Игра с числами
ТЕХНИКА
/НОВИНКИ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
ИГРА С ЧИСЛАМИ
В ДВИГАТЕЛЯХ "ФОЛЬКСВАГЕН"
Трехцилиндровые автомобильные двигатели еще недавно были редкостью - для удовлетворительной плавности работы требовалось минимум четыре цилиндра, а еще лучше шесть. Сегодня уже не представляет серьезной технологической проблемы рассчитать, изготовить и разместить пару дополнительных балансирных валов, что снимает прежние ограничения. Некоторое усложнение конструкции оправдано вполне реальным выигрышем. Прежде всего, освободится место для других агрегатов, да и масса уменьшится.
Новый "Поло", например, обзаводится интересными трехцилиндровыми бензиновыми агрегатами, а скоро они появятся также на "Шкоде" и СЕАТе. Речь идет о двух моторах объемом 1,2 л, полученных "отсечением" цилиндра у 1,6-литрового собрата, установленного на версии GTI. Они отличаются друг от друга количеством клапанов и мощностью. Двенадцатиклапанник развивает 47 кВт/64 л. с. против 40 кВт/54 л. с. шестиклапанника.
Отличия же от четырехцилиндрового прототипа гораздо глубже. Появился балансирный вал, приводимый зубчатым ремнем. Зато масляный насос и распредвалы вращает старая добрая цепь. Она выполнена особенно узкой, что позволило выиграть на общей длине двигателя... несколько миллиметров. Ради снижения трения уменьшены диаметры подшипников шатунов, коленчатого и кулачкового валов. Последние вообще перенесены из головки блока в ее крышку! Блок цилиндров отлит из алюминия, его жесткость повышена специальной плитой-постелью, в которой, кстати, и крутится балансирный вал. По звуку работы никто не заподозрит, что этот мотор постоянно "троит"! На холостом ходу при 700 об/мин ему достаточно 0,45 л бензина в час. Масса двигателя снизилась на 16 кг, а нормы Евро IV он выполняет с легкостью.
Более того, хитрецы мотористы придумали продувать картер свежим воздухом из впускного тракта: это быстро удаляет конденсат из масляной ванны, препятствуя образованию шлама.
В итоге "Поло" получил двигатель, более мощный по сравнению с 1,4-литровым 8-клапанным, к тому же расходующий на 11% меньше топлива в городском цикле.
Под капотом новинку выдают лишь надписи на крышке. Сама же суть скрыта внутри.