Классовый подход
ТЕХНИКА
/ПО РАНЖИРУ
КЛАССОВЫЙ ПОДХОД
ПОМОГАЕТ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МНОГООБРАЗИИ МОДЕЛЕЙ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
За прошедший век люди придумали множество классификаций автомобилей. Без системы не обойтись, она помогает сравнивать и оценивать товары.
В Западной Европе легковые автомобили (по терминологии ЕЭК ООН - М1) делят на шесть классов. Критерий простой и логичный - габаритные размеры (см. табл. 1).
Первоклашки (класс А, он же - мини) - "ФИАТ-Сейченто", "Смарт", " Хёндэ Атос" - машины, которые принято считать городскими. Европейские модели - трехдверные, восточных малышей умудряются одевать в пятидверные кузова. Правда, японцы обычно продают такие автомобили только на внутреннем рынке, в расчете на покупателей национального субтильного телосложения, любящих комфорт.
Сегодня среди первоклашек встречаются буйные акселераты. Чего стоит хотя бы "Фольксваген-Лупо" со 125-сильным (!) двигателем. На фоне таких оборотней "Ока", тоже попадающая в А-класс, выглядит бедной родственницей.
В первом классе обитают также "дошколята" - микроавтомобили с 5-10-сильными моторчиками. Для управления ими в некоторых европейских странах не нужно водительских прав, но выпуск малюток невелик.
В малом классе В публика не менее разношерстная. Здесь, помимо трехдверных, есть пятидверные хэтчбеки и даже седаны. Двигатели и дополнительное оборудование - вполне взрослые. Эта категория машин у европейцев достаточно популярна. Отечественная промышленность второклассников, увы, не делает. Первой ученицей когда-нибудь станет "Калина"-хэтчбек; а сегодня наиболее близкая и доступная россиянам машина класса В - "Таврия".
Самый почитаемый в Европе - низший средний класс С. Его еще называют "гольф-классом". Именно эта модель "Фольксвагена" - недорогая, экономичная, компактная, но вместительная, став бестселлером европейского рынка, побудила производителей к созданию многочисленных конкурентов "народному немцу".
В этой категории огромный выбор седанов, хэтчбеков, универсалов, с четырех-, пяти- и даже шестицилиндровыми двигателями и длиннющим списком опций. В России С-класс тоже почитаем, потому что... у нас, по сути, нет выбора. Ведь все массовые отечественные модели: "Жигули", "Самара", "десятка" и даже "41-й" "Москвич" - низшие средние.
Средний класс D населяют седаны и универсалы с богатой базовой комплектацией и мощными моторами. Здесь немало "переростков" - моделей, которые по скоростным характеристикам вполне достойны стать старшеклассниками. Например, мощные " Audi RS4" или " Фольксваген Пассат W8". Ни один отечественный автомобиль, за исключением мелкосерийного VAZ 21108 "Премьер", в класс D даже формально не попадает.
Автомобили классов E (или бизнес-класса) и F отличаются между собой только уровнем комплектации и ценой. Действительно, ставить на одну ступень большой, но все же вполне демократичный " Опель Омега" и благородный " Jaguar XJ", тем более "Роллс-Ройс Сильвер Сераф" грешно. В высший средний класс затесалась "Волга", а ЗИЛ-41047 за былые заслуги, внушительный вид и непомерную цену, наверное, можно записать как люкс.
Помимо классов, во всевозможных европейских рейтингах фигурирует несколько групп. Их представителей характеризуют не размерами, а спецификой конструкции. В первую группу записали все спортивные купе - от скромного "Опеля-Тигра" до эпатажного "Бугатти-ЕВ 16.4". Во вторую - открытые модели: кабриолеты, родстеры, спайдеры. Модные нынче вседорожники, или по-американски SUV, собрали в отдельную компанию. Обычные полноприводные автомобили - "Ауди", "Субару" и им подобные - туда не допускают. И наконец, четвертую группу составили мини-вэны и микроавтобусы с числом мест не более девяти, которыми можно управлять с "правами" категории "В".
Приведенная классификация - не единственная в Европе. Например, в программе оценки новых автомобилей на безопасность EuroNСAP применяют, сообразно своим задачам, градацию попроще. Аналог класса А - супермини, модели малого класса В отнесли к малым семейным, "гольфоподобные" (класс С) назвали большими семейными, а все остальные машины считают представительскими. Собственная группа, опять-таки, выделена мини-вэнам.
Классификации, применяемые в других частях света, отличает национальная специфика.
