"буран" с урала

"БУРАН" С УРАЛА

ТЕХНИКА

/ НАШЕ ЗНАКОМСТВО

"БУРАН" С УРАЛА

ПОЕЗД ИЗ ЦЕНТРА РОССИИ

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ

ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ

Не пугайтесь, это не штормовое предупреждение и не выдержка из прогноза погоды. Просто к нам в столицу прибыл автопоезд с седельным тягачом "Буран", изготовленным на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ) совместно с ООО "Буран Стайлинг Ателье". Чтобы стала ясна важность события, обратимся к родословной. Ведь для автомобиля, как и для человека, важна наследственность, во многом определяющая его здоровье. Напомним, что УАМЗ долгие годы был дочерним предприятием ЗИЛа, где изготовляли узлы и агрегаты для грузовых автомобилей. Затем поэтапно освоили сборку и производство - сначала трехоски ЗИЛ-157, потом ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130 (4314).

Подспорьем для выживания УАМЗ в условиях рынка оказалось переданное с ЗИЛа производство дизельного двигателя ЗИЛ-0550, конвертированного из бензиновой восьмерки ЗИЛ-508 (130). С 2001 года ЗАО "УАМЗ" стало самостоятельным предприятием. Сейчас завод продолжает выпускать грузовые и специальные автомобили под "покровительством" холдинга "РусПромАвто".

"Буран", опытный образец магистрального тягача с колесной формулой 4х2, можно рассматривать как первый шаг Уральского автомоторного к расширению гаммы. Построенный на довольно выносливых зиловских узлах и агрегатах, изготовленных УАМЗом, он предназначен для буксировки полуприцепов, имеющих передний вылет до 2040мм. В нашем случае общая масса полуприцепа - 19100кг. Следуя практике зарубежных фирм, на данной базе можно в перспективе варьировать сочетания несущих мостов и силовых агрегатов под конкретные условия эксплуатации и пожелания заказчика. Очевидно, именно с позиций практичности и удешевления производства выбрана капотная компоновка. Она имеет свои недостатки - увеличение длины тягача, а значит, уменьшение полезной длины полуприцепа (поскольку габариты автопоезда лимитированы) и некоторое ухудшение маневренности, но в то же время дает ряд преимуществ. Во-первых, меньше конструкторских проблем при установке двигателей других моделей (больших габаритов). Во-вторых, лучше пассивная безопасность, поскольку при столкновении выше вероятность сохранения жизненного пространства экипажа. В-третьих, для обслуживания и мелкого ремонта силового агрегата нет необходимости откидывать громоздкую магистральную кабину, не забывая закрепить внутри разнообразный скарб. Но перейдем от общих рассуждений к конкретике и попробуем оценить, насколько данный образец соответствует канонам дальнобойного тягача.

Внешний вид - вполне представительный, с удачно подобранной цветовой гаммой - не оставляет сомнений в назначении автомобиля. Развитый передний спойлер с противотуманными фарами, плавные обводы капота и крыльев, удлиненная и высокая кабина, верхняя часть которой образует драгфойлер (обтекатель для полуприцепа), объединенный с боковыми закрылками, межколесные щитки - все это призвано снижать аэродинамическое сопротивление автопоезда.

Кабина изготовлена ООО "Буран Стайлинг Ателье" по техническому заданию специалистов УАМЗ. Ее металлический каркас обшит стеклонаполненным полиэфирным композитом, как и элементы оперения. По утверждению изготовителей, конструкция достаточно технологична в производстве и при эксплуатационном ремонте. Кроме того, сам пластик обладает неплохими шумо- и теплоизоляционными свойствами. Элементы крепления кабины к раме (через торсионную подвеску с амортизаторами) и остальная начинка, включая замки дверей, стеклоподъемники, трехсекционные стеклоочистители, приборы и клавиши переключателей, регулируемую по высоте и наклону рулевую колонку, педальный узел, использованы от модели 4331. Задняя часть кабины, в соответствии с самыми современными тенденциями, представляет жилой блок. Здесь можно выпрямиться в рост, чтобы переодеться. К услугам экипажа спальное место, шкафчики для личных вещей и одежды, телевизор, холодильник, плита для разогрева пищи, умывальник и даже биотуалет.

