До первой дырки
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
Автопарк
ДО ПЕРВОЙ ДЫРКИ
СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, МАКСИМ САЧКОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ, АЛЕКСАНДР БАТЫРУ
Тест на стойкость отечественных автомобилей к коррозии и эффективность дополнительного антикора мы начали три года назад. Первой жертвой стала дизельная "четверка" VAZ 21045, обработанная "Тектилом" и защищенная подкрылками лишь наполовину. В 2001-м к ней присоединилась "Волга" GAZ 3110 (см. ЗР, 2001, № 9; 2002, № 7) с обработкой "Ваксойлом" и четырьмя заводскими подкрылками.
Еще одна зима позади. Автомобили тщательно отмыты и придирчиво осмотрены. В скрытые полости заглядываем эндоскопом: внутренности порогов, лонжеронов и самые дальние закутки дверей - на экране монитора. Оцениваем состояние отдельных деталей и кузова в целом (см. таблицу), пытаемся прогнозировать его живучесть.
Дизельная "четверка" с необработанным дополнительно левым бортом записала на свой счет три суровые зимы, а одометр уже на втором круге отсчитал 11 тыс. км.
На первый взгляд кузов выглядит свежим. Выигрышный "баклажановый" колер скрывает ржавые точки на рамке лобового стекла и пятой двери. Не сбылись страшные пророчества о сквозных дырах. Портит внешность разве что "покусанная" камешками передняя кромка капота и крыльев - кое-где серый грунт не выдержал натиска влаги и порыжел.
Сварные швы под капотом на левой необработанной стороне за прошедший год еще больше побурели. Сочная ржавчина проступает на стыках крыла с брызговиком и усилителем. Правая сторона - чистая, точнее, в антикоре - коррозия сюда не добралась.
Откроем водительскую дверь: внизу на стыке порога и боковины кузова "растекается" рыжее пятно. По сравнению с прошлым годом оно увеличилось, а ржавчина стала хорошо заметна даже на темной эмали. Со стороны пассажира детали еще выглядят свежими.
Внутри дверей коррозия поработала на славу. Состояние левой стороны за год заметно ухудшилось - нижние и верхние швы гниют вовсю, да и на поверхностях пораженных мест стало больше. Справа, похоже, дополнительная защита, увы, сложила оружие - низ дверей тоже пожирает ржавчина.
Дверь задка - наиболее уязвимое место "четверок". Даже в обработанном правом углу потихоньку прорастает первая ржа, а в беззащитном левом "железо" уже стало рыхлым.
Осмотр сверху закончен, пожалуйте на подъемник. В левой колесной нише "живого" металла почти не осталось - бахрома по всей площади покрывает крыло и брызговик. Вероятно, первые дырки (их уже нетрудно проковырять отверткой) появятся сначала даже не в пятой двери, а как раз в передней части VAZ 21045. Правая сторона, обработанная мастикой и к тому же закрытая от камней и грязи подкрылком, за год ничуть не изменилась - под пластиком нетронутый черный слой, без намека на ржавчину.
Наш опыт подсказывает: если уж экономите на антикоре, разоритесь хотя бы на подкрылки. Иначе грязь и влага в колесных нишах за пару-тройку лет превратят металл в труху.
Еще одно больное место "жигулей" - домкратные точки. Со своей задачей они пока справляются: все кронштейны целые, но их соединения с кузовом уже "зацвели", причем как справа, так и слева. Пороги снаружи тоже выглядят несвежими: с необработанной части заводское покрытие давно слезло, а голый металл "загорел". Эндоскоп, позволивший заглянуть внутрь, подтвердил "поверхностную" оценку - ржавчину уже не остановить. Другая сторона выглядит чуть лучше - дополнительный антикор замедлил разруху в скрытых полостях.
На необработанной левой нише заднего колеса ржавчина проступает по швам, но заметно меньше, чем спереди. Изменения за год небольшие. Справа (опять же заслуга подкрылка и дополнительной обработки) детали девственно чистые.
Так называемые кармашки - небольшие ниши в самой задней части кузова - излюбленное место коррозии. Левый край по-прежнему "лидирует", правда, до рыхлого металла пока далеко.
