Музей домашней выделки
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/СТАРЬЕ БЕРЕМ
МУЗЕЙ ДОМАШНЕЙ ВЫДЕЛКИ
САМОЕ ДОСТУПНОЕ РЕТРО - ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МАШИНЫ СЕРЕДИНЫ ПРОШЛОГО ВЕКА
ы ТЕКСТ, ФОТО / ЕВГЕНИЙ ПЕВЗНЕР
Лет 30 назад на улицах еще встречались довоенные автомобили, наши и иностранные, а "победы" и "москвичи-407", не говоря о "21-х" "волгах", считались вполне приемлемым транспортом. Сегодня это уже ретро - машины, не вполне пригодные для повседневной езды, радуют глаз ностальгической внешностью и вызывают теплые чувства.
Любителя старины массовые советские модели - "победы", "волги" и "москвичи" - привлекают сочетанием невысокой цены, доступными запчастями, несложным обслуживанием и ремонтом, которые можно выполнять самостоятельно. Ведь реставрация собственными руками - один из самых приятных моментов в жизни истинного энтузиаста.
Итак, мечта сбылась: в гараже - старенький, но "не убитый" автомобиль. Начнем приводить его в порядок.
Для очистки кузова от старой краски и ржавчины удобен знакомый опытным ремонтникам электроинструмент с комплектом насадок: резиновый абразивный круг, "шарошка", каменные абразивные круги. Резиновым снимают краску и немного - ржавчину, не обдирая металл; каменные круги нужны для очистки от глубоко въевшейся ржи. От старого антикора избавляются, смочив его бензином. Через некоторое время покрытие разбухает и легко снимается шабером. Для снятия краски можно воспользоваться смывкой (особенно удобны препараты в аэрозольных баллончиках) или техническим феном, которым краску или антикор нагревают до отслаивания.
Для заделки пробоин придется приобрести комплект газосварочного оборудования. Поучившись у сварщика-профессионала, вы убедитесь, что работать горелкой совсем несложно. В продаже есть клещи для точечной сварки и полуавтоматы для сварочных работ в нейтральной среде. Этим оборудованием пользоваться еще проще и безопаснее.
Детали оперения еще можно найти на рынках и по объявлениям. Цены - вполне приемлемые. Скажем, за капот "407-го" "Москвича" просят рублей 400, за крылья - по 150. Нужно помнить, что у автомобилей разных лет выпуска при внешней похожести деталей могут не совпадать крепежные отверстия. Пример - передние крылья "Волги" второй (1958-1962 гг.) и третьей (1962-1970 гг.) серий. Купленным деталям продлевают жизнь, протравив преобразователем ржавчины и покрыв изнутри мастикой (например, битумно-каучуковой). Не забудьте прокладки между кузовом и крыльями! Заменители часто делают из листовой резины.
Красят машину импортными эмалями воздушной сушки или отечественной МЛ-12. Кстати, использовав последнюю, можно получить абсолютно тот же цвет, в котором автомобиль вышел из ворот завода. Окрасочные технологии для машин-ветеранов не отличаются от современных, поэтому многие доверяют работу специалистам. Однако не все маляры желают возиться с ветераном, мотивируя тем, что быстрее и выгоднее покрасить три "жигуля".
Самый большой вопрос - хромированные детали. Достать их в хорошем состоянии довольно сложно. Элементы решетки радиатора на части "побед" (выпуска до 1955 года) делали из латуни, поэтому они не ржавели. Увы, на более поздних автомобилях применяли сталь. Хромировать узел заново? Это очень дорого, да и не везде берутся обработать крупные элементы, например бамперы. Как альтернативу, можно попробовать импортные краски "под хром".
Пластмассовые детали салона со временем начинают разрушаться. Найти хорошие нелегко, к тому же и они скоро "поплывут" или потрескаются. Некоторые владельцы на зиму снимают весь пластик с машины и держат дома, в тепле.
