Chevrolet Cobalt, Nissan Almera, Citroen C4 Sedan: по порции поджарки

Три седана нашего парка, прошедшие в 2013‑м марафон «60 часов «За рулем», проработали в редакции уже год. Автомобили совершили большой осенний пробег, побывали на зимних испытаниях, участвовали в других тестах. Теперь «Ниссан-Алмера», «Шевроле-Кобальт» и «Ситроен-С4 Седан» свела вместе летняя жара.

Три седана нашего парка, прошедшие в 2013‑м марафон «60 часов «За рулем» (ЗР, 2013, № 8), проработали в редакции уже год. Автомобили совершили большой осенний пробег (2013, № 12), побывали на зимних испытаниях (2014, № 3), участвовали в других тестах. Теперь «Ниссан-Алмера», «Шевроле-Кобальт» и «Ситроен-С4 Седан» свела вместе летняя жара. Мы выбрали самые характерные и важные для летней эксплуатации испытания – температурой, пылью и дополнительной нагрузкой.

ОХЛАЖДЕНИЕ САЛОНА

1. «Ситроен-С4 Седан»

2. «Ниссан-Алмера»

3. «Шевроле-Кобальт»

В последние годы даже в Москве летние месяцы по-южному знойные. А ведь жителям многих регионов России московская жара кажется мягкой! Итак, температура воздуха перевалила за тридцать – значит, самое время оценить кондиционеры.

В основательно разогретых солнцем автомобилях мы установили по два термодатчика: один рядом с подголовником водительского сиденья, а другой на месте правого заднего пассажира. Все окна закрыты.

Сопла системы вентиляции, расположенные на передней панели, направляем вверх. На «Ниссане» и «Шевроле» включаем третью скорость вентиляторов, а рукоятку регулировки температуры поворачиваем против часовой стрелки – в самое «холодное» положение. На «Ситроене» крутилки климатика устанавливаем в положение LO и нажимаем кнопку Auto. Салоны охлаждались на холостых оборотах в течение получаса.

На солнце темный «Ситроен» нагрелся больше соперников, чьи кузова заметно светлее. Рядом с водительским подголовником мы зафиксировали температуру 45,1 ºС, а в заднем ряду, на уровне головы пассажира, 49,4º! Но французский климатик сбрасывает температуру быстро. Через 12 минут мы намерили чуть больше 30º на переднем сиденье – жить можно. А через полчаса водителю совсем комфортно – температура 24,3º. Не секрет, что зачастую прохлады летом, как и тепла зимой, задним пассажирам достается куда меньше, чем водителю. У «Ситроена» этого недостатка нет: за полчаса температура сзади упала на 22,4º. Безоговорочный лидер теста!

Салон «Шевроле» остужается мед- леннее. Через полчаса водителю еще жарковато: 27,8º, при том что первоначальная температура была 41,7º. За полчаса стало прохладнее лишь на 13,9º. Сзади схожая картина: температура понизилась на 13,7º – с 42,5 до 28,8º. Это лишь третий результат.

А второе место занял «Ниссан». В нем было жарче, чем в «Кобальте», а через 30 минут стало прохладнее. В передней части салона температура упала на 17º, а в задней – на 15,8º. Вне зачета провели еще один простенький эксперимент. Мы хотели узнать, где лучше везти нечто охлажденное – скажем, еду или питье. Может, в багажнике? Измерили температуру и там. Оказалось, что за время стоянки температура в багажнике, закрытом от прямых солнечных лучей, выросла куда меньше, чем в салоне (тот превращается в теплицу), – со стартовых 23 до 37º. Но за полчаса, что салоны интенсивно охлаждались кондиционерами, в багажниках воздух не остывал, а продолжал нагреваться: температура поднялась еще на полтора градуса. Так что багажники – словно отсеки стабильности: долго нагреваются, а остывают еще дольше. Напитки лучше хранить в охлаждаемом перчаточном ящике или переносном холодильнике.

