Ваз-2111
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/АВТОПАРК ЗР
МОДЕЛЬ / VAZ 2111
ИЗГОТОВИТЕЛЬ / АВТОВАЗ
ГОД ВЫПУСКА / ИЮНЬ 2001
В ЭКСПЛУАТАЦИИ "ЗА РУЛЕМ" /
С ИЮНЯ 2001
ПРОБЕГ НА МОМЕНТ ОТЧЕТА /
25 ТЫС. КМ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН
Уже год, как в редакции живет этот универсал "десятого" семейства, самый что ни на есть серийный, с конвейера.
ПОДГОТОВКА
Чем же он отличается от остальных "десяток" и их ближайших родственников, имеющихся в редакции? Начнем с того, что переднее, заднее и боковые стекла приклеены по уже отработанной, надеемся, "супернадежной" технологии. Новые внутренние ручки дверей, полноразмерные треугольные накладки на рукоятки зеркал - через них уже не проглядывает железо кузова. Воздухозаборник двигателя перенесен из-под бампера, где он, бывало, "прихлебывал" в глубоких лужах, под самый капот. Отопитель доработанный, повышенной производительности, без рециркуляции (хотя кнопка управления на консоли осталась), с дефлекторами увеличенного сечения и пятипозиционным блоком САУО. В рулевом управлении - не "восьмая", а "десятая" рейка с переменным передаточным отношением. В общем, это уже не сырой автомобиль времен "обходных технологий", а полноценный продукт.
Машине уготован ежегодный круглогодичный пробег не менее 30 тысяч километров в средней полосе России - Поволжье. Дороги там "солят" умеренно, потому мы не стали обрабатывать машину всякими "мовилями" и "тектилами", а решили оценить эффективность заводской антикоррозионной защиты. Поставили лишь подкрылки. Первое впечатление - не все они одинаково полезны! Передние, хотя на комплекте, сделанном ООО "Нева-Пласт", значилось 2110-2111-2112, никак не подходили. Ограничились установкой только задних, а чтобы защитить кузов от грязи и снега из-под передних колес, спереди поставили формованные пластиковые фартуки.
Пластиковый коврик в багажник стоил 213 рублей, комплект резиновых для салона - еще 374. Естественно, понадобилась сигнализация. Даже недорогой "Мангуст" с установкой потянул на 2,2 тысячи (центральный замок на машине уже был). На всякий случай присовокупили "Гарант" - механическую блокировку рулевого вала за 1100 рублей. Теперь автомобиль неплохо защищен от... хулиганов. Если уж его захотят увести со двора, то, скорее всего, и уведут - арсенал воров разнообразен, особенно если операция обещает неплохую рентабельность.
Установили и защиту силового агрегата - штатный брызговик "десятки" оберегает моторный отсек лишь от воды и грязи.
Колесные диски - все равно потребуется второй комплект на сезонную смену шин - купили самые недорогие - литые алюминиевые от уральского ВИКОМа. Их размерность определили тринадцатидюймовые шины И-391 нижнекамского производства, которые очень неплохо держат машину и на сухом, и на мокром асфальте.
На этом первый этап подготовки машины к эксплуатации закончили, ухлопав на все 10 тысяч рублей. В перспективе установка "музыки" и тягово-сцепного устройства для прицепа. Но с этим можно повременить и приняться за обкатку.
ОБКАТКА
Как таковая, она для вазовских машин не предусмотрена. Но личный опыт и советы друзей-испытателей рекомендуют не требовать от нового автомобиля максимальной отдачи на первых трех тысячах километров.
Есть у меня маленькая личная "хитрость", и я ей пользуюсь всегда, а во время обкатки в особенности. Никогда не выключаю двигатель, если стрелка температуры находится выше своего привычного положения, а тем более при работающем электровентиляторе (его хорошо слышно). Остановить раскаленный мотор без циркуляции охлаждающей жидкости - значит, нанести ему термоудар. Лучше дать двигателю поработать на холостом ходу до тех пор, пока вентилятор сам не выключится.
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Буквально с первых километров "одиннадцатая" приятно удивила своей солидностью и уверенным движением даже на малых скоростях.