В США Агентство по охране окружающей среды придумало хитрую методику вычисления внутреннего объема: салон с двумя рядами сидений плюс багажник. Машины вместимостью меньше 2,4 м3, например наш VAZ 2109, называют мини-компактами (то есть меньше по американским меркам быть не должно). " Фольксваген Гольф" и даже " Ауди А4" превратились в субкомпакты, а среднеразмерными получили право называться аналоги "Форда-Торус". Полноразмерных моделей (" Кадиллак Де Виль", " Форд Краун Виктория") в производственных программах осталось совсем немного.
В Японии всего три класса легковых автомобилей. Причем в местные мини (длина - до 3300 мм, ширина - до 1400 мм, рабочий объем - не более 660 см3) не укладывается даже "Ока". Зато в малые (длина - до 4700 мм, ширина - до 1700 мм, рабочий объем - до 2 л) попадают аналоги вместительного "Москвича-2141", не говоря о ВАЗах. Все остальные автомобили считают стандартными.
В России классификацию автомобилей и отраслевые индексы моделей (табл. 2) ввели в 1966 году. Заводами давно не командует министерство, но производители продолжают использовать громоздкую и не всегда понятную систему нумерации моделей.
Все легковые автомобили обозначают индексами с цифрой 1 на втором месте. Первая цифра указывает на рабочий объем двигателя. Причем, переход от 1 к 2 не совпадает с делением на классы (см. табл. 2). Так, согласно отраслевым нормам, VAZ 2101, 2102 и 21013 с двигателем рабочим объемом 1198 см3 должны бы были называться - 1101 и т. д., а "восьмерка" с двигателем 1100 см3 (была такая экспортная версия - 21081) - ВАЗ-1108.
Третья и четвертая цифры - порядковый номер модели. Заводы присваивают их сообразно собственной логике. Помните: VAZ 2104 появился позднее "пятерки", а GAZ 3110 намного, если не навсегда, обогнал ГАЗ-3106. Пятая позиция - обозначение модификации. То есть VAZ 21083 - версия "восьмерки" с мотором 1,5 л (базовый двигатель 2108 - 1,3 л). Шестая цифра - специфическое исполнение, например, модификация с правым рулем или для тропиков. Позиции, расположенные после дефиса, обозначают варианты комплектации. ВАЗ применяет двузначные индексы (VAZ 21093-20 - "девятка" с впрыском), а ГАЗ - трехзначные (GAZ 3110-600 - "Волга" с дизелем по лицензии "Штайр").
Первые две позиции индексов фургонов и пикапов на базе легковых автомобилей (по классификации ЕЭК ООН - N2) указывают на тип машины (бортовая, фургон и т. д.) и его полную массу. Однако здесь производители часто отходят от старых отраслевых нормативов. Так, ВИС-2345 - фургон полной массой от 1,2 до 2 тонн должно бы именовать 2745 (23 - машина с бортовой платформой), а пикап Izh 27171 - наоборот. А у "Соболя" GAZ 2217 "по закону" обозначения должны меняться в зависимости от вместимости. Ведь шестиместный вариант входит в международную легковую категорию М1, а десятиместный - в автобусную М2.
А вообще, лучше бы длинные "телефонные" номера остались в заводской документации. Потребителю совсем необязательно знать, какой именно вариант впрыска стоит на его "Самаре", если система будет надежно работать.
Конечно, любая классификация условна. Ну, как считать одноклассниками "малые", по российскому делению, "Таврию" (50 л. с.) и VAZ 21103 (92 л. с.), тем более - "Хонду-Сивик" со 114-сильным мотором?
Пожалуй, самая корректная потребительская классификация - ценовая. Немцы сравнивают вазовскую "десятку" с " Дэу Матиз". А новый GAZ 3110 логично ставить рядом только с изрядно потрепанным "Мерседесом". Другие градации тоже имеют право на существование - чем мы и пользуемся, например, проводя тесты. Можно расставлять машины по мощности, типам кузовов и назначению (например, универсалы или кабриолеты), по конструкции и компоновке (полноприводные или рамные модели). Чем богаче становится мир автомобилей, тем больше поводов создавать новые "таблицы деления".
"Фольксваген-Лупо TDI" с 1,2-литровым дизелем - представитель европейского класса А. По японской и российской градации он - автомобиль малого класса.
Второклассник (В) "СЕАТ-Ивиса". Версия с мотором 1,1 л у нас - попадает в разряд особо малых, а остальные - в малый класс.
Оправдывая свое имя, "БМВ-Компакт" расположился в классе С (он же "гольф-класс"). По российским меркам, автомобиль с моторами 1,8 и 2,5 л - среднего класса.
" Дэу Леганза" в классе D соседствует с более именитыми моделями.