Медленно, но верно коррозия, как раковая опухоль, поражает VAZ 21045 - часы левой стороны сочтены. Но, признаться, ожидали худшего. Похоже, за последний год ржавчина развивалась не столь активно, чем прежде. Подтверждение тому - отсутствие "долгожданных" дырок на кузове. Вероятно, сказалась морозная зима без губительных перепадов температуры, которые болезненно влияют на здоровье любого автомобиля, особенно отечественного. Возможно, свою лепту внес и новый столичный антигололедный коктейль. Он далеко не идеальный, но к кузову, похоже, относится более "гуманно", нежели старые составы.
Две зимы и 32 тысячи километров - возраст детский. Действительно, вид "Волги", окрашенной черным металликом "авантюрин", - почти как у нового автомобиля. Если бы не пресловутые бамперы: это просто позор! Мало того, что пластмасса до неприличия хрупкая, а цена почти иномарочная (в московских магазинах за передний бампер просят больше 4000 руб.!), вдобавок за две зимы весь хром покрылся предательской ржавчиной. Запустить современную окрасочную линию "Хайден" (см. ЗР, 2002, № 1), радовать покупателей новыми симпатичными цветами - и ставить безобразные по качеству бамперы... Несолидно!
Краска довольно стойко противостоит механическим повреждениям, по крайней мере, в сравнении с более старыми, "дохайденовской" эпохи "волгами". Но до иномарочного уровня покрытие пока не дотягивает. Небольшие сколы уже видны на капоте, крыльях, дверях. Большинство ран - пока белые пятнышки, грунт не затронут. Лишь пара сколов спереди уже помечена рыжеватым налетом. Все это можно подлечить без особого труда.
Осмотрев капот и крышку багажника, еще раз убедились в пользе "проливки" этих деталей. Справа швы уже начинают цвести. Рановато!
Снизу "Волга" выглядит очень хорошо. Заводской антикор пока держит удар не хуже дополнительного, нанесенного на левую сторону машины. Две-три маленькие рыжеватые точки на штатном покрытии - не в счет. Такие царапины легко залечить самостоятельно. Пространство, закрытое штатными для всех нынешних "волг" подкрылками, никаких опасений не вызывает. Согласимся с технологами ГАЗа: современные "волги" по крайней мере пару лет не требуют дополнительной обработки днища и колесных арок.
Чего не скажешь о скрытых полостях: тут заводской обработки явно недостаточно. "Всевидящее око" эндоскопа выявило в порогах, дверях и лонжеронах заметные, разрастающиеся от сварных швов очаги ржавчины, пока, конечно, поверхностные. Увы, на нашей "Волге" состояние скрытых полостей слева немногим лучше. Те, кто покрывал кузов дополнительным антикором, как и заводчане, сэкономили. Наш урок - другим наука: отдавая автомобиль на обработку, не ленитесь и не стыдитесь проследить за "проливкой". Именно она, а не щедрые и неаккуратные "плевки" жирным составом на наружных деталях, станет залогом долголетия. Коррозия кузова нашей "Волги" начнется из "засады" - с дверей, порогов, лонжеронов.
Итак, в войне с коррозией ГАЗ достиг определенных успехов: две зимы для "Волги" - легкое испытание, но дополнительная обработка, особенно скрытых полостей, необходима.
ПРЕДОТВРАТИТЬ - НЕЛЬЗЯ, ОТСРОЧИТЬ - МОЖНО!
Коррозия, как старость, необратима. Сделать автомобиль вечным не удастся, продлить его жизнь и здоровье можно.
Для отечественных машин старшего поколения, не балованных катафорезным грунтом, современными антикоррозионными материалами и красками-металликами, трехлетний возраст и 100-тысячный пробег - пограничный рубеж. При беглом внешнем осмотре автомобиль, который дополнительно не обрабатывали, выглядит еще вполне прилично, но пройдет совсем немного времени, и не только мудреные импортные антикоры - преобразователь ржавчины уже не поможет. Чтобы продлить жизнь "жигулям", понадобятся молоток с зубилом, "болгарка", сварочный аппарат.
Потратившись на антикоррозионные составы, подкрылки и труд квалифицированных специалистов, можно значительно продлить жизнь автомобилю. Особенно если регулярно проводить ревизию кузова и залечивать раны, не допуская "воспаления".
Более современный с точки зрения окраски и обработки, свежий GAZ 3110 подготовлен к встрече с агрессивной средой лучше, но не идеально. Дополнительный антикор, в первую очередь скрытым полостям, необходим.
"Четверка" и "Волга" продолжают свою службу в редакционном парке, а значит, противостояние металла и беспощадной коррозии продолжается.
Редакция благодарит корпорацию "ПРИМУЛА" за помощь в подготовке материала.