Место под солнцем
ТЕХНИКА
/КОНСТРУКЦИИ
МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ
КАК ТРУДНО СТАТЬ КАБРИОЛЕТОМ
ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ,
СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Даже в северных странах иногда бывает тепло и солнечно. Прокатимся в кабриолете?
Открытый автомобиль с несущим кузовом - сложная и дорогая конструкция, во многом отличающаяся от однофамильцев-седанов. Поэтому именитые компании доверяют делать такие машины специализированным фирмам - например, СААБ - финской "Валмет", а "Опель" - итальянской "Бертоне".
В структуру кузова вносят серьезные изменения. В передней части его усиливают балками. Так, у " Peugeot 206 СС" трубы диаметром примерно 40 мм сделаны из трехмиллиметровой стали и соединяют точки крепления двигателя с панелью пола на уровне передних сидений. Аналогичные усилители тянутся от передней части пола до багажника, дополняя лонжероны. У последних, кстати, стенки "пополнели" на миллиметр. Кроме этого, от поперечин пола до линии стекол идут вертикальные балки диаметром 40 мм при толщине стенки 4 мм. Стойка крепления ветрового стекла также толще обычной на 1,5 мм.
Салон и багажник открытых машин разделяет оребренная перегородка, приваренная к боковинам кузова. На хардтопах к усилителям перегородки крепят механизм подъема крыши. Задние крылья тоже связаны дополнительной поперечиной. Даже двери, хотя иногда и заимствуют у базовой модели, усиливают стальным профилем и навешивают на более выносливые петли.
Дополнительное "железо" придает кузову необходимую жесткость и неизбежно делает кабриолет тяжелее родственного купе. У компактных моделей "перевес" не меньше 60 кг, у больших кабриолетов и хардтопов - до 200 кг.
Довольно теории! Пора в путь. Только не забыть самое главное - опустить крышу.
На некоторых автомобилях это можно сделать даже на расстоянии, с брелока сигнализации. На недорогих моделях придется открыть пару замков на рамке ветрового стекла и отодвинуть тент назад, а убрав, прикрыть нишу, куда он прячется, специальным чехлом. Нехитрая операция занимает не больше полминуты, но сегодня кабриолеты и родстеры все чаще оснащают электроприводом. Нажал кнопку в салоне, и крыша почти бесшумно скрылась за сиденьями. Снять "шляпу" можно даже на ходу (говорят, у владельцев родстеров это считается особым шиком), но только если скорость не выше 10 км/ч. Блокировка необходима: на приличной скорости автомобиль с поднимающимся тентом превратится в неуправляемый парусник.
Конструкция хардтопов, разумеется, сложнее. Крыша " Peugeot 206СС" состоит из двух подвижных панелей, соединенных шарнирно сочлененными рычагами. Гидравлическая система, по которой под давлением до 130 бар циркулирует масло, приводит в действие рычаги и, соответственно, обе панели. Командует всей этой "кухней" электронный блок, упрятанный в центральной части кузова. На передней панели крыши есть две защелки, фиксирующие 45-килограммовую конструкцию в закрытом положении. Купе становится открытым автомобилем за 20 секунд.
Чтобы сложить жесткий верх более солидного БМВ-320, фирмам "Бертоне" и "Эдша" пришлось ломать крышу на три части. Однако принцип такой же, как у "Пежо", - "шапку" снимают два гидроцилиндра. Крыша уезжает в отведенную ей нишу между салоном и багажником, и на заключительной стадии ее накрывает специальная полка.
Специалисты "Ауди" сделали совсем необычный автомобиль. Помимо стандартного родстера на базе модели ТТ с автоматически убирающимся тентом, фирма предлагает вариант с двумя "головными уборами". Весной жесткую крышу можно снять вовсе, открыв три замка - два за спинками сидений, один - над рамкой ветрового стекла. Делать это придется паре неслабых мужчин - пластмассовый колпак не только громоздкий, но и тяжелый. Зато под зимней ушанкой - легкая панама: тент, хоть и опускаемый вручную, но подвластный даже женским рукам.
