю поговорить о грустном. Например, о том, что настроить руль здесь нельзя, так что высокие водители столкнутся с урезанным сверху спидометром. Или о том, что экологичное передвижение в жару (+34 за бортом) стоило мне не одного грамма пота. При включенном кондиционере (тут он, разумеется, электрический) расходомер тут же лишается до 40 км пробега, а при нашем запасе это цифра внушительная. Выходит в точности как с iPhone: активируешь передачу данных и смотришь, как батарея «тает» на глазах.
Отдельная песня — процесс зарядки. Методом тыка выяснили, что штатный адаптер, позволяющий восстановить запас батареи от обычной сети, очень требователен к последней. Редакционная, к примеру, так и не удовлетворила потребности зарядника. Поскольку инструкции по эксплуатации в тестовом авто не оказалось, то есть теория, что причиной стало отсутствующее заземление в розетках. Хотя заезжавшие к нам ранее электрокары были куда сговорчивее (вот и сейчас под окнами заряжается Mitsubishi Outlander PHEV).
С экспресс-зарядом все оказалось еще интереснее. Как выяснилось, после того, как год назад я ездил на единственном пока продающемся у нас в стране электромобиле — i-MiEV, сеть компании Revolta, что начала было развивать у нас инфраструктуру станций, сильно «похудела». На данный момент доступно лишь несколько точек. Поехал на одну из них — ту, что у офиса упомянутой конторы. Получил карту для «общения» с терминалом (ее счет можно пополнять для оплаты). Но подойдя к нему, испытал разочарование: в комплекте к smart не прилагается кабель для подключения (только зарядное устройство для обычной сети)! Ладно, включаем обаяние и просим оказавшегося поблизости владельца Tesla Model S об одолжении. Подключаю smart и... опять незадача! Вместо ожидаемого экспресс-заряда 80% батареи за полчаса получаю обычное пополнение. Ну уж нет, ждать несколько часов в мои планы не входило. Похоже, при идентичном разъеме контакты не совпали. По иронии судьбы поставщиком батарей для предыдущего поколения smart fortwo ED была именно Tesla — на сей раз даймлеровцы прибегли к услугам своей «дочки» Deutsche Accumotive и компании Evonik Industries. Как итог — тест-драйв электрокара пришлось завершить досрочно.
Перемудрили?
И все же времени, чтобы оценить не всегда удачные решения, было достаточно. Так, под рулем были обнаружены лепестки-переключатели. Помилуйте, но ведь у нас нет привычной коробки передач (вместо нее установлен редуктор), что тут можно переключать? Оказалось, что, как и в Outlander PHEV, здесь реализована трехступенчатая регулировка степени рекуперации. В максимальном режиме D+ при грамотном управлении педаль тормоза нужна разве что для простоя на светофоре. Возврат энергии тут наиболее активный, машина при отпускании педали газа не «клюет», так что, как по мне, остальные два режима тут и не требуются.
Трогается при этом электромобиль крайне нехотя: мол, подумай сто раз, прежде чем расходовать энергию. С другой стороны, если утопить педаль акселератора порезче и поглубже, можно легко вызвать пробуксовку задних колес: все же 130 Нм 72-сильного мотора совместного производства EM-motive и Bosch для этого малыша арсенал серьезный. Но не спешите опрометью в серьезные заезды: максимальный разбег ограничен 120 км/ч. Оптимальный с точки зрения экономичности режим для smart fortwo electric drive — поддержание постоянной скорости 60-70 км/ч.
Надо ли говорить, что езда при этом получается почти бесшумной, отчего немцы предлагают в качестве опции специальный зуммер, начинающий распугивать пешеходов при движении на скорости ниже 30 км/ч.
Пока даймлеровцы гадают над поставками этого экзотического авто в нашу страну, рискну подобрать под него потенциального покупателя. Это должен быть неуравновешенный электрик, который работает в центре большого города, считает деньги, любит гаджеты, заботится об экологии. И точно знает, есть ли в его розетке заземление.
PS: Спустя некоторое время пришли ответы на наши вопросы техническим специалистам Smart. Публикуем ответы на них без купюр.
Каковы требования к электросети при обычном заряде: какой ток, вольтаж, обязательно ли заземление? Зарядка высоковольтной аккумуляторной батареи возможна в диапазоне напряжения между 100 В и 240 В. В автомобилях с бортовым зарядным устройством мощностью 22 кВт зарядка высоковольтной аккумуляторной батареи возможна в диапазоне между 100 В и 400 В. Сила тока 13-16 А. Заземление нужно. Каков принцип работы электроусилителя руля (чувствуется, что в определенных режимах он попросту отключается)? Электромеханическое рулевое управление основывается на стандартном рулевом управлении с реечным приводом, при котором усиление рулевого привода обеспечивается электромотором. Усиление рулевого управления происходит плавно и в зависимости от скорости. Функции электромеханического усилителя рулевого управления (ЭУРУ): - усиление рулевого управления; - усиление возврата колеса в среднее положение; - поддержание среднего положения колеса. Блоку управления ЭУР для расчета требуемого усилия необходима следующая информация: - крутящий момент рулевого колеса; - скорость автомобиля по моторному CAN от блока управления ESP; - угол поворота рулевого колеса и скорость поворота по моторному CAN от датчика угла поворота рулевого колеса; - количество оборотов двигателя по моторному CAN от блока управления двигателям или блока управления трансмиссией. Усиление рулевого управления является самым эффективным при низких скоростях или при остановке автомобиля, уменьшается при возрастании скорости После остановки автомобиля спустя 3 с происходит пошаговое деактивирование ЭУРУ. Функция «активного поддержания среднего положения колеса» состоит в том, что при распознанном нулевом положении руля и при отсутствии подруливания на мотор ЭУР таким образом подается напряжение от блока управления ЭУРУ, что создает достаточный момент для удержания рулевого колеса в нулевом положении. Водитель при этом получает улучшенное «ощущение» нулевого положения рулевого колеса. Это может быть субъективным фактором ощущения отключения ЭУРУ. В чем идея подрулевых переключателей? Они переключают уровень вспоможения/рекуперации при торможении двигателем, но для чего три степени градации? С помощью подрулевых переключателей можно повышать или понижать рекуперацию в режиме принудительного холостого хода. Рекуперация производится, если снять ногу с педали акселератора. Тогда электродвигатель используется в качестве генератора, и во время движения производится рекуперация энергии. Имеются следующие ступени рекуперации в режиме принудительного холостого хода: - рекуперация не производится (ступень 0, режим движения по инерции); - умеренная рекуперация (ступень 1); - высокая рекуперация (ступень 2); - высокая рекуперация с последующим спортивным разгоном автомобиля (ступень 3). Ступень 0: режим движения без частого нажатия на педаль тормоза, без объезда препятствий и крутых поворотов. Автомобиль сохраняет максимально возможную кинетическую энергию. Ступень 1: нормальный режим движения, стандартная установка. Ступень 2: спортивный режим движения. Нажатие на педаль тормоза требуется реже, т.к. сила замедления выше, чем на ступени 1. Коэффициент использования энергии гораздо выше, чем при торможении путем нажатия на педаль тормоза. Ступень 3: спортивный режим движения с резкими ускорениями. Нажатием на педаль акселератора возможно резкое ускорение автомобиля. Преобразование энергии соответствует ступени 2.