Звездный дефицит
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
стадион
КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ
ЗВЕЗДНЫЙ ДЕФИЦИТ
СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ. ФОТО: ЮРИЙ ТЮРИН
Впервые за многие годы кольцевой сезон начался не в Петербурге, где весной хватало хлопот с юбилейными торжествами, а на подмосковном аэродроме Мячково. Честь "перерезать ленточку" нового сезона выпала формуле "Русь". Лишь неделю спустя здесь же началось главное, по логике, действо - чемпионат, который рассчитан на семь этапов. Но вот главное ли оно на самом деле? Такие сомнения, увы, появились.
Организаторы Кубка формулы "Русь" не обманули: на первый старт действительно выкатило два десятка машин. В Кубке "VW-Поло", где тоже все участники выступают на одинаково подготовленных автомобилях, собралось 16 пилотов. На этом фоне заезды чемпионата выглядели несколько ущербно.
Еще зимой из обоймы выпала формула 3. Как ни тянули ее за уши несколько лет, стремясь вывести на приемлемый уровень, выяснилось, что в этом году только одна команда ("ЛУКойл Рейсинг") готова выставить "даллары". Ее извечный конкурент "АРТ-Лайн Инжиниринг" ушел в формулу 1600. С командами масштаба "ЛУКойла" у нас дефицит, потому и оборвалась ниточка, связывавшая нас с остальным гоночным миром: ведь для пилотов формулы 3 ежегодно разыгрывают официальные трофеи ФИА.
Таким образом, в чемпионате осталось только три класса машин: формула 1600, "Супертуризм" и "Туринг", причем все - с целым возом проблем.
"Супертуризм" понес ощутимую утрату: о закрытии спортивной программы заявила фирма "ЛогоВАЗ", чьи два экипажа были бы как нельзя кстати. Теперь, по сути, чемпионат свелся к борьбе пяти пилотов из двух команд - того же "ЛУКойла" и "АвтоВАЗа". Завод, надо полагать, заинтересован в развитии этого класса - почти все стартуют здесь на машинах "десятого" семейства. Но как он будет развиваться, если стоимость приличного автомобиля перевалила уже за 50 тысяч долларов? Для его подготовки простого гаража давно уже недостаточно, необходим небольшой производственный комплекс, лаборатория по доводке двигателя и аэродинамическая труба.
Единственная радость: "ЛУКойл" и "АвтоВАЗ" построили очень близкие по характеристикам новые аппараты. Пять пилотов вели невероятно острую борьбу, и на финише тройка призеров уложилась в две секунды. А победил молодой заводской гонщик Денис Овчаренко, жестко потеснив своего опытнейшего партнера Николая Мезенцева. После двух лет тотального превосходства "ЛУКойла" - весьма интригующее начало.
Этого не скажешь про формулу 1600, которую покинули (время пришло!) почти все ветераны "гоночного дела". Бразды правления взяла в свои руки молодежь - картингисты, либо вчерашние, либо еще действующие. Победитель гонки Виктор Антонов из команды ASR неделей ранее выиграл этап чемпионата страны по картингу. Занятному сюжету заметно помешало то обстоятельство, что пилоты в формуле 1600 выступают на машинах разных марок и разного года выпуска - "эстониях" 25-й и 26-й модели, древних "рейнардах", "опель-лотосах" и адаптированных "далларах". Добавим к этому удивительную неорганизованность гонщиков. Где это видано - обладатель поул-позишн опоздал на старт (!), в итоге судьи выпустили его из последнего ряда.
Более-менее нормально стартовал лишь "Туринг", чьи ряды пополнили команда "Корус Моторспорт" и Борис Шульмейстер, вернувшийся в большие гонки после годичного перерыва. Былого технического изобилия теперь уж нет: компанию БМВ-320 и "гольфов" разбавила разве одинокая " Хонда Интегра". Постоянные успехи "МТС Эй-Си Рейсинг", надо полагать, привели к выводу, что БМВ можно победить только на БМВ. Теперь их у нас аж целых семь, примерно одинакового уровня подготовки. Часть построена в Германии на технической базе компании Stepanoff Motorsport - везде наши!
Там, где соперничают равные по силам машины, бывает интересно. К тому же в "Туринге" прошлой осенью случились события, подлившие масла в огонь. Чемпиона-2000 Михаила Ухова неожиданно отлучили от команды "МТС Эй-Си Рейсинг", и теперь он выступает за "Корус". А у чемпиона-2001 Александра Львова, занявшего в прошлом году второе итоговое место, серебряную медаль отобрали. Техническая комиссия обнаружила, что весь сезон двигатель его "Гольфа" не соответствовал регламенту. Подвели немецкие партнеры, божившиеся, что все о'кей. Как выяснилось, это несоответствие Львову никаких выгод не давало, напротив, лишило его нескольких лошадиных сил. Но - правила есть правила.
Понятное дело, Ухов и Львов в первой же гонке намеревались оставить позади действующего чемпиона Григория Комарова. Ухов завоевал первую позицию на старте, гонку же блестяще выиграл Львов - она проходила после дождя, а петербуржец особенно силен на мокрой трассе. Комаров же, вкупе со своей командой МТС, завоевал победу в командном зачете. Так что, можно сказать, вся борьба впереди. Но... Гонщики и специалисты готовы смириться с тем, что на трассе всего пять машин, а вот как отнесется к этому зритель?
Могут возразить: у нас есть формула "Русь", Кубок "Поло" да еще Кубок "Лады", где участников больше, чем помещается на трассе, - далеко за тридцать. Но это ведь не чемпионат страны и все три класса, скажем так, для начинающих пилотов. Публике же нужны звезды и побольше. Дай бог, чтобы новые родились хотя бы к осени. Пока же весенние полупустые трибуны Мячково вызывали беспокойство.
"МТС Эй-Си Рейсинг" сегодня - самая "нестоличная" команда: курянину Григорию Комарову (слева) помогает Владимир Нечаев из Армавира.
Михаил Ухов (впереди) и Александр Львов (в центре) попытаются в этом сезоне дать бой Григорию Комарову (сзади).
Вынужденно перейдя в более дешевую формулу 1600, "Арт-Лайн Инжиниринг"
забила гвоздь в крышку отечественной формулы 3.
"Супертуризм" превратился в класс
двух команд. Правда, обе - настоящие, профессиональные.