Силовой агрегат - восьмицилиндровый дизельный двигатель модели ЗИЛ-0550.40 - турбонаддувная модификация мотора 0550 рабочим объемом 6,28л. Его номинальная мощность - 180 л.с. (против 135 л.с. у модели без наддува). Коробка передач - девятиступенчатая. Передняя и задняя подвески - рессорные. Задний мост - с принудительной блокировкой, включаемой клавишей с места водителя. Тормоза - барабанные пневматические.

Но вот предварительное знакомство закончено, двинемся в путь. Подняться в кабину и спуститься не составляет труда: широкие ступени расположены низко, не то что у бескапотников. К организации рабочего места есть замечания, но они адресованы скорее зиловским конструкторам. Подрулевые переключатели короткие и чрезмерно удалены от рулевого колеса. Пластиковая панель приборов аккуратная и удобная, а вот расположение некоторых клавиш и переключателей хотелось бы изменить с учетом требований эргономики. Неплохо бы обеспечить и более четкую фиксацию водительского сиденья, исключив угловую раскачку.

В движении с самого начала возникает некоторое чувство дисгармонии внушительного внешнего вида и динамических возможностей автомобиля. Причина ее - в несогласованности передаточных чисел трансмиссии с характеристиками опытного двигателя 0550.40. Из-за этого затруднено троганье, да и разгон недостаточно уверенный. Тормозная динамика неплохая, а вот усилие на рулевом колесе при маневрировании в стесненном пространстве желательно снизить. В остальном надежность управления автопоездом приемлемая. Хороша обзорность и чувство передних

габаритов, отлично

видно дорогу в большие зеркала. Внутренний шум в кабине и вибронагруженность невысокие, что позволяет экипажу спокойно общаться и слушать радио.

Наладить производство конкурентоспособного магистрального тягача не просто. Успех дела во многом зависит от верной постановки задачи и выбранного пути ее реализации. Отечественные грузоперевозчики нуждаются в надежных и комфортных, отвечающих современным требованиям магистральных тягачах. Создание "Бурана" - реальный шаг на пути решения этой проблемы. А опытный образец на то и опытный, чтобы недочеты, выявленные в нем, не перекочевали на серийную продукцию.

"БУРАН-СТАЙЛИНГ"

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: снаряженная масса (тягач) - 5900кг; полная масса (автопоезда) - 25000кг; нагрузка на переднюю ось - 4200кг, на заднюю ось - 10000кг; число мест в кабине (сидячие/спальные) - 2/1; максимальная скорость - 95км/ч; время разгона с места до 60км/ч - н.д.; расход топлива при 60км/ч - 20 л/100 км; минимальный удельный расход топлива - 154г/л.с./209кг/кВт; запас топлива - 620л; топливо - дизельное. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6895; ширина - 2500; высота - 4000; база - 4660; колея спереди/сзади - 1930/1650. ДВИГАТЕЛЬ: ЗИЛ-0550.40, дизельный, V8, с углом развала V - 90°, с камерой сгорания в поршне, турбонаддув с промежуточным охлаждением воздуха; рабочий объем - 6280 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 100х100 мм; степень сжатия - 18; мощность - 132 кВт/180 л.с. при 2400 об/мин; максимальный крутящий момент - 550 Н.м при 1400-1800 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: колесная формула - 4х2; привод на задние колеса; коробка передач - механическая девятиступенчатая; передаточные числа: I - 11,4; II - 8,26; III - 6,10; IV - 4,52; V - 3,33; VI - 2,48; VII - 1,83; VIII - 1,355; IX - 1,00; з.х. - 8,00. ПОДВЕСКА: спереди и сзади - зависимая рессорная. ТОРМОЗА: барабанные с пневматическим приводом. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: "винт с шариковой гайкой + поршень-рейка (гидроруль)", передаточное отношение - 20. РАЗМЕР ШИН: 260R508.

Подпишитесь на «За рулем» в