Скутерра-инкогнита
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
Мото
УТОМИЛИ ПРОБКИ? САДИСЬ НА СКУТЕР!
СКУТЕРРА-ИНКОГНИТА
АЛЕКСАНДР ВОРОНЦОВ
Что и говорить, когда за окном дождь со снегом или собачий холод, ездить лучше на машине. Даже стоять в пробках не так тягостно, сидя в тепле. Но, во-первых, не всем дано, а во-вторых, с наступлением лета в больших городах пробки становятся образом жизни.
А ведь об этом кошмаре можно забыть по крайней мере до осени! И выход-то давно известен. Не надо изобретать велосипед - надо на нем ездить, лучше с моторчиком. Имя такому экипажу - мотороллер, но длинное и неповоротливое, оно через 50 лет превратилось в короткое и динамичное "скутер".
Строго говоря, это одно и то же: разновидность мотоцикла со сдвинутым под седло мотором, удобным для посадки проемом и развитыми облицовками для защиты седока от грязи и набегающего воздуха. Подлинный бум на эрзац-мотоциклы грянул в середине ХХ века. Поначалу в середине 30-х полыхнуло в США (там этот аппаратик и прозвали скутером - scooter), а после войны зараза быстро расползлась по Европе (окрестившей новинку "мотороллером") и Японии. Стремительно пройдя курс технической эволюции, эти стрекоталки посягнули на роль автомобиля: мол, и комфорт, и защита от непогоды - как у взрослых. За это вскоре и поплатились: как только бюргер дорос до настоящего автомобиля, он, не мешкая, отправил двухколесного друга на свалку...
Новая волна популярности вздыбилась лет двадцать назад. Породили ее топливные кризисы и пробки в мегаполисах. Потребовалось что-то дешевое, удобное в управлении и более пронырливое. Поднявшие эту волну японцы поначалу ориентировались на домохозяек, но вскоре сообразили, что главный покупатель - молодежь. Первоначальную сдержанность форм сменила элегантная спортивность, и громоздкое "мотороллер" окончательно уступило место стремительному "скутер".
Современный скутер - машина для тех, кто не хочет торчать в пробках и спорить с инспекторами ГИБДД. Да, львиная доля этих самокатов - с 50-кубовыми моторами, и согласно ПДД они - велосипеды. Кое-кто ухитряется выдать за "полтинник" 100- и даже 125-кубовый аппарат. Не секрет, что свобода от бюрократии часто главный аргумент в пользу покупки скутера. Второй же - фантастическая легкость обращения: дал газу - поехал, нажал на тормоз - остановился, об остальном "думает" вариатор. Наконец, третье, но не последнее достоинство: на скутере можно (пусть с оговорками) ездить в обычной одежде - пиджаке и галстуке.
Гамма современных скутеров весьма широка - от примитивных и дешевых "табуреток" до огромных и роскошных "диванов". Для стандартных маршрутов работа-дом лучше всего подойдет "крейсер" средних размеров с четырехтактным мотором объемом 125- 200 смз: таковы "Италджет Джет-Сет", "Пежо-Электар", "Веспа", "Ямаха-Тео'с". Практичная разновидность - машины на 16-дюймовых колесах ("Хонда-SH", "Априлиа-Скарабео"). В последние годы стремительно набирают популярность большие скутеры с растянутой базой, роскошными двухместными сиденьями-креслами и двигателями рабочим объемом от 250 смз и выше: "Сузуки-Бергман" (на заставке), "Ямаха-Маджести", "Пьяджо-Х9". У новейших экземпляров таких машин - "Хонды-Сильвер Уинг", "Ямахи T-Max" - двухцилиндровые моторы мощностью до 55 л. с.! Они, конечно, не способны лавировать в городском потоке с изяществом 50-кубовых малюток, зато на шоссе с легкостью разгоняются до 160 км/ч.
Противоположность таким гиперскутерам - машины спортивного склада ("Джилера-Раннер", "Пежо-Джет Форс"). Их легко опознать по горбу, наполовину закрывающему проем между седлом и рулевой колонкой. Спрятанная в нем пространственная рама обладает гораздо большей жесткостью, столь необходимой для хорошей управляемости. Кстати, "Джет Форс" - первый серийный, оснащенный мотором с компрессором! Особняком стоят "внедорожные" модификации на пухленьких шинах с универсальным рисунком протектора: "Дэлим Е-Файв", "Ямаха-BW'S". На редкость удачные снаряды для дачных развлечений!
Такова даже не карта - приблизительная схема земли по имени Scooterra. Но надеемся, что она стала чуть менее incognita.
И все-таки в концепции скутера есть некий комплекс неполноценности. Ну почему он лезет из кожи вон, чтобы стать автомобилем? Новая "фишка" - скутеры с крышей! Впервые идею воплотила "Хонда" в модели "Джиро-Канопи", а чуть позже ее с восторгом подхватили европейцы. Компания БМВ в своем футуристическом С1 (моментально ставшем хитом продаж) не только дает водителю крышу над головой, но и пристегивает его ремнями безопасности. Теперь обладатели таких машиненок судятся с местной дорожной полицией, доказывая, что шлем при таком раскладе ни к чему.
Скутеру уже не грозит гибель от автомобильной популяции - не те времена. Измученное заторами население все охотнее изменяет автомобилям и вверяет свою судьбу юркой двухколеске. Довольны и поборники экологии. Все же 150 кг железа требуют для передвижения меньше бензина, чем четырехколесная тонна. Примечательный симптом: во многих крупных городах Европы стараются ограничивать въезд автомобилей в центр города, зажигая зеленый свет перед скутерами.
И еще один аспект: те же 150 кг легко везет электротяга. Крупные мотоциклетные концерны активно работают над "водородными" скутерами. История повторяется: громоздкие и прожорливые динозавры-автомобили могут вымереть под напором нового племени: юркого, экономного и экологичного.
Продолжение темы - на с. 155.
"Веспа-РХ", 2-тактный 200-кубовый двигатель, 11 л. с., 4-ступенчатая КП, 99 кг, 102 км/ч.
Комфорт, экономичность, престиж - "Ямаха-Маджести": 180 см3, 16 л. с., 125 кг, 120 км/ч.
Мегаскутер "Хонда-Сильвер Уинг"
(2 цилиндра, 582 см3, 40 л. с., 204 кг, 160 км/ч) утрет нос авто не только в пробке.
Дамы выбирают скутеры на больших колесах. "Пьяджио-Либерти": 150 см3,
12,5 л. с., 99 кг, 98 км/ч.
Все под крышу и пристегнуть ремни - БМВ-С1: 176 см3, 18 л. с., 185 кг, 112 км/ч.
"Пежо-Джет Форс". 125-кубовый двигатель с компрессором - взрывное ускорение.