Блок управления "Январь 5.1" (автомобиль без нейтрализатора) работает на совесть, пускает двигатель с первого касания к стартеру. Да еще и помогает управлять освещением салона и подсветкой замка зажигания - задерживает их выключение на 15-20 секунд после закрывания водительской двери. Полезное дополнение - помогает при свете вставить ключ в замок.
Итак, обкатка завершена. Средний расход топлива уложился в 8 л/100 км. После трех тысяч - замена моторного масла, регулировка клапанов, натяжения ремня привода ГРМ и холостого хода (с помощью прибора ДСТ-2, подключенного в диагностический разъем).
КОМПЛЕКТУЮЩИЕ
Первыми на наши эксплуатационные испытания поступили изделия, призванные улучшать микроклимат в салоне - люк в крыше и климатизер. Позже последний был заменен кондиционером (подробнее об этой тройке читайте в этом номере). Кроме того, установили маршрутный бортовой компьютер "Штат-Супер+", версия 1/0 и реле стеклоочистителя с регулировкой паузы в прерывистом режиме.
С реле все просто - его ставят на место штатного в блоке предохранителей. Никаких дополнительных кнопок или рукояток. Теперь паузу между взмахами щеток можно регулировать. Для этого при включенном прерывистом режиме нужно перевести рычаг управления стеклоочистителем в положение "выключено" или "включена первая скорость" и через желаемое время (не более 50 с) вернуть обратно. Оно и будет заданным интервалом между взмахами. Удобно? Не всегда. Очень часто, особенно в городе, желаемая частота взмахов меняется в зависимости от скорости движения. Поэтому время от времени приходится просто дополнительно включать щетки. А электроника "думает", что нужно изменять паузу. Порой такая путаница отвлекает от дороги. Не раз вспоминал добрым словом старый регулятор паузы для "Жигулей" (раньше он встречался в продаже) - реостат, подключаемый к стандартной схеме. Да, появлялась дополнительная рукоятка, к ней тянулись провода... Но это была более удобная конструкция.
Теперь о бортовом компьютере. Перед его покупкой обязательно нужно уточнить, какой контроллер ("Бош", "Январь" и т. п.) стоит на машине, иначе работать не будет.
Пора сказать о малоприятном, что "всплыло" в процессе эксплуатации.
"Остаток в баке" показывает количество не реального топлива, а "виртуального", вводимого кнопкой при каждой заправке. Показания среднего расхода топлива разнятся с истинными на 10-15%.
При движении в городе компьютер часто пищит и переключается на функцию "напряжение". Видимо, заложенная функция предупреждения об отклонениях напряжения в сети очень уж чувствительна и успевает отследить его колебания раньше регулятора.
В целом же "Штат" - вещь полезная. Особенно функция "мгновенный расход" - здесь компьютер работает практически в режиме эконометра и позволяет подбирать наиболее экономичные режимы движения. Очень кстати диагностические функции - напряжение в бортовой сети, температура охлаждающей жидкости двигателя (по ней можно уточнить показания штатного указателя) и коды неисправностей. По прилагаемому к инструкции списку легко вычислить неисправность системы впрыска.
КАК ПЕРЕЖИЛИ ЗИМУ
Замечательно! Никаких проблем с пуском (до минус 25°С - более сильных морозов "поймать" не довелось) и отоплением не возникло. Правда, укладывая в салон задние коврики, тщательно следили за тем, чтобы не перекрыть ими воздуховоды к ногам задних пассажиров. Расход топлива даже в самые суровые холода при небольших пробегах в городском режиме не превышал 10 л/100 км.
На морозе сдались лишь фартуки передних колес. Когда выбирали между пластиковыми и резиновыми, решили, что первые жестче и будут лучше выполнять возложенную на них задачу. Они и выполняли, но как только температура упала ниже -20°С, пластмасса разлетелась на мелкие осколки. Теперь стоят резиновые.
А неделю назад на "одиннадцатой" затонировали все стекла, кроме ветрового. Пленкой, поглощающей свет на 30%. Зачем? Оценить влияние тонировки на микроклимат в салоне и эффективность кондиционера.
Колеса ВИКОМ добавили плавности хода.