Лучше всего - пять звездочек
ТЕХНИКА
/БЕЗОПАСНОСТЬ
ЛУЧШЕ ВСЕГО - ПЯТЬ ЗВЕЗДОЧЕК
ИСПЫТАНИЯ НА УДАР ПО МЕТОДИКЕ EuroNCAP
ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ
Пожалуй, сегодня у автомобильных фирм нет более важной задачи, чем повышение безопасности машин. В Европе этот процесс стимулирует некоммерческая организация EuroNCAP (European New Car Assessment Programme - Европейская программа оценки новых автомобилей). Она проводит независимые крэш-тесты, позволяющие судить о безопасности той или иной модели.
Мы решили поднять архивы EuroNCAP с момента проведения первого теста в 1995 году. Конечно, сравнивать в лоб автомобили разных классов и модельных годов некорректно, но составить мнение о безопасности той или иной машины можно. Итоговый результат для протестированной модели складывается из оценок нагрузок на голову, шею, туловище и ноги манекена. Наивысшая оценка безопасности - пять звезд. Одна или две звезды означают вероятность серьезных травм или даже летального исхода, что одинаково плохо как для маленькой машинки, так и представительского лимузина. Тест с участием манекена-пешехода получает отдельную оценку - максимум четыре балла. Итак, поищем ответы на интересующие нас вопросы, рассмотрев наиболее яркие примеры подробно; результаты остальных занесем в таблицы.
КАКАЯ МОДЕЛЬ САМАЯ БЕЗОПАСНАЯ?
Если в начале деятельности EuroNCAP оценка в две-три звездочки считалась вполне обычной, то сегодня такая "выдержка" уже считается недостаточной. За несколько лет большинство участников доросло до четырех звезд, а вот "пятизвездочной" пока сумела стать лишь " Рено Лагуна" 2001 модельного года.
Французы сконструировали машину с чрезвычайно жесткой структурой кузова и оптимально деформируемым передком, благодаря чему манекен при ударе даже не коснулся деталей интерьера! Конечно, внесли свою лепту "интеллектуальные" подушки безопасности с двухступенчатым срабатыванием и боковые "занавески".
Если машина не оборудована боковой подушкой, показатель возможной травмы головы HIC (head injury criterion) может впятеро превысить допустимый порог, достигая величины 5000. С внедрением занавесок на моделях бизнес-класса - таких, как "Мерседес" Е-класса, СААБ 9-5 или " Volvo S80", произошел прорыв - более чем десятикратное снижение риска смертельного исхода.
Лавры победителя в "пешеходном" тесте пока принадлежат "Хонде-Сивик" 2001. Машина "мягко" приняла на себя манекен благодаря оригинальной конструкции петель, замка капота и крепления крыльев, за что заработала три звезды.
ХУЖЕ НЕКУДА!
Среди аутсайдеров порой оказывались не только молодые автомобильные фирмы, но и титулованные. Например, в число неудачников ухитрилась попасть "трешка" БМВ 1997 модельного года. В разное время компанию ей составляли " Ситроен Ксантия" и " Rover 600", СААБ также подмочил складывавшуюся годами репутацию, провалив тест "900-го" в 1997 году.
Первопричина неудачи "трешки" в устаревшей конструкции: ведь машину поставили на конвейер в 1990 году и затем лишь слегка модернизировали. Тогда еще не применяли компьютерной имитации аварий, позволяющей вносить коррективы еще на "бумажной" стадии разработки. Свою роль сыграла и скудная базовая комплектация "трешки": водительская подушка да брусья-усилители в дверях. Сейчас во многих автомобилях даже малого класса - до шести защитных "мешков".
"Трешка" 2000 модельного года реабилитировала себя, уверенно заработав четыре звезды. Такова и общая тенденция от старшего поколения к младшему автомобили становятся все безопаснее.
ЧЕМ КОМПАКТНЕЕ, ТЕМ ОПАСНЕЕ?
Владельцев маленьких машин выпуска середины 90-х нечем порадовать. На первых крэш-тестах EuroNCAP дотянули до трех звезд лишь " Форд Фиеста" и " Фольксваген Поло". Роковую роль в большинстве случаев сыграл недостаточно жесткий кузов и компактный салон, отнимающий драгоценные сантиметры жизненного пространства. Нынешние "малыши" на голову выше своих предшественников.
На следующей ступеньке - класс С, он же "гольф-класс" - четыре звезды здесь встречаются чаще. Портят благоприятную картину лишь " Сузуки Балено", " Хёндэ Акцент" и " Мицубиси Лансер". Среди зрелых моделей почти не найти троечников. Даже те машины классов D и E, что заняли последние места, гарантируют жизнь своим хозяевам.