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ

1. «Шевроле-Кобальт» 545 л

2. «Ситроен-С4 Седан» 440 л

3. «Ниссан-Алмера» 500 л

У всех багажников конфигурация вполне грамотная, вместимость приличная. Рекордсменом мы признали «Кобальт»: его багажник имеет объем 545 литров – не хуже, чем у иных кроссоверов! «Алмера» уступает мало – у нее 500 литров. Багажник «Ситроена» самый маленький, но тоже достойный – 440 литров (все объемы – полезные, по замерам ЗР).

При этом у С4 и «Кобальта» есть существенный козырь – складывающаяся спинка заднего сиденья. Сюда, в отличие от «Алмеры», можно положить нечто длинное. Впрочем, после недавнего обновления и у «Алмеры» спинка стала складываться по частям. И это славно, поскольку ни для одного из наших автомобилей не предусмотрены рекомендованные производителем релинги на крышу. Мы связались с несколькими специализированными фирмами, и продавцы в один голос утверждают: подобрать релинги для «Ситроена» и «Шевроле» шансы есть, а вот для «Ниссана» – увы. Так что в этой номинации наша «Алмера» заслуженно занимает третье место.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ

1. «Ситроен-С4 Седан»

2. «Шевроле-Кобальт»

3. «Ниссан-Алмера»

Семейные седаны – не гоночные болиды. И все же интересно – как дополнительная нагрузка (три наливных манекена по 70 кг каждый на заднем сиденье и еще 40 кг груза в багажнике) повлияет на поведение автомобиля? Ведь лето – время семейных путешествий.

Америку мы не открыли: управляемость ухудшается. Заставить машину слушаться в экстремальных ситуациях непросто даже квалифицированному испытателю. Само собой, на переставке (резкое изменение полосы движения) соперники ведут себя по-разному.

«Алмеру» наш испытатель назвал размазней. Грубо, зато от души. Машина не любит маневров на больших скоростях, нахально и размашисто виляет тяжелой кормой, кренится и замедленно, словно на кинопленке, пущенной с меньшей скоростью, реагирует на руление. На груженой машине этот эффект еще сильнее – ведь корма стала тяжелее.

Козырь «Кобальта» – стабильность. Управлять им проще: нет взбалмошности, которой огорчила «Алмера», а реакции на повороты руля четче. И мы очень удивились тому, что максимальная скорость выполнения переставки у груженого автомобиля практически такая же, как у пустого. Косвенно это говорит о лучшей сбалансированности шасси. Заслуженное второе место.

А первое занял «Ситроен». На его поведение сильно влияет опционная система стабилизации. Отключить ее можно, но при малейшем заносе устройство активируется автоматически, возмущенно осаживая водителя. Для высококвалифицированного пилота это в некоторых ситуациях не очень хорошо, поскольку не позволяет корректировать поведение автомобиля тягой. Но для массового потребителя ESP – несомненное благо. На переставке «Ситроен» отлично вписывается в левый коридор (соседняя полоса), поскольку система стабилизации вмешивается в корректировку курса уже после первого резкого движения рулем. Во многом поэтому пустой С4 оказался самым быстрым. А вот будучи груженым, он тоже требует от водителя большей сноровки – и проигрывает сам себе 5,5 км/ч. Поверьте, в иных ситуациях это совсем не мало.

ПЫЛЕПРОНИЦАЕМОСТЬ

В этой номинации мы не присуждали места, хотя постарались пропылить машины на совесть. Ездили и порознь, и колонной, переставляя в ней автомобили для чистоты (вернее, максимальной пыльности) эксперимента. А перед стартом вымыли и вычистили салоны, чтобы дотошнее ловить коварные пылинки. Но, к нашему удивлению, ловить-то оказалось практически нечего!

