Ток-шоу
ТЕХНИКА
/КОНСТРУКТОР
ТОК-ШОУ
ПРОЕКТИРУЕМ АВТОМОБИЛЬ:
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ
И КОЕ-ЧТО О ВОЛЬТАХ
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ, АНТОН ЧУЙКИН
ЧТО МЫ НАДЕЛАЛИ?
Полгода назад мы принялись за "лучшую машину для среднего россиянина 2005-2010 гг.". Пройдя примерно половину пути, оглянемся назад (ЗР, 2002, № 2-6). Трезво оценивая экономическую ситуацию - богачами нам пока не быть, поставили во главу угла доступность будущей машины. Цена - 5-6 тыс. долларов - и желание сделать автомобиль надежным и современным определили его класс и размеры: 3850х1680х1700 мм. Сэкономив на габарите, по цене "десятки" мы предлагаем машину меньше, но лучше!
Такое утверждение, конечно, требует доказательств. Извольте: у нас готов кузов. Кроме хорошей окраски и стойкости к коррозии, любой, даже недорогой автомобиль должен привлекать будущих хозяев оригинальным обликом. На наш взгляд, дизайнерское бюро со своей задачей справилось - кузов выглядит небогато, но наверняка понравится потенциальным покупателям. Другое важное достоинство - несмотря на класс, в автомобиле не тесно пяти пассажирам, а в багажнике поместится корзина, картина, картонка и прочее. Машинка получилась, что называется, внутри больше, чем снаружи.
Ладному кузову необходим надежный мотор. Пожалуйста, несколько двигателей уже накручивают мото-часы. Это оригинальной конструкции бензиновый агрегат объемом 1,4 л с двумя вариантами головок: 8- и 16-клапанной и лицензионный дизель "Фольксваген". Диапазон мощностей пока - 45-60 кВт/61-82 л. с. В оговоренную цену уложится лишь самый слабый и простой бензиновый мотор: за мощность надо платить! Кстати, в дальнейшем гамма силовых агрегатов пополнится двигателем 1,6 л. Распределенный впрыск будет работать на узлах "Бош" - уже совсем не редких в России (присоседимся к ВАЗу). Моторы выполняют нормы Евро III на бензине с октановым числом от 91 (все-таки мы в России!) до 95 (а не в сердце Африки). При переходе на следующий уровень экологических требований от дешевого восьмиклапанника, очевидно, придется отказаться...
Основной вариант трансмиссии - передний привод: от поперечных мотора и пятиступенчатой коробки через главную пару и симметричный дифференциал колеса вращают равной длины (взаимозаменяемость!) валы со ШРУСами. Предусмотрели мы и модификацию 4х4, где задние колеса жестко подключаются через муфту. Учитывая более высокую посадку машины, надеемся на теплую встречу на селе. Напротив, обеспеченных горожан за доплату порадуем электронным переключением передач: устройство стыкуется с базовой коробкой.
Пока это все. Продолжим конструировать машину для России: на очереди электрика и электроника.
ВОЛЬТИЖИРОВКА
Первое, что необходимо выбрать - напряжение бортовой сети. Еще не так давно альтернативы 12-вольтовому стандарту для легковых автомобилей не было. Однако сейчас специалисты говорят уже о троекратном увеличении напряжения на клеммах батареи - до 36 В (при работе генератора оно будет выше, поэтому стандарт не совсем корректно называют 42-вольтовым).
Это позволит избежать слишком больших потерь при питании мощных потребителей, снизить сечение (и массу) проводов - ведь большее напряжение позволит уменьшить токи! Нынешний "низковольтный" стандарт сдерживает развитие и внедрение электроусилителя руля, тормозов с электроприводом, компрессора кондиционера и прочих мощных перспективных устройств.
С другой стороны, автомобильный мир не готов разом перейти на новый стандарт, ведь он потребует замены всех устройств, от аккумуляторов до лампочек! Кто станет первой ласточкой и поведет за собой остальных? При всех "высоковольтных" соблазнах мы на это не отважимся... Ибо прекрасно представляем себе взмыленного отца семейства, который выныривает из-под вывески "Автозапчасти" с нехорошими словами: и здесь нет моторчика омывателя на 36 В!
Нам остается дожидаться серийных 36-вольтовых первенцев из-за рубежа, "довольствуясь" пока втрое меньшим напряжением. Благо, очень мощных устройств, особенно в базовой комплектации, нам не нужно: пользуясь невеликими массой и размерами, "экономим электричество"! А на богатых версиях пока примиримся с потерями...
МЕЖДУ ПЛЮСОМ И МИНУСОМ
Для стандартной комплектации машины ограничимся минимумом потребителей. Всех, конечно, не перечислить, но вот что приятно выделит нашу машину. Насос АБС - современной машине без этой системы нельзя, и мы сможем воспользоваться готовыми разработками (благо, нынешние АБС доведены до ума). Маломощные фары дневного света, делающие машину заметной: пусть включаются автоматически после пуска двигателя (зря мы что ли агитируем? См. ЗР, 2001, № 11; 2002, № 6). Иммобилайзер, блокирующий от ключа-транспондера блок управления мотором. Наконец, звуковой сигнализатор, издающий "до-ми-соль", если вы забыли выключить "габариты" (фары погаснут сами при выключении зажигания) и открыли дверь.
Уделим внимание одной полезной мелочи - свету в салоне. На высоком потолке нашего универсала разместим яркие люминесцентные лампы: один плафон над передними сиденьями, второй - над багажным отделением, чтобы каждый срабатывал от "своих" дверей. А в последних предусмотрим внизу подсветку - чтобы не споткнуться о бордюр или не наступить в мокрое...
За отдельную плату получите все многообразие дополнительных устройств - от подогрева сидений до электроусилителя руля, от климат-контроля до люка с электроприводом (механический, кстати, неудобен - высоко...)
ЭЛЕКТРОКУХНЯ
Начнем с одного из источников тока - генератора. Он будет довольно мощным уже в базовой версии - 1 кВт, чтобы легко обслуживать и те устройства, которыми дополнительно оснастит машину будущий хозяин.
В проводке готовим маленькую революцию: не замахнуться ли нам на мультиплекс? Вместо толстых пучков по всей машине проложена шина - несколько проводов, которыми параллельно связаны исполнительные блоки. Каждое такое устройство отвечает за свой "кусочек" автомобиля - например, за головную светотехнику или двигатель.
Несмотря на дополнительные расходы на производство и монтаж исполнительных блоков (кстати, при серийном выпуске затраты будут незначительными), такая схема предпочтительнее для нашего будущего автомобиля. Ведь чтобы "наполнить" базовую модель опциями, не придется тащить дополнительные пучки проводов - достаточно просто подключить разъемы к шине. Кроме того, мы экономим на километрах медных проводов и в разы упрощаем монтаж электрооборудования. С облегчением вздохнут и ремонтники - в мультиплексной системе проще искать и устранять возникающие неисправности.
Электроники в современном автомобиле становится все больше, поэтому в дальнейшем мы еще не раз встретимся с умными системами. Кстати, не далее чем через месяц в Бюро подвесок.
Схема расположения модулей мультиплексной системы
(базовая комплектация).
Модуль АБС
Модуль двигателя
Модуль приборной панели
Модули светотехники
Модули дверей
Центральный модуль