Реконструкция МКАД: разомкнется ли круг?
Заммэра столицы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин отчитался перед Сергеем Собяниным об итогах работы Стройкомплекса за первые семь месяцев этого года. Доклад получился долгий и всеобъемлющий, но нас, в основном, интересовали результаты в сфере дорожного строительства. Практически все отведенное время заммэра рассказывал о реконструкции МКАД. Как оказалось, клеверные развязки, которые сейчас активно перестраиваются, не единственная проблема кольцевой дороги. С начала года Стройкомплекс трудится над концепцией комплексной реконструкции кольцевой магистрали, и уже к концу года она должна быть представлена общественности. Пока же Хуснуллин лишь приоткрыл завесу тайны.
Конечно, основной задачей строителей по-прежнему остается возведение эстакад и направленных съездов на МКАД на развязках клеверного типа. Стройкомплекс представил 3D-модели 12 пересечений, работы на которых уже ведутся или должны начаться в ближайшее время. Четыре развязки будут сданы в эксплуатацию до конца года – это пересечения с Волгоградским и Мичуринским проспектами и Можайским и Дмитровским шоссе. Профсоюзная улица и Рязанский проспект ждут результатов торгов, которые определят подрядчика строительства. На стадии проектирования сейчас находятся развязки с улицами Генерала Дорохова, Липецкой и Волоколамским шоссе.
Суммы, которые планируется потратить на переделку «клеверов», исчисляются восемью, а то и девятью нулями, однако точных цифр заммэра не назвал. Зато обратил внимание на то, что часть бюджета удастся сэкономить за счет привлечения инвесторов. На данный момент власти договорились с ними насчет трех развязок – на частные инвестиции будут реконструированы пересечение МКАД с улицей Верхние Поля, развязка напротив торгового центра «Вегас» и так называемая Бесединская развязка, расположенная на 20-м км кольцевой дороги.
Среди других проблем Хуснуллин отметил недостаточную пропускную способность съездов с кольца, отсутствие достаточного количества дорог-связок между соседними районами, в результате чего МКАД используется как межрайонная дорога, а также расположение различных торговых центров, кафе и автозаправочных станций в непосредственной близости от трассы.
Большую часть этих проблем власти рассчитывают решить не за свои деньги. Так, съезды к крупным торговым центрам вдоль МКАД, у которых часто образуются пробки, придется расширять самим владельцам объектов. Ревизия показала, что более сотни съездов или выездов построены с нарушениями. Кроме того, власти рассматривают возможность предоставления земельных участков рядом с кольцевой дорогой инвесторам, которые, в свою очередь, возьмут на себя обязательства по строительству всей примыкающей к МКАД инфраструктуры.
Сама дорога после реконструкции значительно шире не станет (только за счет обустройства дополнительных разгонных полос при въездах и съездах), но локальные работы будут проводиться практически на всем ее протяжении. И тут Стройкомплекс уже позаботился об инвестициях – как минимум двенадцать отрезков МКАД отремонтируют инвесторы. В числе таких участков вице-мэр назвал следующие: от Варшавского шоссе до проезда Карамзина; от проезда Карамзина до Ленинского проспекта; от Можайского шоссе до Молодогвардейской улицы; от Молодогвардейской улицы до Рублевского шоссе; от Звенигородского проспекта до Волоколамского шоссе; от Волоколамского шоссе до Ленинградского шоссе; от Ленинградского шоссе до Дмитровского шоссе; от Дмитровского шоссе до Осташковского шоссе; от Осташковского шоссе до Ярославского шоссе; от шоссе Энтузиастов до улицы Молдагуловой; от улицы Верхние Поля до Бесединского моста; от Бесединского моста до Каширского шоссе.
Последний способ разгрузить МКАД – строительство дублеров, которое уже ведется на юго-западе
Наконец, последний способ разгрузить МКАД – строительство локальных дублеров, которое уже активно ведется на юго-западе, на территории Новой Москвы. Один из таких дублеров Сергей Собянин открыл в начале августа – это дорога от Боровского до Киевского шоссе, которую привели в порядок и расширили вдвое – с двух до четырех полос. Также, по словам Хуснуллина, в дублере остро нуждается отрезок МКАД от Ленинского проспекта до Можайского шоссе.
Вердикт
Сергей Настин, редактор:
– Последняя масштабная реконструкция МКАД пришлась на середину 90-х годов, тогда количество полос увеличили с двух аж до пяти в каждую сторону. Но и такого огромного расширения хватило меньше, чем на 20 лет, ведь кольцевая дорога вновь практически исчерпала свою пропускную способность. Только сейчас ситуация серьезнее, чем в прошлый раз, потому что расширять дорогу некуда – территории вокруг оккупированы мегамоллами. Вот и остается лишь переделывать развязки, расширять съезды да пытаться всеми возможными способами переманить часть потока с МКАД на другие дороги, такие как ЦКАД или дублеры. Но будет ли этого достаточно для того, чтобы хотя бы удержать нынешний уровень загруженности? Или стремительная автомобилизация в итоге заставит кольцо замкнуться?