Ремонт двигателя и коробки передач вполне по силам опытному автомобилисту. Детали ищите в закромах владельцев старых машин, а некоторые можно снять с "мертвых" авто. Кое-что подходит и от более поздних моделей, особенно это касается "Волги" ГАЗ-21. Двигатель объемом 2,45 л от УАЗа встает "один в один": ведь по сути, он "двадцать первый" - отличается лишь навесными агрегатами, например полнопоточным масляным фильтром. Легко поставить на "волговский" мотор уазовский карбюратор - посадочные места однокамерных приборов не меняли.
Масло заливают современное минеральное. Иногда удается подобрать сменный элемент фильтра тонкой очистки. "Победе", например, подойдет элемент Н 926/4 фирмы МАНН.
Если необходимо привести в порядок бензобак, его снимают, проветривают, очищают, затем латают "холодной сваркой" или запаивают. Чтобы не возвращаться к этой работе, бак снаружи покрывают "антигравием" или иной защитой.
Подвески ветеранов особых хлопот не доставляют. Отремонтировав узел на совесть, можно забыть о нем надолго. Ведь машины приспосабливали для езды по гравию и ухабам, а теперь под колесами, как правило, ровный асфальт, да и годовой пробег - минимальный. Конечно, нельзя пренебрегать шприцеванием!
На "москвичи-407" и "403" подходят многие детали машин поздних семейств. Например, на "407-й" идеально встают амортизаторы со втулками их крепления от "412-го", также тормозные колодки и резиновые втулки тяг переключения передач.
С ремонтом тормозных систем у изобретательных владельцев тоже не будет проблем. Главное - не забывать обоснованных требований Правил в части руля и тормозов и не пытаться лепить к "москвичам" японские гидроусилители б/у.
Для "21-й" "Волги" большинство деталей (исключая главный тормозной цилиндр) подходят от "двадцатьчетверки" или УАЗа. Главную тормозную магистраль "407-го" "Москвича" можно заменить "волговской", установив родные штуцеры. Тормозная жидкость БСК пока не дефицит, проблема лишь в появившихся во множестве подделках. БСК можно заменить современными жидкостями, естественно, предварительно тщательно промыв всю систему.
Вам достался автомобиль с усилителем тормозов, позаимствованным от более поздних моделей? Кстати, такое изменение зачастую допускал завод-изготовитель. Можно вернуть на место оригинальные узлы и детали. Но если вы планируете ездить часто, то с гидровакуумником будет спокойнее, а удивить кого-то на 100% оригинальной машиной 50-60-х годов все равно не удастся. Таких и без вашего автомобиля хватает.
Кстати, вряд ли сумеете сохранить все родные гайки. Например, на "Победе", строго говоря, не должно быть ни одной под ключи "на 8", 10 или 13 мм; все, соответственно, на 1 мм больше!
У владельцев автомобилей 50-х годов часто возникают проблемы с электрооборудованием. На машинах тех лет к "массе" подключали "плюс", поэтому многие меняют всю систему. Конечно, с точки зрения "высокой реставрации" это неправильно. Однако тот или иной электроприбор рано или поздно попросит замены... а где искать работоспособный оригинал?
К счастью, благодаря "жигулям" практически нет проблем с фарами. Оптические элементы от VAZ 2101 и его модификаций идеально приживаются на "21-х" "волгах" и "407-х", "403-х" "москвичах".
В общем, довести до ума массовый отечественный автомобиль нетрудно и не очень дорого. А наградой за работу станет осознание того, что вы всерьез приобщились к семье реставраторов, а также добрые улыбки прохожих и водителей современных авто...
1. Под капотом ГАЗ-21 1959 года "100%-ный оригинал", в том числе высоковольтные провода в тканевой оболочке и бачок центральной системы смазки передней подвески (справа от главного тормозного цилиндра).
2. У ранних "волг", где на кузове был "плюс", шкалу датчика температуры читали справа налево.
3. Так выглядит родной интерьер "Москвича-407". Как правило, восстановление салона доверяют специализированным мастерским. Но они, конечно, используют современные материалы.
4. Руль в хорошем состоянии от "Победы" первых лет выпуска нынче огромная редкость. На поздних машинах ставили "волговский".
АВТОР БЛАГОДАРИТ ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА РАЙМУНДАСА ЖВИНАКЯВИЧЮСА И НИКОЛАЯ ХМЕЛЕВСКОГО.