Шкив с помпы - мотору легче
ТЕХНИКА
Новинки
ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МАКСИМ САЧКОВ
ШКИВ С ПОМПЫ - МОТОРУ ЛЕГЧЕ
Все чаще навесные агрегаты двигателя обходятся без ременного привода. Первенцем стал вентилятор, получивший собственный электромотор. Генератор вот-вот объединят с маховиком. Водяному насосу тоже пора переходить на электротягу. Такую помпу представила фирма "Кольбеншмидт Пирбург", известная поршнями, а в прошлые годы и карбюраторами.
Ремень рвется нечасто и стоит недорого. Но в идеале антифриз не всегда нужно подавать с одинаковым давлением. В пробках, когда обороты двигателя минимальны, насосу лучше бы крутиться побыстрее, на шоссе - медленнее. В итоге, вместо расходуемых на его вращение ремнем 1,5 кВт легковому автомобилю достаточно электропривода всего в 200 Вт. Экономия топлива - до 0,5 л/100 км!
Помпа становится элементом терморегулирования: управляющий контроллер знает, когда и как качать охлаждающую жидкость. При запуске в морозное утро можно вообще поначалу не крутить крыльчатку. А вот после остановки мотора, напротив, полезно еще некоторое время погонять жидкость через радиатор. Компоновщики тоже довольны: теперь насос можно размещать, не думая о приводе, пару проводов легко протянуть куда угодно.
Еще одна особенность нового агрегата: ротор вместе с крыльчаткой заключен в герметичный тонкостенный кожух, не препятствующий магнитному полю, создаваемому статором. Это несколько уменьшило КПД, зато позволило избавиться от уплотняющих манжет. Нет и коллектора, бесконтактный датчик определяет положение ротора и через контроллер выдает сигнал на обмотки статора. В общем, изнашиваться в новом насосе практически нечему.
Фирма "Пирбург" уже представила целую гамму электропомп мощностью от 100 до 1200 Вт. Значит, всерьез рассчитывает на успех во всех сегментах автомобильного рынка.