Тест FIAT Scudo: докатился до России
Пока представители «Фиата» в красках описывают достоинства своего детища, журналисты спрашивают об одном: «И где же вы были столько лет?». Ведь «Скудо» в нынешнем поколении, который итальянцы привезли в Россию лишь в этом году (вместе с концерном PSA, чуть ранее представившим аналогичные «Пежо-Эксперт» и «Ситроен-Джампи»), живет в Европе аж с 2007 года! И это при том, что его старший брат «Дукато» прижился у нас давно и продается вполне успешно.
Глава российского отделения «Фиат Профешнл» Валентино Мунно отбивается графиками с классификацией LCV и статистикой продаж. Дескать, всю жизнь здесь покупали в основном большие фургоны сегмента 2G вроде «Газели» или того же «Дукато», а машины класса 2P (которые поменьше 2G, но больше «каблучков» 1A и 1B) пока не популярны, но на фоне общего падения рынка вот-вот выстрелят, – так что модель выпускают на российский рынок своевременно.
Нашим покупателям предлагают грузовой фургон с высокой или низкой крышей и двумя вариантами грузоподъемности, а также микроавтобус в трех комплектациях, на восемь или девять мест. И фургон, и микроавтобус можно заказать как с длинной, так и с короткой колесной базой. На презентации, правда, все автомобили были пассажирскими, причем в максимальной комплектации «Панорама Экзекьютив».
СЕЛ И УСВИСТЕЛ
Что бы там ни было по классификации, а визуально «Скудо» не сильно меньше «Дукато». Разве что пониже и отличается бóльшим наклоном капота и ветрового стекла. А вот в салоне разница существеннее: уходящие далеко вперед передние стойки крыши и расположенный почти вертикально руль роднят этот интерьер с легковыми. При этом коммерческую природу автомобиля дизайнеры скрывать не стали: в передней панели разместили множество ниш для мелочей, а правое сиденье сделали двухместным. Впрочем, от лишнего места спереди в любой модификации можно отказаться – всё равно из-за выступающей центральной консоли средний пассажир будет обречен на тесноту.
Характерный блестящий рычаг коробки передач и своеобразная логика управления маршрутным компьютером указывают на французское происхождение «Скудо»: модель по большей части позаимствована «Фиатом» у PSA, в отличие от «Дукато», разработанного итальянцами и ставшего потом основой соответствующих «Пежо» и «Ситроена».
Благодаря длинной базе сзади достаточно просторно – и во втором, и в третьем ряду. Неиспользуемые сиденья можно легким движением сложить в столик. Неплох багажник, доступ к которому открывает широкий и высокий проем. А если снять задний ряд сидений, получится внушительный отсек для груза. Единственная неприятность в том, что поднятую заднюю дверь из-за ее размера и высокого расположения петель тяжело закрывать. Конечно, за доплату ставятся распашные створки – как на грузовом фургоне, где они уже в стандарте.
В отличие от аналогичных «Эксперта» и «Джампи», у которых роль базового мотора играет дизель объемом 1,6 литра, «Фиат Скудо» доступен только с 2‑литровым. Несмотря на имя «Мультиджет», 120‑сильный агрегат с изменяемой производительностью турбины разработан французами. Двигатель везет очень уверенно: тяга появляется с 1000 оборотов, а в диапазоне от 2000 до 4000 об/мин доступны предельные 300 Н.м крутящего момента. А поскольку и передаточные числа шестиступенчатой механики подобраны удачно, «Скудо» способен на вполне резвый разгон до 130 км/ч.
На скорости за сотню начинают проявляться типичные недостатки фургонов: чувствительность к боковому ветру и нарастающий аэродинамический шум. На фоне общего гула отчетливо слышен свист со стороны окна, как будто воздух проходит через узкую щель. В длительной поездке это раздражает. Источник установить не удалось: в салон через уплотнитель не дует, при сложенных зеркалах звук не исчезает.
Управляемость «Скудо» оставила приятные впечатления: по сравнению с «Дукато» здесь лучше чувствуешь и руль, и тормоза. Правда, машина немного нервно реагирует на колею. Подвеска вообще ведет себя своеобразно. Сзади здесь не рессоры, как обычно бывает на коммерческих автомобилях, а пружины, – поэтому при небольшой загрузке машину не трясет даже на серьезных выбоинах, а вот на безобидных с виду стыках иногда возникают неприятные вибрации.
МИЛЛИОН СЕРЕБРОМ
«Скудо» назван так в честь ходившей в средневековой Италии серебряной монеты. Отсылка к финансам – это неспроста, ведь умеренный ценник – один из главных козырей «Фиата». Цельнометаллическая версия стоит от 959 000, микроавтобус – от 1 064 000 до 1 228 000 рублей, в зависимости от комплектации (это без учета опций). Какой еще автомобиль в этой ценовой категории помимо «Скудо» и родственных «Пежо-Эксперта» и «Ситроена-Джампи» способен возить девять человек? Разве что «Газель». А ведь «Фиат Профешнл» при покупке автомобиля предлагает еще и программу помощи на дорогах «Топ Ассистанс». Если путешественника или главу большой семьи еще могут отпугнуть конструктивные недочеты и безальтернативный дизель, то расчетливый владелец бизнеса присмотрится к «Скудо» наверняка.
ОТ ЛИРЫ К ЕВРО
09
09
Компактный фургон «Фиат-Скудо» первого поколения [1] появился в 1996 году и был, по сути, копией «Ситроена-Джампи» и «Пежо-Эксперт». Для производства модели альянс PSA совместно с «Фиатом» в 1994 году построил завод Sevel Nord во Франции, рядом с городом Валансьен. Там стали собирать и семейные минивэны, спроектированные на той же платформе («Ситроен-Эвазьон», «Пежо‑806», «Фиат-Улисс» и «Лянча-Зета»). В 2004 году близнецов подвергли фейслифтингу [2], а в начале 2007 года появилось второе поколение [3], с увеличенным грузовым отсеком и новой гаммой двигателей, в которую вошли французский 2‑литровый бензиновый, 2‑литровый дизельный в трех вариациях и фордовский дизель объемом 1,6 литра. В 2012 году «Эксперту», «Джампи» и «Скудо» слегка изменили решетку радиатора и передний бампер – в таком виде они и выпускаются по настоящее время. Полностью обновить модель PSA и «Фиата» планируют в 2016 году.
ПЛЮС Много места за умеренную плату
МИНУС Если присмотреться, мелких недостатков немало
Благодарим парк-отель «Яхонты» за помощь в организации съемки.