Все про ЦКАД: начало положено
Строить ЦКАД начали с Новой Москвы – работы на этом почти 50-километровом участке должны завершиться через четыре с половиной года, первые автомобили поедут по нему в начале 2019-го. Однако церемонию закладки первого камня решили провести не здесь, а на пересечении трассы М4 «Дон» и Московского малого кольца, где должна появиться одна из развязок будущей магистрали. Заложив памятную капсулу в цементную плиту, Сергей Собянин назвал ЦКАД «гиперпроектом» и выразил надежду на то, что трасса даст огромный толчок развитию столицы, ведь город всегда развивается там, где есть дороги и инфраструктура. Также мэр поблагодарил Владимира Путина, который в 2013 году назвал этот проект одним из приоритетных для страны, после чего были быстро приняты решения по финансированию и проектированию ЦКАД. До того как президент обратил внимание на ЦКАД, реализацию проекта постоянно откладывали.
Первые разговоры о необходимости строительства новой кольцевой дороги в Подмосковье начались еще в 2004 году, в 2007-м появились предпроектные схемы прохождения трассы, а строительство запланировали на 2011-й. Однако каждый год сроки реализации проекта переносили. И до сих пор ЦКАД мог бы оставаться второстепенным проектом и ждать своей очереди в связи со строительством скоростных дорог к чемпионату мира по футболу 2018 года. Но после заявления Путина в бюджете нашлись дополнительные 68 млрд руб., которые пошли на ускорение проектирования и строительства. Таким образом, стоимость проекта увеличилась до невероятной суммы в 300 млрд руб.
Протяженность всей магистрали составит около 530 км, при этом само кольцо – 339 км, а остальные 190 км – дополнительный отрезок, который соединит юго-запад и северо-запад Московской области. Дорога пройдет в обход всех населенных пунктов, а на пересечении с крупными трассами будут построены многоуровневые развязки. Большая часть ЦКАД проляжет в 400–800 м от нынешней кольцевой дороги – так называемой бетонки. А участок от Киевского до Ленинградского шоссе, протяженность которого составит почти 90 км, подразумевает реконструкцию бетонки, так как из-за плотной застройки другого варианта прохождения трассы найти не удалось. Максимальная допустимая скорость движения по ЦКАД будет ограничена 130 км/ч, ширина дороги – три-четыре полосы в каждую сторону.
Присутствовавший на церемонии закладки капсулы времени глава ГК «Автодор» Сергей Кельбах раскрыл журналистам стоимость проезда по будущей магистрали – 2,32 руб. за километр для легкового автомобиля. Для грузовых машин она будет выше, однако ее пока не объявляют, тем более что цифры могут измениться в связи с инфляцией. Цена проезда будет разниться еще и в зависимости от времени суток. При этом один из отрезков, так называемый Звенигородский ход, соединяющий трассы М11 и М3, планируется сделать бесплатным.
Четверть вложенных в ЦКАД средств – это деньги инвесторов. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев отметил, что для них вдоль магистрали уже сейчас резервируются земельные участки под строительство автозаправок, предприятий и индустриальных парков. А вот на территории Новой Москвы вдоль дороги застройки не будет. Об этом заявил заммэра по вопросам строительства Марат Хуснуллин, отметив, что ЦКАД не повторит ошибок Московской кольцевой дороги, которую сейчас невозможно расширить из-за огромного количества мегамоллов на всем ее протяжении. Разрешения на строительство объектов коммерческой недвижимости власти не будут выдавать вообще.
Вердикт
– ЦКАД – самый масштабный и дорогой дорожный проект в истории Московского региона. Власти города сейчас видят в нем панацею от пробок на МКАД, надеясь, что он оттянет на себя транзитный транспорт, а также станет основой для развития новых точек притяжения – рядом с Центральной кольцевой дорогой планируют строить крупные предприятия, бизнес-центры и так далее. В общем, по мнению властей, город должен активно развиваться за пределами МКАД, причем чем дальше от него, тем лучше. То есть, по сути, ЦКАД должна стать новой МКАД, которая когда-то тоже была лишь «проселочной» дорогой вдали от центра.