ВЛИЯЕТ ЛИ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ТИП КУЗОВА?
Однозначного ответа нет, но слабых все же можно выделить: полноразмерные мини-вэны середины 90-х. По невеселой иронии судьбы, как раз семейные машины, которые обязаны надежно защищать экипаж. Однообъемный кузов с коротким носом при фронтальном столкновении не в состоянии поглотить энергию удара, а масса больших и высоких машин весьма значительна. В результате крупные и внешне такие крепкие " Chrysler Voyager" или "Опель-Синтра" удостоены разочаровывающих показателей. Оценки могли быть еще хуже, если бы не высокая посадка пассажиров и водителя, благодаря которой мини-вэны традиционно выходят "сухими из воды" в боковых тестах.
Впрочем, сложившийся имидж не успел укрепиться - новый тип мини-вэнов, выделенный в рейтинге NCAP в отдельный класс Mini MPV, выступает более чем достойно. " Ситроен Ксара Пикассо", " Хонда Стрим" и "Ниссан-Алмера Тино" не уступают по безопасности седанам и хэтчбекам.
БЫВАЕТ ЛИ "НАЦИОНАЛЬНАЯ" БЕЗОПАСНОСТЬ?
До последнего времени немецкие, французские и шведские машины, в разработку которых вкладывали огромные средства, как правило, занимали верхние строчки в "хит-парадах", оттесняя корейцев, американцев и японцев. Нынче места на подиуме все чаще достаются "Тойоте", "Хонде" и ФИАТу. Хотелось бы верить, что однажды место среди победителей займет и российский автомобиль.
НАША СПРАВКА
Программа EuroNCAP зачастую оценивает те позиции, которые не входят в программу сертификации. Эксперты фиксируют перегрузки, испытываемые специальными манекенами (ЗР, 2002, № 4). Очки снимают за чрезмерную деформацию кузова, опасное смещение рулевой колонки и педального узла, невозможность открыть дверь разбитой машины и многие другие нюансы.
Каждая новая фаза испытаний начинается с отбора машин одного класса. У дилеров инкогнито закупают товарные машины обязательно в базовой комплектации, по несколько штук одной модели. Почему несколько? Такова сегодняшняя методика испытаний: она включает лобовой удар о деформируемый барьер на скорости 64 км/ч с 40-процентным перекрытием (аварию "терпят" манекены на передних местах), боковое столкновение неподвижного автомобиля о движущееся со скоростью 50 км/ч деформируемое препятствие, имитацию наезда на пешехода на скорости 40 км/ч. В начале 2000 года к этим испытаниям добавили еще один боковой удар, призванный сымитировать наезд на столб со скоростью 29 км/ч (ЗР, 2001, № 5).
ТАБЛИЦА 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ АВТОМОБИЛЕЙ КЛАССА Mini MPV
Модельный Боковой и Пешеходный
год фронтальный тесты тест
" Хонда Стрим 1,7" 2001 lllll llll
" Рено Сценик 1,4" 2001 lllll llll
"Ниссан-Алмера Тино 1,8" 2001 lllll llll
"ФИАТ-Мультипла ITD" 2001 lllll llll
КЛАСС Е
СААБ 9-5 2,0 1998 lllll llll
"Мерседес" Е-класса 1998 lllll llll
" Volvo S80 2,4" 2000 lllll llll
" Опель Омега 2,0" 1998 lllll llll
Класс Mini MPV Оценка безопасности Пешеходный тест
" Ситроен Ксара Пикассо 1,6", 2001 год.
Кузов машины признан достаточно жестким, однако после теста самопроизвольно распахнулась пятая дверь. Манекен-водитель повредил ноги, подушка лишь частично удержала его голову: при более тяжелом ударе это может привести к удару о руль. Нижняя часть передней панели грозит травмами коленей и бедер. Неточной признана работа боковой подушки, которая все же защитила голову.
" Мицубиси Спейс Стар 1,3", 2001 год.
После фронтального удара выяснилось, что подушки сработали на пределе. Опасную травму манекен получил при ударе о руль, большая нагрузка пришлась на бедра водителя, повреждена голень. Машина оборудована лишь передними подушками, поэтому при боковом ударе водителю грозят травмы груди и брюшной полости.
" Опель Зафира 1,8", 2001 год.
Во время первого теста не сработал травмобезопасный педальный узел. "Опель" настоял на "переэкзаменовке". Но педали вновь "устояли". Кроме того, оценку снизили за сильное повреждение груди манекена, пострадали также колени, зафиксирован контакт головы о руль.
Класс D Оценка безопасности Пешеходный тест
" Рено Лагуна II 1,8", 2001 год.
