Дважды два

ДВАЖДЫ ДВА

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/СТРАНИЧКА ИСТОРИИ

ДВАЖДЫ ДВА

ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫЙ ГРУЗОВИК ИЛИ ОДНООСНЫЙ ТЯГАЧ?

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Во времена, когда грузовые автомобили только начинали конкурировать с ломовыми лошадьми, некоторые фирмы, например французские "Латиль" и "Бразье", выпускали необычные машины. В современных справочниках колесную формулу следовало бы писать 2х2, а в те годы их называли "моторными передками".

На мощной короткой раме за двигателем стояли коробка передач и сблокированный с ней дифференциал. Идущие от него валы оканчивались звездочками. Две цепи передавали усилие на переднюю ось. Ведущие валы колес стояли над передней балкой (см. рис.); на них были жестко закреплены тормозные барабаны. Валы передавали вращение через... шкворни с помощью конических шестерен.

Когда водитель поворачивал руль, поворотные кулаки двигались вокруг шкворней, а шестерни на ступицах "обкатывали" нижние зубчатые колеса шкворней. Конечно, для управления таким тягачом требовалась недюжинная сила. Но с этим мирились, поскольку максимальная скорость машины была 15-20 км/ч.

Моторные передки "пристегивали" к бортовым кузовам и фургонам, пожарным линейкам и цистернам. После нехитрой переделки из одноосного тягача и омнибуса, рассчитанного на конную тягу, получались даже вполне сносные по тем временам автобусы.

Привод моторного передка "Бразье": 1 - балка; 2 - рулевая тяга; 3 - шкворень; 4 - шестерня колеса; 5 - колесо; 6 - ось колеса; 7 - ведущий вал; 8 - тормозной барабан; 9 - шестерня цепи; 10 - рессора.

Подпишитесь на «За рулем» в