С прохладцей

С ПРОХЛАДЦЕЙ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/КОМФОРТ

С ПРОХЛАДЦЕЙ

МИКРОКЛИМАТ ВАЗОВСКОЙ "ДЕСЯТКИ"

ТЕКСТ И ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН

Летняя жара всегда навевает мечты о кондиционере. Но далеко не всем он по карману. А нет ли чего-нибудь попроще и не так дорого? И вообще, какова цена прохлады в салоне?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели сравнительные испытания трех устройств (из числа тех, что могут попасть на конвейер), призванных обеспечивать пассажирам комфорт.

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

Люк в крыше, пожалуй, самая известная нашим автолюбителям опция. Выбор на отечественном рынке довольно широк - от приоткрывающегося до сдвигаемого и полностью съемного, с ручным и электрическим приводом. Назовем здесь "Вебасто": именно эта фирма обратилась к ВАЗу с предложением комплектовать автомобили. О точной цене говорить пока рано - она будет зависеть от объемов и условий поставок (ориентировочно 3000-6000 руб.). Люк устанавливают так, что штатные усилители поперечины крыши разрезать не приходится.

Второе устройство - малоизвестный еще климатизер "Кондикар", разработанный НТЦ ВАЗа совместно с одноименной фирмой в Тольятти. Этим простым, а главное, недорогим устройством дооборудуется штатный отопитель. Благодаря испарению воды с пластин испарителя воздух, засасываемый через него в салон вентилятором "печки", очищается от пыли, увлажняется и остывает. Климатизер почти не расходует мощность двигателя - у него нет компрессора. Цена - около 3000 рублей. Продается пока в Тольятти и Рязани. Тот, кто владеет элементарными слесарными навыками, сможет смонтировать установку самостоятельно. Чужими руками это обойдется в 250-300 рублей.

Третьим отмеченным нашим вниманием устройством стал кондиционер "Август", который встраивают в штатную систему отопления и вентиляции "десятки". Самые ответственные элементы - компрессор, испаритель, ресивер, шланги и конденсор - японской фирмы "Юникла", а жгуты, кронштейны и фурнитура - наши. Заправляется "августовский" кондиционер "зеленым" фреоном R134А, отвечающим сегодняшним экологическим нормам. Ранее применялся газ R12: он более эффективен, но вредит экологии. Цена собственно кондиционера в Тольятти - 25000 рублей, установка тянет еще на 2500.

Все три изделия прошли лабораторные испытания и согласованы с заводской конструкторской службой.

СУБЪЕКТИВНО

Оставим пока в стороне существенную разницу в цене опций и посмотрим, что же они дают. Ощущения проверяем на автомобиле VAZ 2111 с восьмиклапанным впрысковым двигателем.

Люк - по сути, форточка в крыше автомобиля. Воздушные потоки, овевая плечи, шею и лицо, создают ощущения прохлады и некоторого единения с природой. Разумеется, люк практически не снижает температуру в салоне, а порой, если солнце в зените, через него салон даже нагреется еще на пару-тройку градусов.

Климатизер - штука весьма специфическая. Попытки пользоваться им так же, как и кондиционером (с закрытыми окнами), привели к тому, что в салоне значительно повысилась влажность. Прохладные потоки из дефлекторов вентиляции приятны, только если приоткрыть стекла дверей - штатная вытяжка влагу из салона удаляет слабо. Наибольший эффект, когда приоткрыт еще и люк. Максимальная температура за бортом, при которой от климатизера еще есть какая-то польза, плюс 25. Если жарче - от устройства, пожалуй, больше вреда: вместо жаркой, но сухой сауны в салоне будет влажная русская баня. Возможно, где-нибудь в Средней Азии (см. табл.1) с ее суховеями этот предел и поднимется на пяток градусов, но не больше.

Того, кто мечтает ездить по жаре и пыли в белой рубашке, спасет только кондиционер. Ведь он эффективен при полностью задраенных стеклах. Впрочем, в пекло, когда солнце жарит через стекла больше, чем способен "переработать" кондиционер, мы приоткрывали окна и люк - уж лучше чувствовать освежающий ветерок, чем сидеть в приторно-теплом аквариуме. Обратная сторона медали - злоупотребление кондиционером запросто может вызвать простуду (см. ЗР, 2002, №5).

А теперь проверим наши ощущения.

В АЭРОКЛИМАТИЧЕСКОЙ ТРУБЕ

Все эти устройства были смонтированы на автомобилях VAZ 21103, которые "ездили" в аэроклиматической трубе при смоделированных летних условиях Волгоградской области (исходили из тех, что были зафиксированы летом 1999 и 2000 гг.). Температура "на дороге" - плюс 33°С, влажность - 35%. Радиационная температура - та, до которой в данных условиях нагрелось бы абсолютно черное тело (замерена специальным термометром, упрятанным в черной сфере), - плюс 60°С.

Испытания проводили при разных режимах движения. Перед каждым автомобиль с закрытыми стеклами "выстаивал" под солнцем в течение полутора-двух часов.

Первый режим - холостой ход. Пускают двигатель и на максимум включают штатную вентиляцию, климатизер или кондиционер. Второй режим - "движение" по горизонтальному участку дороги на IV передаче со скоростью 50км/ч, третий - на V со скоростью 100км/ч, четвертый - на пятой, 140км/ч. Для сравнения в тесте участвовал обычный, базовый автомобиль. В отличие от остальных, его испытывали с полностью открытыми люком и опущенными стеклами. Все "прогоны" длились до тех пор, пока температура в салоне не стабилизировалась. Результаты тестов - в табл.2.

ДОРОГО, НО МИЛО

Люк в крыше даже при всех опущенных стеклах не может заметно понизить температуру в салоне в сравнении с наружной. Он лишь активизирует вентиляцию движущегося автомобиля.

Климатизер снижает температуру в салоне на 2-5° (при тонированных стеклах и термоизоляции крыши - на 4-6,5°), повышая влажность с 35 до 60-70%. Впрочем, за 3000 рублей нельзя требовать от него выдающихся возможностей. Он, конечно, позволяет немного остудить воздух, выходящий из дефлекторов вентиляции, но не настолько, чтобы ощутимо охладить салон. Пользоваться им лучше с приоткрытыми окнами, а еще лучше - с открытым люком. Впрочем, люк плюс климатизер - это уже другие деньги.

Кондиционер - особая статья. Позволяет снизить среднюю температуру воздуха в салоне на 7-15° (при тонированных стеклах и термоизоляции крыши - на 9-16,5°). При этом влажность снижается с 35 до 15-20%. И только кондиционер наиболее эффективно спасает от жары и от дорожной пыли. Увы, не бесплатно - несколько "лошадей" двигателя он на себя забирает (см. табл.3).

Сдвижной (и открывающийся) люк "Вебасто" на крыше VAZ 2111 - один из вариантов освежителя салона.

Эта модель "Вебасто" удачно вписывается в обивку потолка VAZ 2111.

Испаритель климатизера встраивают в отопитель VAZ 2110 (на снимке - макет).

Бачок климатизера примостился справа за бампером "десятки".

Все элементы кондиционера без труда разместились под капотом "десятки".

Генератор передвинули наверх. Его место занял компрессор кондиционера.

Кондиционер "Август" в комплекте.

Подпишитесь на «За рулем» в