После сухих грунтовок на кузовах можно писать хоть стихи, заметно запылены пороги за дверями. Но в салонах и багажниках мы практически не нашли пыли, хотя тщательно облазили их, протирая самые уязвимые места белыми салфетками. Значит, уплотнители и салонные фильтры работают исправно! Вот почему в этой номинации нет ни проигравших, ни лидеров.

УДОБСТВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ШТАТНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ

1. «Шевроле-Кобальт»

2. «Ситроен-С4 Седан»

3. «Ниссан-Алмера»

По себе знаю: езда на современных шинах и развитая городская сеть шиномонтажных мастерских привели к тому, что, когда вдали от цивилизации шина испускает дух, в первый момент задумываешься: как подступиться к штатным домкрату и ключу? Навыки утрачены… А у некоторых молодых водителей их и не было. Ну так что, сможем поменять своими силами колесо?

В поднятом положении мягкий настил багажника «Ситроена» можно зафиксировать с помощью предусмотренного шнурка. Удобно. На других машинах ничего похожего нет. Местá для установки домкрата на кузове обозначены, а вот его рукоятка неудачная – постоянно надо исхитряться, чтобы не задеть ею за землю. Да и руки не казенные! А рукоятка баллонного ключа должна быть длиннее – чтобы легче срывать с места болты.

Инструмент «Алмеры» притянут резинкой к задней панели кузова – дешевое и неудобное решение. Рукояткой домкрата то и дело задеваешь за асфальт. А куда ставить домкрат? Догадываешься не сразу – подсказок не предусмотрели.

У «Кобальта» ручкой домкрата служит ключ. Вполне оправданное решение, тем более что работать им удобно. Места для установки домкрата обозначены. Так что «Кобальт» нам понравился больше других.

ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГЕ, ЭКОНОМИЧНОСТЬ

1. «Шевроле-Кобальт» 7,6 л/100 км

2. «Ситроен-С4 Седан» 9,1 л/100 км

3. «Ниссан-Алмера» 9,5 л/100 км

1-2 место «Шевроле-Кобальт». Огромный багажник, высокая экономичность, неплохая управляемость Медленное охлаждение салона

Загрузка салона (три манекена – 210 кг) и багажника (40 кг) заметно изменила осанку «Ситроена». Автомобиль просел спереди и сзади, дорожный просвет сократился со 160 до 155 мм. У конкурентов просветы не изменились – 150 мм у «Алмеры» и 145 мм у «Кобальта». «Француз» остался лидером.

1-2 место «Ситроен-С4 Седан» Хорошая управляемость, отличная климатическая установка Нагрузка заметно уменьшает дорожный просвет

Пробег по шоссе и проселкам с балластом показал: при спокойной, размеренной езде характер машин почти не меняется. Основное отличие – улучшается плавность хода. Динамика упала пропорционально: 150‑сильный «Ситроен» по-прежнему резвее менее мощных конкурентов, а «Алмера» с устаревшим четырехступенчатым автоматом задумчивее, нежели почти не отличающийся по мощности «Кобальт» с автоматической шестиступкой.

3 место «Ниссан-Алмера» Большой багажник, хорошее охлаждение салона Посредственная управ- ляемость, высокий расход топлива, не рас- кладывается спинка заднего сиденья

Дополнительная нагрузка, проселки и включенные кондиционеры сделали свое дело: по сравнению с прошлогодним осенним пробегом расход топлива вырос примерно на литр. Рекордсмен вновь «Алмера»: 9,5 л для автомобиля со 102‑сильным мотором – слишком много. Привет древней коробке передач.

* * *

Победителя в этом тесте не оказалось. У «Ситроена» и «Шевроле» примерно поровну сильных сторон и недостатков. Посему они разделили первое и второе места. А «Ниссан», как и в зимнем тесте, лишь третий.

Наши редакционные машины стойко пережили очередные издева… испытания, но их трудовая жизнь далека от финиша. Об удобстве повседневной эксплуатации и надежности мы будем рассказывать регулярно.

Подпишитесь на «За рулем» в