Терминатор
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/ЭКСПЕРИМЕНТ
ТЕРМИНАТОР
РАЗДЕЛИЛ ДВЕ МАШИНЫ ПОПОЛАМ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, МАКСИМ САЧКОВ
Терминатор, от латинского termino - граница между освещенной и неосвещенной частями поверхности планет, а если в широком смысле - между черным и белым, добром и злом... Мы провели эту линию точно посередине "Жигулей" и "Волги": обработали одну сторону кузова дополнительным антикором, другую - оставили лишь под защитой заводских покрытий... Как противостоят машины коррозии?
VAZ 21045. Правую сторону на новом автомобиле весной 2000 года обработали "Тектилом", в переднюю и заднюю колесные ниши установили пластиковые подкрылки. Спустя год осмотрели скрытые полости, проверили состояние кузова и днища. Тогда оценки были очень близки: по пятибалльной шкале правая (обработанная) и левая (необработанная) получили 4,33 и 4 балла соответственно (ЗР, 2001, №9). Теперь, после двух лет ежедневной эксплуатации и пробеге 80 тыс. км, разница стала внушительной (см. таблицу).
Капот и передние крылья "четверки" усыпаны сколами. По сравнению с прошлой весной их стало больше, правда, потемнеть "раны" не успели - развитию коррозии пока сопротивляется заводской грунт. Зато коричневые точки проступили на рамке ветрового стекла, да и места соединения стоек с крышей окрасились в непривлекательный рыжий цвет. На обработанной дополнительно правой половине этот налет заметен несильно, зато на незащищенной левой сразу бросается в глаза.
Плохая вентиляция и постоянные температурные перепады в подкапотном пространстве помогли ржавчине. С левой стороны она развивается в соединениях брызговика с крылом и усилителем стойки. Сварные швы справа пока не тронуты, ибо защищены слоем антикора. Снаружи капот выглядит прилично. Но опытный глаз, да еще вооруженный эндоскопом, усмотрел-таки внутри, на необработанной половине, первые признаки коррозии.
Правые двери, "пролитые" антикором, внешне нареканий не вызывают, зато со стороны водителя, около соединений панелей с рамками стекол уже появились многочисленные язвы. Через год, максимум два ржа прогрызет на этих местах дыры. Внутри левых дверей зацвели верхние и нижние сварные швы, многочисленные рыжие точки появились и на ровных поверхностях металла.
Пятая дверь - больное место отечественных универсалов и хэтчбеков. На экране эндоскопа - грустное кино: рыхлая ржавчина в левом углу двери. Ждать дыр осталось недолго. С противоположной стороны внутренние полости идеальными тоже не назовешь, но процесс протекает медленнее - сказывается влияние защитного состава.
Передние лонжероны покрыты заметным рыжим налетом, а у левого, необработанного, заржавели еще и точки крепления. Под правым подкрылком - нетронутый слой мастики и... оса, которая прилетела на липкое два года назад. Если бы подкрылок закрывал и левую нишу, то, вероятнее всего, даже не обработанный антикором металл был бы целее. Мы добились желаемого и одновременно печального результата: еще одна зима - и ржавчина, съев остатки металла, превратит верхнюю кромку крыла в труху.
Нижняя часть левого необработанного порога очищена от краски дорожной "пескоструйкой" с тщательностью добросовестного жестянщика. Место краски и грунта, естественно, занимает ржавчина. Антикор на правом пороге отработал на совесть - "железо" здесь почти не пострадало.
В отличие от правой задней арки, незащищенная изрядно побита мелкими камешками - идеальные условия для ржавчины. С левой стороны, не покрытой мастикой, уже начинает цвести усилитель пружины. Поразила вездесущая ржа и так называемые карманы - ниши в хвостовой части между крылом, лонжероном и задней панелью. Слева, где нет антикора, естественно, гораздо больше.
Подведем итог. Мы знали, что будет плохо, но надеялись, не так скоро - уж больно существенная разница между двумя половинками "четверки". Через год некоторые левые (в прямом смысле) детали проржавеют насквозь. Нам остается констатировать печальный факт - эксперимент удался, полмашины гниет заживо.
GAZ 3110. Не секрет, что кузова "волг" прежде не отличались высокой стойкостью к коррозии. Это подтвердили долгосрочные испытания редакционного GAZ 31029/">GAZ 31029 (ЗР, 2000, № 4). С тех пор завод изменил технологию: теперь машины, прошедшие все круги американского окрасочного комплекса, комплектуют подкрылками и даже защищают внутренние полости "Ваксойлом". Может, хоть "волги" теперь не надо дополнительно защищать?
На полтора года позже тольяттинского универсала, осенью 2001-го, мы начали подобный эксперимент с новеньким GAZ 3110, окрашенным и обработанным антикором на комплексе "Хайден" (ЗР, 2002, №1). На этот раз дополнительно защитили (по примеру завода выбрали "Ваксойл") левую сторону машины: говорят, она меньше страдает от песка и камней. Итак, первая зима позади...
