ММАС-2014: автосалон тишины
Если сравнивать по числу презентационных площадок и квадратным метрам, то нынешний Московский автосалон без малого в два раза больше послекризисного столичного автобиеннале образца 2010 года: 120 тыс. против 63 тыс. кв. м. Однако же с первых шагов посетителя сопровождает доселе небывалое чувство, которое коротко можно охарактеризовать как «тишина». Два года назад ММАС давил человека звуками со всех сторон.
Промо-девочки SEAT тогда раскачивались в одноногих «тюльпанах» с пугающей амплитудой над головами людей, гибкая молодежь выделывалась на подиумах, рекламируя новинки. Компании старались перекричать друг друга, объявляя свои премьеры. А сейчас — тишина, которая чувствуется и в задумчивых взглядах иностранного менеджмента, столкнувшегося с двойной проблемой: падающий рынок и санкционная война России с Западом.
В официальной беседе топ-менеджеры крупных компаний улыбаются и заверяют, что российский рынок остается для них если не ключевым, то одним из важнейших. А на деле? Концерн BMW еще в начале года обмолвился европейским журналистам, что премьера нового поколения кроссовера X6 состоится на Московском автосалоне. Однако незадолго до автошоу баварцы вдруг резко стали открещиваться от своих слов. Дескать, мы вовсе этого не обещали. И вообще, оказывается, основной любитель этой модели живет в Европе…
Чуть ли не все мировые премьеры пришлись на АВТОВАЗ, а другие и вовсе можно было назвать «мировыми» с большой натяжкой. К примеру, Range Rover Sport SVR – лишь самая мощная модификация «Рэнджа». Впрочем, и винить автокомпании тоже особенно не стоит. В июле продажи новых машин в России сократились на 23%. Из Госдумы периодически раздаются популистские требования ограничить импорт автомобилей в качестве ответных санкций. Хотя и без этого некоторые дилеры уже находятся на грани закрытия, а долго выпрашиваемая ими программа стимулирования спроса по большей части рассчитана на отечественного производителя. Не добавил позитива и «Крокус Экспо», взвинтив арендные цены. От экспонирования отказались Volvo, Sollers и «Группа ГАЗ».
Стенд АВТОВАЗа, напротив, выглядел непривычно богатым на новинки. В компании практически полностью обновился управляющий менеджмент. Огромные вливания денег налогоплательщиков в отечественного гиганта, сделанные еще в период Игоря Комарова, при «варяге» Бу Андерссоне воплотились в довольно презентабельную линейку. Причем перепало даже японцам, которые «натянули» на вазовские машины «маски» от собственных дизайнеров и значок Datsun.
И если традиционные японские и немецкие участники ММАС особенно не зажигали, то в китайском павильоне праздник шел полным ходом. Прежде всего поражает все то обилие «китайцев», вдруг пролившееся на Россию, словно тропический дождь на Хуанхэ. Haima, Chery, FAW, Lifan, HTM (в прошлом — Hawtai), Brilliance, Changan, Dongfeng – практически у каждой коммунистической марки есть недорогой седанчик или паркетник в районе 500-800 тысяч с полным китайским «фаршем». Армия убийц-ниндзя выстроилась в очередь за головами Renault Duster и Chevrolet Niva.
Трудно утверждать, но вполне вероятно, что острый внешнеполитический кризис России спровоцировал китайцев ускорить экспансию. Люксовое подразделение Great Wall Haval ходило вокруг да около своего завода. А недавно вдруг решилось на рекордные для фирм из Поднебесной (500 млн долл.) инвестиции в собственное производство в нашей стране. Они даже на автосалоне свой стенд поместили в компанию европейским и японским брендам, давая понять – «мы не такие, как те китайцы».
Для человека с рублем на самом деле все эти автомобильные тренды пока что сулят приятные перспективы. Во-первых, автокомпаниям и дилерам теперь не до жиру, хорошие скидки не нужно просить — можно требовать. Во-вторых, старательно набивающиеся в соперники китайцы таки становятся конкурентами европейцам и японцам. А в таком случае потребитель всегда в выигрыше.