Народному - инородное?

НАРОДНОМУ - ИНОРОДНОЕ?

СЦЕПЛЕНИЕ "ОКИ"

Для экспертизы нашли четырех участников - это импортный "Крафттех" и наши - "ВАЗинтерсервис" (ВИС), "Начало", а также нечто, продаваемое с беспроигрышной рекомендацией - "Тольяттинское". Иностранец был упакован по полной программе - "корзина", ведомый диск и подшипник, а ВИС и "бомж" продавались без подшипников. Что касается "Начала", интересы фирмы представлял только ведомый диск.

Напоминаем: сцепление "Оки" - однодисковое, сухое, с центральной диафрагменной пружиной. Ведущая часть (кожух, нажимной диск, пружина и т. п.), именуемая также корзиной, устанавливается на три центрирующих штифта маховика и крепится шестью болтами. Ведомый диск в сборе с демпфером надет на шлицы первичного вала коробки передач. Насколько добротно все это воплощено в металле, по нашей просьбе проверили эксперты лаборатории сцеплений, карданных передач и нагрузочных режимов трансмиссии НАМИ. Наиболее важные результаты замеров приведены в таблице, а комментарии по каждому изделию отдельно даны под фото.

Общие итоги таковы. Крутящий момент умеют передавать все три комплекта (диск от "Начала", естественно, не проверялся), однако если "Крафт-тех" уложился в норму почти без запаса - всего 0,3%, то "ВАЗинтерсервис" и "Тольятти" значительно ее превысили. Самым легким оказался набор "Крафттех" - разница по массе между ним и "висовским" составила примерно 300 г.

"Наши" впереди? Пока да, но ведь один из самых важных показателей качества сцепления - дисбаланс дисков, нажимного и ведомого. Так вот, хороших корзин оказалось две - от "ВАЗинтерсервис" и от "Крафт-тех". А "тольяттинскую" ставить на машину нежелательно - с тройным превышением нормы дисбаланса ездить не стоит. Из ведомых дисков вне конкуренции оказался "Крафттех" - только он уложился в допуск с хорошим запасом. "Висовский" получил зачет с трудом, а "тольяттинский" просто провалился. Что касается "Начала", то дисбаланс диска в норме, однако огромное торцевое биение свело это достоинство к нулю. То же касается изделия "ВАЗинтерсервиса".

Итог ясен. Комплект от "Крафттех" выдержал испытания без замечаний - и по технике порядок, и комплектация полная, и упаковка есть. "ВИСу" ставим "трояк" с натяжкой - скорее из сочувствия к отечественному производителю, нежели по справедливости. Остальные изделия оказались плохими.

"Народному" автомобилю - инородное сцепление? Да, увы...

1. Изготовитель - фирма "Крафттех" (Krafttech),

страна не указана

Комплектность - корзина Х0160С, ведомый диск Y0160I, подшипник 6006 RSR.

Примерная цена - 1170 руб.

Иностранный комплект оказался самым легким из всех - 2578 г. Имеется знак сертификации - МТ-14. На корзине - 18 лепестков: это больше, чем у остальных. Чем их больше, тем точнее должно работать сцепление. Кстати, только у "Крафттеха" шесть пружин ведомого диска расположены неравномерно - разработчики подбирали определенную характеристику работы узла. Статические дисбалансы нажимного и ведомого дисков - в норме. Передаваемый крутящий момент тоже уложился в норматив, хотя и без особого запаса. Торцевое биение ведомого диска - одно из самых низких.

Оценка: (отлично).

2. Изготовитель - фирма ВАЗИНТЕРСЕРВИС, Россия

Комплектность - корзина 1111-1601085, ведомый диск 1111-1601130.

Примерная цена - 910 руб.

Подшипник для комплекта ВИС был куплен отдельно - это еще примерно 200 руб. Есть знак сертификации - АЯ 70. Крутящий момент обеспечивается с хорошим запасом. На корзине - 12 лепестков. Рабочая поверхность - ровная. Статический дисбаланс нажимного диска - самый низкий из всех, а вот ведомый уложился в допуск на грани фола. А торцевое биение этого диска вообще вдвое хуже допустимого. Да и усилие выжима сцепления примерно на 6% больше требуемого - у конкурентов оно значительно ниже. Ездить, конечно же, можно, но хвалить - увольте.

Оценка: (удовлетворительно).

3. Изготовитель - фирма

"Начало",

Россия

Комплектность - ведомый диск

1111-1601130

Примерная цена - 270 руб.

Фирма из Набережных Челнов представлена только ведомым диском - прочих атрибутов сцепления здесь не производят. Есть знак сертификации - МТ-14. На изделии выбит фирменный логотип "Начало", шесть пружин расположены равномерно.

Диск оказался самым легким из всех, его статический дисбаланс - в норме. А вот торцевое биение изделия - хуже всех: 1,6 мм вместо допустимых 0,5. При таких отклонениях от нормы любые руководства по ремонту советуют заменить диск на новый - прислушаемся к мнению специалистов...

Оценка: (плохо).

4. Изготовитель - не указан

(продавалось под именем "Тольятти")

Комплектность - корзина 1111-1601085, ведомый диск 1111-1601130

Примерная цена - 800 руб.

Изделие подозрительно напоминает № 2 от ВИС - даже надписи на некоторых заклепках содержат аббревиатуру VIS...То ли это "бэушное" изделие, то ли его "прихватизировали" с конвейера - непонятно. Ни упаковки, ни фирменной маркировки - и покрытия на металле не видать. Что касается параметров... Хороший крутящий момент, минимальное торцевое биение ведомого диска, "легкая педаль", но... Огромный дисбаланс корзины - это раз. Значительный дисбаланс ведомого диска - два. Недостаточное перемещение нажимного диска - три. Поверхность нажимного диска - необработанная, шершавая... нет, не то!

Оценка: (плохо).

ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Подпишитесь на «За рулем» в