Вот ощущение, ради которого стоило строить такой сложный автомобиль! Под ласковыми солнечными лучами и восторженными девичьими взглядами выезжаем из пыльного загазованного города. Оказывается, удовольствие от поездки резко снижается с увеличением скорости. Ближе к 100 км/ч не то что разговаривать, дышать в продуваемом встречным потоком салоне становится трудно.
Чтобы создать в машине микроклимат, не нужно снижать скорость или останавливаться, достаточно поднять боковые стекла. На многих машинах есть еще одно стекло за сиденьями. Теперь даже на скорости за 100 км/ч можно вести негромкую беседу.
И все-таки на поворотах нога сама тянется к педали тормоза. Как-то неуютно в автомобиле без жесткой крыши и мощных боковых стоек.
По статистике, около 30% аварий, в которые попадают родстеры и кабриолеты, заканчиваются переворотом. Видимо, среди владельцев этих машин особенно много "горячих голов" (потому и выбирают они продуваемые автомобили?). Конечно, ехать в открытом автомобиле, не пристегнувшись ремнем безопасности, может только самоубийца. Если же путешественники не пренебрегают элементарным требованием, шансов пострадать при перевороте у них, по уверениям производителей, не больше, чем у тех, кто имеет постоянную крышу над головой.
Основным элементом безопасности служит рамка ветрового стекла, которая значительно изощреннее по конструкции, чем у седанов, купе и хэтчбеков. Как правило, она состоит из нескольких профилей различной жесткости. Позади сидений установлены специальные мощные дуги. Обычно они жестко связаны с поперечиной кузова, установленной между салоном и багажником.
Дизайнеры "Мерседес-Бенца" решили, что дуги портят аристократичный костюм. На кабриолете SL спасительная дуга, а на модели CLK два специальных сверхпрочных подголовника поднимаются только в критической ситуации. Ее распознает бортовой компьютер, получающий информацию от датчиков аварийного крена. Всего за 0,35 с машина "выстреливает" дугой или подголовниками. Любопытно, что подголовники CLK срабатывают и при наезде сзади. Кстати, их можно активизировать самостоятельно - нажатием кнопки. Очень хороший способ удивить прохожих!
Ну вот, пора возвращаться. Конечно, поездить в кабриолете очень приятно. Но за удовольствие придется платить...
И не только заботами о мягком тенте (в инструкции к автомобилю этому мероприятию посвящена отдельная страница) и волнениями по поводу его целостности: не ровен час машину заметит желающий проверить "тряпку" на прочность. Современный кабриолет или родстер дороже жесткого собрата в среднем на 5-13 тысяч долларов. Чем престижней базовая модель, тем больше придется платить за "солнечную" версию. Кроме того, тяжелые машины прожорливее (особенно с опущенной крышей - сказывается ухудшение аэродинамики) на 0,1- 0,7 л/100 км по сравнению с аналогичными купе.
Впрочем, многие считают все это справедливой платой за место под солнцем.
НАША СПРАВКА
Кабриолет - двух- или четырехдверный автомобиль со сдвигающейся назад мягкой крышей - тентом.
Родстер, спайдер - двухдверный двухместный (реже 2+2) автомобиль с мягкой крышей, убирающейся в специальную нишу за сиденьем.
Хардтоп - двухдверный автомобиль со складывающейся жесткой крышей. Такие кузова иногда называют также купе-кабриолет или родстер с жесткой крышей.
Купе " Peugeot 206 СС" превращается в родстер всего за 20 секунд.
Надеть на " Ауди ТТ" "панаму" несложно; гораздо тяжелее натянуть "зимнюю шапку".
Мощные дуги обеспечивают безопасность, а подъемное стекло - комфорт.
При критическом крене спасительная дуга "выстрелит" раньше, чем пассажиры успеют испугаться.
БМВ-520 работы "Бертоне".