Тест BMW 4-й серии Gran Coupe: издание четвертое, дополненное
Cначала дизайнеры изничтожили у третьей серии задние двери, несколько изменив при этом внешний дизайн и введя новый цифровой код для обозначения модели. Затем они восстановили те же самые двери, однако это была уже не «трешка», а «четверка» с ее оригинальным кузовом. Не кажется ли вам такой способ эволюционного развития несколько странным, или, по крайней мере, чрезмерно усложненным? На самом деле здесь нет ничего удивительного, если проследить за процессом, который состоит, по уверению «Толкового словаря» Ушакова, «из постепенных, количественных изменений, без резких скачков»: тогда будет несложно заметить, что и эта эволюция имеет финансовую подоплеку.
Итак, жил-был себе седан третьей серии, цена которого росла чуть ли не поквартально. Вслед за ним появился хэтчбек со звучным названием Gran Turismo – побольше и повместительнее. Итого – 165 тысяч рублей сверху. После этого свет увидело купе на базе той же «трешки», но уже с собственным индексом. Со 184-сильным двигателем, который стал для нее базовым, новинка оказалась еще на три сотни тысяч дороже. Пустячок, а приятно!
Однако творческие изыскания на этом не закончились. Возврат на законное место задних дверей ознаменовал собой претензию на достойное сочетание спортивной внешности купе и функциональности полноценного салона. Этот «камбек» поднял планку автомобиля – теперь уже псевдокупе – еще почти на 70 тысяч. Что ж, поскромничали баварцы – разница могла быть куда больше. Тем не менее давайте посмотрим, только ли количеством входов-выходов отличаются между собой два представителя четвертой серии и за что нам предлагается платить пусть и небольшие по меркам премиум-класса, но дополнительные деньги.
Чудеса пластической хирургии
Длина, ширина, колесная база и колея четырехдверной «четверки» до миллиметра совпадает с размерами ее двухдверной сестры-близняшки. Если кто-то начнет рассказывать вам, что умеет отличать их по внешнему виду спереди – не верьте ни секунды. Характерная решетка радиатора с девятью вертикальными ребрами в каждой из двух секций, форма двойных круглых фар, вырезы бампера – все абсолютно идентично. В профиль – да, по вполне понятной причине разницу тут не заметит только крайне близорукий человек, введенный в заблуждение аэродинамическим «бумерангом» за колесными арками и знакомыми линиями выштамповок на бортах. Хотя некоторые мелкие подробности могут ускользнуть и от внимательного взгляда. Я бы лично не взялся на глазок определить, что автомобиль стал выше на 27 мм, причем полтора десятка из них приходятся на долю увеличенного дорожного просвета.
Скорее всего, мимо меня прошло бы и то, что крыша удлинилась на 112 мм, сократив тем самым поверхность и без того невеликого багажника. А вот здесь таится главный сюрприз – крышка грузового отсека поднимается электроприводом заедино с задним стеклом, превращая Gran Coupe в лифтбек. Поразительно, как такое решение помогло одновременно сохранить элегантность экстерьера и получить солидное грузохранилище объемом 480 л, что на 35 литров больше, чем у двухдверки. Если же откинуть трехсекционную спинку дивана, то оно раздвинется до 1300 л, причем с ровным полом – совсем неплохо для изящного и даже кокетливого автомобиля. Впрочем, столь существенное изменение конструкции багажника не помешало пластическим хирургам от дизайна пересадить на псевдокупе корму от двухдверки, не изменив ни одного элемента.
И вот что интересно – когда я разъезжал на Coupe, то многие водители живо реагировали на автомобиль, поднимая большой палец кверху. То есть даже в дорожной суете четко бросалось в глаза – это не «трешка». Как только машина разжилась недостающими дверями, слабо знакомые с баварскими экспериментами люди тут же начали путать ее с самой обычной третьей серией, невзирая на изысканность форм и низкую посадку.
Свирепая копирка
Забираясь внутрь автомобиля, я априори не ожидал столкновения с чем-то незнакомым. Предчувствия, как говорится, не обманули. Приборная панель, торпедо, центральный тоннель, лампочки освещения и спортивные сиденья – все было стопроцентной копией донорского салона за исключением исчезновения некоторых чисто функциональных деталей вроде «доводчика» ремня безопасности или рычажка на плече кресел, предназначенного для того, чтобы отодвигать их вперед и освобождать проход к заднему ряду. Копирование свирепствовало даже там, где оно казалось явно лишним. Помню, что в купе меня очень удивило отсутствие ручки над дверью – ну хотя бы пассажирской. Одно дело бухнуться в низко сидящую машину, и совсем другое дело из нее выкарабкиваться, не имея надежной точки опоры. Так вот, с сожалением должен констатировать, что и в Gran Coupe эти ручки не появились.
В остальном к эргономике претензий нет никаких. Полого ниспадающая крыша оставляет достаточно воздуха над головами задних пассажиров, чего вполне хватает даже людям высокого роста. По ширине, конечно, места для троих маловато, несмотря на то что задний ряд также раздвинулся на уровне плеч на 44 мм. К пятиместному заселению я отношусь с определенным скепсисом: недаром сами баварцы скромно определяют посадочную формулу как 4+1, где единицей может быть либо ребенок, либо взрослый, да и то при поездке на сравнительно недалекое расстояние.
Нужно все и сразу
На ходу автомобиль показался мне весьма интересным. Жесткая подвеска, с одной стороны, препятствует возникновению любого рода кренов, а с другой – бережно страхует содержимое салона от резких ударов, волн и раскачек. Даже то, что она не до конца поглощает возмущение от небольших выбоин и трещин, не лишено приятности – в этом чувствуется собранность, чисто драйверская бескомпромиссность в борьбе за сцепление с дорожным полотном. Я попытался напрячь память и вспомнить, как вела себя двухдверка, и мне показалось, что там настройки подвески были немного жестче и спортивнее. Впрочем, ни это смутное воспоминание, ни увеличенный клиренс не мешали во весь дух лететь по извилистой набережной Яузы, не боясь после очередного поворота оказаться по ту сторону чугунного ограждения.
Немного остудила пыл машины подросшая на 55 кило масса. С базовым 184-сильным двигателем лифтбек не столь резво принимает с места, как иногда хотелось бы. Три десятых секунды проигрыша в рывке до сотни кажутся похожими на правду. Впрочем, это не столь значительная величина, на которую следует обращать внимание, не так ли? В любом случае динамика разгона будет более чем достаточна.
Выделить какие-то явные преимущества Gran Coupe перед другими автомобилями той же марки сложно. Большой багажник? У Gran Tourismo он все равно больше. Стильный вид? У купе он как минимум не менее привлекателен. Функциональный и относительно просторный салон? «Трешка» ничем не хуже. Да и цена в баварском среднем классе выше только у кабриолета. И тем не менее своего покупателя машина наверняка найдет – им станет тот, кому все вышеперечисленные качества будут нужны одновременно.