Вот он, абсолютный чемпион! Рулевая колонка практически не сместилась навстречу водителю, а "умные" подушки сработали на славу - в итоге придраться можно лишь к неидеальной защите грудной клетки. Двойные преднатяжители уберегли нижнюю часть тела от контактов с передней панелью и рулевой колонкой.
" Шкода Октавия 1,9 TDi", 2001 год.
Первые неприятности преподнесли ремни, не оснащенные ограничителями нагрузки и нанесшие травмы грудной клетке водителя и пассажира. Неудачная конструкция передней панели - причина повреждений ног. Вблизи ступней после теста торчали острые металлические элементы пола. При боковом испытании водитель ударился о стойку, но нагрузки были признаны неопасными.
БМВ-316i, 2000 год.
Силовая структура оказалась достаточно прочной, но водитель все же травмировал грудную клетку и повредил ноги. Боковой удар также принес разочарования: несмотря на хорошую защиту головы, манекен получил травмы брюшной полости.
ТАБЛИЦА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ АВТОМОБИЛЕЙ КЛАССА С
Модельный Боковой и Пешеходный
год фронтальный тесты тест
" Форд Фокус 1,6" 1999 l l l l l l l l l
" Фольксваген Гольф" 1998 l l l l l l l l l
" Опель Астра 1,6i" 1999 l l l l l l l l l
"Альфа-Ромео 147" 2001 l l l l l l l l l
" Peugeot 306 1,6 GLX" 1997 l l l l l l l l l
" Дэу Ланос 1,4 SE" 1998 l l w l l l l l l
"ФИАТ-Брава 1,4S" 1998 l l l l l l l l l
" Мицубиси Лансер GLX" 1997 l w l l l l l l l
Класс С Оценка безопасности Пешеходный тест
" Peugeot 307 LHD", 2001 год.
Удачный характер деформации кузова вселял оптимизм, но после расшифровки данных были выявлены и минусы. Водитель ударился грудью о руль, а голова пассажира достала до передней панели, однако риск серьезной травмы все же невелик. Наибольшие повреждения зафиксировали датчики в ногах манекена. При боковом тесте "Пежо" не потерял ни единого балла, что редкость для машины такого класса.
" Хонда Сивик 1,4S", 2001 год.
Кузов машины при столкновении повел себя очень хорошо, а легко открывшаяся водительская дверь подтвердила отсутствие деформаций передней стойки. Нарекания вызвали нагрузки от ремней и неудачная конструкция передней панели. Зато ноги водителя и пассажира остались невредимыми.
"Ниссан-Алмера 1,4", 2001 год.
"Алмера" предыдущего поколения выступала в тестах неудачно. Современная модель заработала "слабую четверку". Подушки раскрылись, но водитель получил травму груди. Опасными оказались повреждения бедер и левой голени.
Класс В Оценка безопасности Пешеходный тест
" Шкода Фабия 1,4", 2000 год.
"Фабия" с честью выдержала цикл тестов и уберегла людей от увечий. Но "Шкода" схитрила, уговорив взять EuroNCAP на тест машину с пассажирской подушкой, не входящей в "стандарт". Водитель не коснулся руля, датчики зафиксировали лишь довольно высокие нагрузки на бедра и колени.
" Peugeot 206 1,3", 2000 год.
Структура кузова признана специалистами удачной, жизненное пространство салона после тестов оказалось достаточным. Однако, несмотря на применение ограничителей нагрузки ремня, пассажир все же рискует травмировать им грудь. Небезопасна также передняя панель, поранившая ноги пассажира. Педаль тормоза сместилась в салон слишком далеко, повредив ступни водителя.
" Дэу Матиз SE", 1999/2000 год.
После первой неудачной попытки пройти тест "Дэу" снабдила машину штатными преднатяжителями ремней, но они не намного улучшили результат. Голову обоих манекенов хорошо защитили подушки, но ремни не удержали водителя. Он ударился грудью о руль и поранил ноги о низ передней панели. Сообщили о травме также датчики в груди манекена-водителя.
ТЕБЛИЦА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ АВТОМОБИЛЕЙ КЛАССА В
Модельный Боковой и Пешеходный
год фронтальный тесты тест
"ФИАТ-Пунто S60" 1999 l l l l l l l l l
" Тойота Ярис 1,0 терра" 2000 l l l l l l l l l
" Хёндэ Атос GLS" 1999 l l l l l l l l l
"МСС Смарт" 2000 l l l l l l l l l
"СЕАТ-Ивиса 1,4 Стелла" 2000 l l l l l l l l l
" Фольксваген Поло 1,4L" 1996 l l l l l l l l l
" Форд Ка 1,3" 2000 l l l l l l l l l
" Рено Клио 1,2 RL" 1996 l l l l l l l l l