Осаго: как расcчитать тариф
АКТУАЛЬНО
принят закон
СТРАХОВАНИЕ
ОСАГО: КАК РАСCЧИТАТЬ ТАРИФ
ИРИНА РОМАНЧЕВА
Вот и настал момент, к которому так долго готовились, - вступил в силу Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Начнем с того, что пока полис обязательного страхования "гражданки" (ОСАГО) непременно должен быть только у тех, кто не успел пройти техосмотр до 1 июля или собирается в ближайшее время регистрировать автомобиль в ГАИ. У остальных до 1 января есть время на то, чтобы самостоятельно рассчитать, во что выльется обязательная страховка.
Чтобы выяснить, сколько придется "отмусолить" страховщикам за полис, потребуется умножить базовый тариф (напомним, для физических лиц он равняется 1980 руб.) на 8 коэффициентов. Весьма ощутимо повлияет на итоговую сумму коэффициент территориального использования автомобиля. Его максимальная величина - 2 - установлена для москвичей. А вот автолюбители, "рассекающие" на своих машинах по отдаленным сельским местностям, могут смело умножать базовый тариф всего на 0,4.
Далее идет коэффициент аварийности "бонус-малус". Его величина варьируется от 0,5 до 2,45 и целиком зависит от того, насколько часто автомобилист по собственной вине попадает в передряги на дорогах. Учитывая это, страховщики присвоят ему один из 13 классов аварийности. Правда, отсчет ДТП начнется только после получения полиса обязательного страхования, поэтому в первый год работы закона всем автомобилистам присваивается 3-й класс аварийности с "бонусом-малусом" 1.
Если помните, страховщики утверждали, что цена страховки во многом будет зависеть от возраста автовладельца и количества лет, проведенных за рулем. На деле дифференциация оказалась небольшой. Коэффициент стажа и возраста водителя варьируется от 1 до 1,3. При этом для автомобилиста в возрасте до 22 лет включительно со стажем вождения до двух лет он равен 1,3, а для автомобилиста, которому уже исполнилось 23 года, минимум три из которых он провел за рулем, - 1.
Следующий на очереди - коэффициент мощности двигателя. Его величина начинается с 0,5 для машин, под капотом которых не больше 50 "лошадок", и достигает 1,9, если мощность двигателя автомобиля свыше 200 л. с. Кстати, страховщикам очень не нравится такой разброс. По их словам, мощность двигателя никак не влияет на частоту аварий, в которые попадает машина. Видимо, появление этой позиции в списке коэффициентов объясняется в основном не целесообразностью ее применения, а так называемым "социальным фактором". Впрочем, на этом тарифо-множители не заканчиваются.
Предусмотрен и коэффициент периода использования транспортного средства. Минимум - 0,7 - для тех, кто ездит на машине не больше 6 месяцев в год, максимум - 1 - для тех, кто пользуется авто больше 9 месяцев. Еще один коэффициент ограничений по допуску лиц за руль предполагает только две величины. Если в страховом полисе вы пропишете всех, кто будет ездить на вашем автомобиле, коэффициент окажется равным 1, в противном случае возрастет до 1,5. Венчает список коэффициент нарушений. Он равен 1,5 и применяется, если страховщик установил, что вы сообщили ему заведомо ложные сведения о себе и автомобиле или спровоцировали ДТП.
Есть и еще один множитель - коэффициент срока страхования, величина которого составляет от 0,2 за 15 дней до 0,7 за 6 месяцев. Но он актуален только для автомобилистов, следующих по нашей территории транзитом, а также для иностранцев, временно находящихся в нашей стране и использующих автомобиль.
В итоге получается, что выгоднее всего ездить на "Оке" по буеракам в какой-нибудь предельно далекой глубинке, где, скорее всего, даже слов "гражданская ответственность" отродясь не слышали. А вот столичному автолюбителю, пусть он и владеет только старенькими "Жигулями", страховка влетит в копеечку. Успокоить может только одно: согласно закону, максимальная сумма страхового взноса не должна превышать базовый тариф больше чем в три раза. Если же автолюбителя уличили в "нечистоплотности" и при расчете стоимости полиса применили коэффициент нарушений, то максимальная сумма страхового взноса не может превышать базовую ставку больше чем в пять раз. Правда, с учетом одного обстоятельства: под базовым тарифом в обоих случаях подразумевают не "голую" ставку, а 1980 руб., умноженные на коэффициент территориального использования автомобиля. То есть москвичам опять не повезло: тарифный "потолок" для добросовестных автовладельцев равен 11 880 руб., для тех, кого уличили в каких-либо нарушениях, - 19 800 руб. Тем не менее, оформлять полис придется. С 1 января водителей, не обремененных страховкой, начнут весьма сурово штрафовать: на сумму от 5 МРОТ до 8 МРОТ (500-800 руб.).
Страховщики обещают, что будут и скидки. Например, за каждый безаварийный год скинут 5% взноса. Так что появляется дополнительный стимул ездить осмотрительно, грамотно и не пить за рулем. Сработает ли он - вот в чем вопрос.
В заключение повторим совет, который не раз уже давали: основательно подойти к выбору страховщика. Многие из них придумывают "завлекалочки" для клиентов. Например, в качестве бонуса к полису ОСАГО обещают еще и относительно дешевую страховку от ущерба. Другие предлагают привести к ним пару клиентов и получить скидку на страхование имущества. Тщательно выбирайте страховщиков - всегда приятнее оказаться в хорошей компании!