Рождение серебряного века

РОЖДЕНИЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/БЫЛОЕ

РОЖДЕНИЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

ОТЦЫ

"СИЛЬВЕР ГОУСТА" САМОУВЕРЕННО НАЗВАЛИ ЕГО ЛУЧШИМ АВТОМОБИЛЕМ

В МИРЕ.

И С ЭТИМ

МАЛО КТО СПОРИЛ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Зимой 1904 года в фешенебельном манчестерском ресторане "Мидленд" встретились Фредерик Генри Ройс и Чарльз Стюарт Роллс. Первый - сын мельника, механик-самоучка, к 40 годам обзавелся собственной фирмой, где в 1903-м уже собрали три автомобиля. Второй - 27-летний дворянин, выпускник престижного Тринити-колледжа в Кембридже, увлеченный машинами и аэропланами, недавно открыл торговлю импортными авто. Столь разных людей свело желание строить автомобили, каких еще не видывал мир, - самые прочные, самые надежные, самые комфортабельные.

Вскоре джентльмены подписали договор о создании фирмы "Роллс-Ройс". Но настоящее рождение легендарной марки произошло несколько позже: только в 1906 году на лондонском "Олимпия Мотор Шоу" представили первое шасси "Роллс-Ройс 40/50 НР" под заводским номером 60551.

Ранее Ройс создал немало конструкций: небольшие двухцилиндровые машины, автомобили с трех- и четырехцилиндровыми моторами, с "шестеркой", состоящей из двух блоков - по два и четыре цилиндра, и даже восьмицилиндровый "Легалимит". Но новая модель ничем не повторяла предшественников.

Мощную раму сделали из высококачественной стали, мосты подвесили на длинных полуэллиптических рессорах (на ранних 40/50 НР сзади, помимо продольных, ставили дополнительную поперечную рессору) - они придали редкую плавность хода. Механические тормоза действовали только на задние колеса, зато имели приспособление для уравнивания тормозных сил слева и справа.

Но главное скрывалось под капотом. Шестицилиндровый мотор, состоявший из двух симметричных блоков, имел рабочий объем 7036 смз и развивал примерно 48 л. с. Благодаря тщательности проработки и изготовления деталей, хорошо уравновешенному коленвалу (диаметр его подшипников увеличили вдвое по сравнению с прошлыми моторами) двигатель работал поразительно тихо и мягко. Конструкторы применили редкую в те годы систему смазки под давлением.

Продажи шасси начали в 1907-м. Оно стоило 985 фунтов. В те годы за 800 фунтов можно было купить солидный "Кроссли-40НР", а простенький "Воксхолл-6НР" обходился всего в 150 фунтов. Но в заказчиках роскошных кузовов, достойных столь дорогого шасси, у именитых мастерских недостатка не было. (Завод "Роллс-Ройс" до Второй мировой войны кузовов не делал.)

Вскоре машине дали необычное имя - "Сильвер Гоуст" ("Серебряный Дух"). По легенде, названием автомобиль обязан посеребренным наружным деталям одного из первых образцов и необычайно тихому двигателю. Говорили, что самый громкий звук в салоне - тиканье часов. Не исключено, что тогда речь шла о дорогих хронометрах пассажиров, ведь в первых "сильвер гоустах" других часов не было.

Уже в 1907-м "Роллс-Ройс" рекламировали как "лучший автомобиль в мире". Самоуверенность компании раззадорила Клода Джонсона - секретаря королевского автоклуба и бывшего партнера Роллса. Он организовал большие испытательные пробеги "Сильвер Гоуста" - сначала на 2000 миль (3200 км), затем на 15 тыс. миль (более 24 тыс. км). Огромное по тем временам расстояние автомобиль преодолел с единственной неисправностью - вышел из строя топливный краник. Джонсон скрупулезно зафиксировал стоимость ремонта: 2 фунта 2 шиллинга 7 пенсов. На хороших участках автомобиль удавалось разогнать до 120 км/ч. Такой скоростью в те годы могла похвастаться не каждая спортивная модель.

В конце 1909 года увеличили рабочий объем двигателя до 7428 смз, мощность возросла до 65 л. с. А в 1911-м для автомобиля лорда Монтегю художник Чарльз Сайкс нарисовал эскиз крылатой фигурки. С тех пор скульптура, названная "Дух экстаза", стала фирменным знаком "Роллс-Ройса". Кстати, легендарный символ рождался довольно прозаично: Сайксу позировала секретарь лорда Элеонора Торнтон.

В 1913 году в число именитых клиентов фирмы вошел российский император Николай II. В мае в Санкт-Петербурге открылась международная автомобильная выставка. Стенд "Роллс-Ройса" занимал в Михайловском манеже достойное место. Автомобиль с роскошным кузовом фирмы "Кельне" пополнил царский гараж, позже там появился еще один "Сильвер Гоуст". А на Английской набережной в доме 62 открыли представительство британской компании.

После февраля 1917-го царские "роллсы" служили Временному правительству, затем Совнаркому. В 1920-х два "роллс-ройса" обслуживали В. И. Ленина. Один из них оснастили гусеницами сзади и лыжами спереди для езды по заснеженным дорогам из Горок в Москву. Конструкцию гусеничного движителя разработал еще до революции французский инженер, начальник царского гаража Адольф Кегресс. Из "Сильвер Гоуста" вышел неплохой вездеход. Кстати, во время Первой мировой войны "роллс-ройсы" служили... броневиками. Прочное шасси выдерживало "крепости" массой до 2 тонн.

После войны "Призрак" модернизировали - появились электростартер и электрическое освещение. Тормозами оснастили все колеса; водителю помогал оригинальный механический усилитель. Шасси существенно подорожало, но спрос превышал возможности завода. Чтобы насытить заокеанский рынок, в 1921 году пришлось даже открыть филиал в Спрингфилде. Одним из первых покупателей американского "Сильвер Гоуста" стал Нельсон Рокфеллер. В Штатах до 1926-го построили 1703 автомобиля. В Великобритании "Фантом" сменил "Призрака" годом раньше. На родине выпустили 6173 шасси.

"Сильвер гоусты" верой и правдой служили хозяевам десятилетиями. В США в 30-х на неубиваемые шасси ставили новые модные кузова, а один из автомобилей Ленина, по слухам, безотказно возил некоего провинциального руководителя до 1939 года. И работал бы дальше, но машину вождя отозвали в московский музей.

За 95 лет фирма "Роллс-Ройс" нечасто меняла модели. Все они унаследовали от "Сильвер Гоуста" внушительную цену, легендарную надежность и сохранили в названиях "призрачность" или "серебро". Верность традициям - стиль знаменитой марки. Ведь такие автомобили передают по наследству вместе с титулами, фамильным серебром и родовыми замками, в которых водятся привидения...

Один из первых "Роллс-Ройс Сильвер Гоуст".

На таком автомобиле с кузовом "Руа де Бельж" Клод Джонсон ездил в испытательные пробеги.

"Призрак" 1920 года с кузовом мастерской "Мюльбахер".

Штабной "Роллс-Ройс" английского адмиралтейства в 1916 году преодолел путь от Архангельска до Турции и обратно без поломок.

Один из последних "призраков" первого поколения - американец 1926 года.

Подпишитесь на «За рулем» в