На крышу надейся...

НА КРЫШУ НАДЕЙСЯ...

ТЕХПОМОЩЬ

доводим

УСИЛИВАЕМ РЕЛИНГИ КРЫШИ VAZ 2111

НА КРЫШУ НАДЕЙСЯ...

АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Универсал VAZ 2111 хозяйственно мыслящим людям понравился - просторный, удобный, а по сравнению с прежними VAZ 2104 и 2102 - еще и более комфортабельный, динамичный, устойчивый, топлива расходует меньше. Но есть показатель, по которому автомобили "десятого" семейства уступают "классическим" собратьям. Это - фактическая грузоподъемность багажника на крыше.

ОПАСНАЯ ОШИБКА

Если следовать инструкциям, то АвтоВАЗ перед владельцами универсалов чист: возить на крыше больше 50 кг груза запрещено. Соображения - самые различные, от негативного влияния груза на устойчивость и управляемость машины до нарушения ее прочности. Но российский мужик упрям - что ему инструкции, написанные "перестраховщиками". Шифоньер или двуспальный диван на крыше никого не удивляет - возят вещи потяжелее. Люди, промышляющие извозом, не дадут соврать! Спасает то, что у классических моделей и "Самары" багажник опирается на жесткие, подкрепленные водосточными желобками края крыши - последствия перегрузки незначительны для кузова. Конечно, при условии, что водитель, перевозя три центнера картошки, в гонки не ввязывается.

Купив "одиннадцатую" взамен "четверки", кое-кто тут же совершает ошибку, распространяя прежний опыт на новый автомобиль. Тем более, что он своими релингами* на крыше (можете называть их ложементами или дугами) прямо соблазняет: крепи сюда багажник - и нагружай! Осмотрите попавшиеся на глаза машины - наверняка у некоторых крыша возле стоек релингов заметно деформирована - вмята. Значит, грузили от души!

СТАТИКА И ДИНАМИКА

Конструкция кузова, включая крышу с ее усиливающими элементами, рассчитана с необходимым запасом прочности. Даже у машины, которую всерьез перегружают, заметные вмятины на крыше могут появиться не сразу. Или не появятся вовсе. Зависит от того, насколько превышена нагрузка и как располагают груз, компактный он или длинномер, как ездят по неровной дороге. