В прямом эфире
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕВИЗОРЫ
Но на отдыхе вдали от обжитых мест он уже не кажется лишним. Скрасит телепередача и томительное ожидание в пробках, да и к началу футбольного матча спешить не придется: трансляцию можно посмотреть на стоянке у магазина, пока жена делает покупки.
ТАЙВАНЬСКИЕ МОТИВЫ
Черно-белые переносные телевизоры советских времен в полной мере нельзя назвать автомобильными: их хорошо смотреть на привале, но не в дороге - пристраивать на панели громоздкий ящик неудобно. Монтаж стационарной системы (в приборную панель и подголовники кресел) по карману лишь немногим. Но есть и промежуточный вариант: компактные съемные приемники с жидкокристаллическим цветным дисплеем. Цены на импортные модели начинаются от 150 долларов - примерно столько стоит магнитола среднего класса.
В основном на рынке изделия тайваньского производства под более или менее известными марками: "Мийота", "Премьера", "Супер", "Опера". Они похожи как близнецы-братья, да и почти все заявленные характеристики совпадают. По заверению продавцов, основные комплектующие (в том числе экранная матрица) - производства "Тошиба".
Большинство моделей - с пассивными матрицами: если смотреть на экран под небольшим углом, изображение становится темным, переходя в негатив. Активные позволяют значительно увеличить угол обзора как по вертикали, так и по горизонтали. Впрочем, наш опыт показывает - полагаться на уверения продавцов не стоит, лучше убедиться самому.
Модели более солидных фирм - "Касио", "Панасоник", "Пролоджи", "Кенвуд", "Кларион" при том же размере экрана стоят минимум в два раза дороже. Есть и более "продвинутые" - с встроенным DVD-проигрывателем. Мы приобрели два телевизора в разных ценовых категориях: тайваньский пятидюймовый "Супер-580" (5000 руб.) и малазийский четырехдюймовый "Касио-М420" (10 000 руб.).
Более дешевый "Супер" по внешнему виду далеко не идеал: зазоры под стать "жигулевским" - с запасом. Зато комплектация приятно удивила: пульт, наушники, блок питания от сети 220 В и переходник для подключения видео. Всего этого у маленького и аккуратного "Касио" нет. Но зато в комплект последнего входит внешняя автомобильная антенна с креплениями - большой плюс! У тайваньского изделия - лишь встроенный выдвижной штырь (впрочем, предусмотрен и антенный вход, и переходник под обычный штекер).
КТО ЕСТЬ КТО
Включаем телевизоры. "Тайванец" безмолвствует. Оказывается, подпружиненный стержень адаптера не достает до контакта отечественного гнезда прикуривателя. Что ж, слегка выкручиваем стержень вместе с пластмассовым держателем. Заработало! Не хватало какого-то миллиметра. Но все равно - прокол: с полуразобранным адаптером ездить как-то несолидно, да и, наверное, небезопасно - еще замкнет.
"Супер" демонстрирует обилие меню со всевозможными настройками - совсем как у "взрослых": тут и выбор языка (есть и русский), параметров изображения, различные режимы поиска каналов и тонкая подстройка. У "Касио" лишь ползунковый переключатель диапазонов (МВ-ДМВ), кнопки поиска и колесико подстройки яркости. Памяти станций нет. Зато на просмотр, скажем, метрового диапазона уходят считанные секунды; "Супер" ищет каналы с основательностью бытового приемника - в несколько раз медленнее. Однако при каждом включении "Касио" приходится настраивать на нужную станцию снова. При слабом сигнале это уже серьезный недостаток. Если телевизор "помнит" канал, все просто: подвинул машину на метр - глядишь, появилась четкая "картинка". А так приходится действовать "вслепую". Чувствительность же у обоих приемников (на одной и той же антенне) примерно одинаковая. Да и, судя по картинке за пределами МКАД, характеристики антенн сопоставимы.
А вот крепление у "Касио" удобнее. Кронштейн фиксируется на специальных липучках. Без всяких отверток телевизор можно развернуть под любым углом, быстро снять как с кронштейном, так и без. Крепления предусмотрены даже для проводов. И антенного провода (5 м) хватит для любого автомобиля.
В движении прием у обеих моделей примерно одинаков: картинка часто срывается, но в пределах МКАД внешняя антенна "Касио" и полностью выдвинутый штырь "Супера" работают удовлетворительно. За городом внешняя антенна берет чуть лучше, но общее качество приема невысокое. И все же на стоящей машине даже в 60 км от Останкинской башни прием вполне удовлетворительный - цвет не пропадает.
Подведем черту. "Касио", на наш взгляд, чистокровный "автомобилист". Для использования вне автомобиля к нему придется покупать блок питания и отдельную антенну (или же снимать ее с машины). А регулировать яркость при изменении освещенности снаружи автомобиля старомодным колесиком даже удобнее, чем через экранные меню. "Тайваньские братья" претендуют на универсальность: различные блоки питания, "своя" антенна, пульт и т. д. Но в автомобиле развернуться антенне негде, штырь приходится отклонять в сторону, подальше от глаз.
КАССЕТА С СЕКРЕТОМ
У автомобильных телевизоров общий недостаток - сравнительно невысокое качество звука. Да и откуда ему взяться: динамики-то крошечные и к тому же у многих моделей расположены сзади - для экономии места. Проще всего решает проблему кассета-адаптер, вставляемая в автомобильную магнитолу. Основная ее часть - магнитофонная головка, подключаемая к линейному выходу телевизора. Она плотно прижимается к головке магнитолы, и та считывает сигнал как с магнитной ленты. Чтобы обмануть магнитолу с контролем провисания пленки, в кассете смонтирован нехитрый механизм, имитирующий движение ленты по ролику.
Купленный нами за 560 рублей адаптер (производитель неизвестен) продемонстрировал не лучшую звукопередачу. Появились "металлический" тембр, срезка частот. Для ток-шоу или выпуска новостей это не очень важно, а впечатление от концерта будет испорчено. Впрочем, не станем ориентироваться на безымянное изделие. Наверняка качество фирменных адаптеров соответствует их цене. Покупателю же опять посоветуем проверить звук, "не отъезжая от кассы".
БУДУЩЕЕ ЗА ЦИФРОЙ
Как бы ни менялись дизайн и габариты автомобильных телевизоров, удобство пользования ими, посредственное качество приема сигнала в движении остается камнем преткновения. Разработанный десятилетия назад стандарт не предназначался для такого вещания. Новый цифровой формат DVB-T снимает проблемы.
Недавно образованная компания ЦТВ уже использует его для вещания в Москве и ближайшем Подмосковье. Компанией разработан и запущен в серию специальный приемник, подключаемый к любому монитору. Он проектировался с учетом российского климата, дорог и московской застройки. Удовольствие смотреть в движущемся автомобиле телевизор со студийным качеством картинки сегодня обходится недешево. Около 4000 долларов стоит оборудование и 200 долларов - ежемесячная абонентская плата. Пока пакет ЦТВ включает два канала - новостной и развлекательный. Первый - Digital News - калейдоскоп лучших информационных программ ведущих отечественных телеканалов. Второй - DV Live - трансляция эксклюзивных и предпремьерных телевизионных материалов, которые, скорее всего, никогда не появятся на широком экране. Длительность фрагментов рассчитана так, что телезритель будет всегда в курсе последних событий и новинок, независимо от того, находился ли он в машине час или 10 минут.
Преимущества новой технологии видны невооруженным глазом - прямо на экране. Для России это пока завтрашний день. Но заглянуть в него можно уже сегодня.
Найти место для телевизора непросто - чтобы управлению не мешал, солнце на экран не падало и смотреть было удобно.
"Касио": в комплекте все необходимое, даже внешняя антенна и крепления для проводов.
"Супер": "много телевизора" за сравнительно небольшие деньги. Но контакт у 12-вольтового адаптера коротковат.
Кассета-адаптер позволяет прослушивать звук через аудиосистему автомобиля.
Комплект оборудования компании ЦТВ для пакета услуг DVision.