Хотя капот и борта получили уже несколько мелких ран, под краской - не ржа, а белый грунт, надежно защищающий металл. Конечно, хотелось бы, чтобы металлик держался лучше, как на иномарках! Но хорошо уже то, что на заводе краску кладут на прочный фундамент. На старенькой "двадцать девятой" краска на грунте держалась, но последний легко отваливался от металла.
Пока снаружи ржа появилась лишь в задней части правого необработанного водосточного желоба. Увы - раны, нанесенные зимними дорогами, уже видны на массивных новомодных бамперах и дверных ручках. На первых - рыжие отметины, на вторых - матовые каверны. Ничего страшного, но вид у "Волги" стал менее опрятным. Обидно.
Заводской пластизоль на днище и под крыльями держится хорошо. Исключение - правый передний лонжерон, где покрытия, похоже, не было вовсе. Не то рабочий, поливая днище антикором, умудрился пропустить этот участок, не то металл был жирный и пластизоль почти сразу отвалился... Однако в целом половинки "Волги" пока отличаются лишь цветом: не обработанная "Ваксойлом" светлая сторона выглядит так же хорошо, как черная - защищенная дополнительным покрытием.
Состояние скрытых полостей не порадовало. Ржавчины там почти нет, но скоро будет. Ни заводского, ни, увы, дополнительного антикора явно недостаточно - боимся, это станет очевидно после второй зимы. Кстати, профессионалы, через руки которых прошли сотни машин, утверждают, что заводских отверстий в нижней части торцов дверей для полной обработки мало. К сожалению, ни ГАЗ, ни некоторые "антикорщики" не ищут дополнительных путей для обильного "полива" дверей. Поэтому-то гниение, как правило, и начинается сверху, от стекла.
Отметим заметный прогресс в заводской обработке "Волги"... и все же до идеала очень далеко. Да и серьезные выводы делать рано - наша машина и по возрасту, и по пробегу слишком молода. Тем не менее, некоторые опасные тенденции, знакомые по первому осмотру "четверки" год назад, уже прослеживаются...
Двусторонние выводы. Ни "Волга", ни "Жигули" по-прежнему не могут похвастать надежным заводским антикором. Так что если вы не собираетесь продавать машину через год (за этот срок ржа еще не успевает вгрызться в металл насмерть) и намерены ездить зимой - дополнительная обработка необходима. Мало того, хотя бы в первые годы весной желательно осматривать автомобиль и при необходимости восстанавливать покрытие.
Очень важно, кто, какими материалами и, главное, как защищает металл. Экономия времени (например, на сверлении дополнительных технологических отверстий) или материала обернется сокрушительной победой коррозии. Специалисты, помогавшие нам в осмотре, утверждают, что российские машины на российских же дорогах требуют увеличения "вальволиновских" норм расхода материала на защиту скрытых полостей в два(!) раза. Лишь не жалея средств и "человеко-часов", удастся играть с коварной ржой вничью.
А КАК У НИХ?
Шведский институт коррозии (Swedish Corrosion Institute) исследовал стойкость наиболее распространенных в Скандинавии автомобилей. В эксперименте участвовали 845 европейских и японских машин 1994-1997 гг. выпуска, прослуживших 3-7 лет. Одно из обязательных условий отбора - ежедневная эксплуатация, в том числе на обработанных противогололедными составами дорогах Швеции, Дании, Финляндии.
Профессионалы, исследовав более 4000 элементов кузовов, подготовили объемистый доклад, главный итог которого - рейтинг коррозионной стойкости. Кстати, современные модели лучше сопротивляются воздействиям внешней среды, нежели машины, отработавшие такой же срок, но появившиеся на свет несколькими годами раньше. Наиболее уязвимыми местами признали соединения задних крыльев с колесными нишами и пороги.
КОРРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ
АВТОМОБИЛЕЙ 1996 и 1997 гг.
(находились в эксплуатации 3-4 года).
Модель Оценка стойкости
(максимум - 5, минимум - 0)
СААБ-9000 4,525
" Ауди А4" 4,425
" Рено Меган" 4,2
" Фольксваген Гольф" 4,1
"Мерседес" С-класса 4,025
БМВ 3-й серии 4,025
" Форд Мондео" 3,3
" Шкода Фелиция" 3,05
" Тойота Королла" 2,725
" Chrysler Voyager" 1,35
СОСТОЯНИЕ КУЗОВА VAZ 21045
Возраст - 24 месяца, пробег - 80 тыс. км
Номер Детали Левый Правый борт.
фото автомобиля борт "Тектил",
подкрылки
Наружные панели,
бамперы, ручки 3 4
1 Подкапотное
пространство 3 5
2 Колесные ниши 3 4
3, 4, 5 Днище 3 4
Скрытые полости 3 4
6 Дверь багажника 3 4
Средний балл 3 4,17
СОСТОЯНИЕ КУЗОВА GAZ 3110
Возраст - 8 месяцев, пробег - 13,5 тыс. км
Номер Детали авто- Левый борт. Правый борт.
фото мобиля Доп. обработка Заводское
"Ваксойл" покрытие
1, 2, Наружные панели,
3, 6 бамперы, ручки 4 4
Подкапотное
пространство 5 5
4 Колесные ниши 5 5
5 Днище 5 4
Скрытые полости 4 4
Средний балл 4,6 4,4