В «Крокус Экспо» нашли перспективы для экотранспорта в РФ
Глобальных вопросов, которые поднимались на встрече, было два: господдержка и развитие инфраструктуры. Напомним, в начале текущего года после долгих дебатов наша страна пошла на обнуление ввозных пошлин на электромобили до декабря 2015 года. Что будет дальше, пока неизвестно. Главный исполнительный директор Mitsubishi Motors Corporation Россия и по совместительству председатель подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере Торгово-промышленной палаты РФ Андрей Панков, отвечая на вопрос «За рулем.РФ», сообщил, что дальнейшие перспективы этого обнуления зависят от того, как пойдет дело.
Первые итоги продаж подешевевшего вмиг i-MiEV (пока он остается единственным официально ввозимым в Россию электромобилем) в Mitsubishi Motors Corporation Россия подводить не спешат. Мол, нужно дождаться конца года. Тем не менее очевидно, что массовым продукт не стал. Причин тьма: от инфраструктурной составляющей (о ней мы рассказывали в ходе недавнего теста smart fortwo electric drive) до экономической — как ни крути, продукт все еще достаточно дорог.
Впрочем, заседавший на круглом столе глава марки BMW в России Вольфганг Шлимме заверял всех, что развитие экомобильности в нашей стране зависит отнюдь не от государственной поддержки или инфраструктуры. «Мы должны убедить россиян в привлекательности и мобильности электротранспорта. Цена BMW i3 в Германии составляет 35 тыс. евро. Она должна быть конкурентной, чтобы продукт не был мертворожденным. Мы должны быть уверены, что клиенты доверяют нам: не только заключать с ними договора на продажу, но и осуществлять дальнейшую техническую поддержку реализованных машин. То есть у клиентов должна быть уверенность в их будущем. Мы не можем начинать электромобильность, завися от госсубсидий», — подчеркнул г-н Шлимме.
«Надо еще убедить людей»
Его коллега, вице-президент по стратегическому планированию и партнерствам в регионе Евразия концерна Renault Николя Ремиз, похоже, знал о доступных электромобилях куда больше собравшихся. По его словам, французы пошли в свое время по двум направлениям при разработке: адаптация классических авто и выпуск чисто электрических моделей. И тем не менее необходимость наличия инфраструктуры — одно из основополагающих начал в развитии этого направления. «В Москве, например, в большинстве мест парковки электророзетки попросту недоступны. Мы знаем, что среднестатистические пробеги наших потенциальных клиентов сравнимы с возможностями современных электрокаров, но надо еще убедить людей в том, что электрокары эти полезны для всех и экономически целесообразны», — считает Николя Ремиз.
К слову, его компания привозила ранее сразу три свои машины на батарейках для изучения спроса в РФ, но так и не решилась на официальный импорт. Вот и представленный на нынешнем автомобильном смотре в Москве Kia Soul EV в салонах дилеров корейской марки не появится — тоже лишь маркетинговое исследование.
«Автомобиль получается довольно дорогим»
На стадии исследований зависли и на АВТОВАЗе. Со слов выступавшего на круглом столе директора по инжинирингу проекта Lada ElLada Сергея Аманова, перед его командой стояла задача адаптировать проверенную платформу Lada Kalina под электромобиль. В Краснодарском крае и Ставрополье был проведен пилотный проект с такси, где машины эксплуатировались в жестких условиях, в том числе в прошлом году во время наводнения, рассказывает Аманов. «Такая эксплуатация выявила недостаточную герметичность конструкции. Позже мы решили эту проблему», — говорит представитель АВТОВАЗа. Вопрос с инфраструктурой зарядных станций тольяттинцы решили при помощи Рязанского приборного завода, который создал по их заказу станцию экспресс-зарядки. И все же о массовом производстве Lada ElLada говорить пока рано. «37 дилеров проводили изучение реакции клиентов на автомобиль: большой активности не наблюдается — все равно автомобиль получается довольно дорогим. В нашем сегменте без мер поддержки перспектив нет», — заключил эксперт.
Тут все обратили взор на заместителя директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Олега Плужникова. Он доложил, что его ведомство полгода назад приступило к изучению этой проблемы. Был разработан план развития электротранспорта, одобренный вице-премьером Аркадием Дворковичем. В его реализацию вовлечены 14 министерств и ведомств, а также ВЭБ и «Роснано». «У электромобилей обязано быть будущее: загрязнением окружающей среды в некоторых городах мы на 75-80% обязаны машинам», — с сожалением констатировал Плужников. Но, с его слов, прежде чем помогать электротранспорту, нужно определиться с самим понятием «электротранспорт», так как определение Таможенного союза недостаточно точное. Из реальных мер поддержки, согласно разработанному плану, стоит отметить предложение по дальнейшему снижению цены на электро- и гибридный транспорт (налоговое и таможенное стимулирование). Причем если по налоговым поблажкам вопрос может затянуться до конца следующего года, то по таможенным можно будет увидеть прогресс уже в начале следующего года.
«Все идут своим путем»
Свою лепту в увеличение продаж электрокаров в России намерены внести и «Россети». По словам первого заместителя генерального директора по технической политике компании Романа Бердникова, энергетики смотрят на этот вопрос с двух сторон: как крупнейшие заказчики электромобилей (речь идет о 15 «дочках» «Россетей» по всей стране) и как подрядчики по инфраструктуре. «За последние два года мы купили партию электромобилей в столичном регионе и установили 28 станций зарядки. Сейчас ведется апробация сетей в регионах. И все же мы сталкиваемся с нежеланием со стороны производителей участвовать в разработке стандартов зарядных станций — все идут своим путем. Нет и обратной связи со стороны региональных властей. Пока с нами сотрудничает лишь Московская и Ярославская области», — посетовал Бердников.
Его слова подтвердил присутствовавший заместитель руководителя столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Дмитрий Пронин. Московские власти пошли на отмену взимания платы с владельцев электрокаров в районах платной парковки. «На первом этапе при отсутствии спроса на электромобили это реальный шаг», — убежден столичный чиновник. С его слов, в ближайшее время по соглашению между Дептрансом и «Россетями» в городе будет установлено 80 зарядных станций. Обсуждается и возможность снижения транспортного налога для владельцев электротранспорта. А вот прохватить с ветерком по выделенным полосам для движения общественного транспорта «зеленые» москвичи могут пока только мечтать.
И все же Андрей Панков с оптимизмом смотрит в будущее, предрекая в ближайшие пять лет перспективы для электротранспорта в мегаполисах. Нужно лишь увеличивать пробеги экомашин и их размеры. Например, при помощи создания подключаемых гибридов. Представленный в Москве Mitsubishi Outlander PHEV, который будут продавать уже с сентября по цене от 1 799 000 руб. — как вариант решения проблемы. Хотя до китайских 5 млн продаваемых к 2020 году электромашин нам все равно еще далеко.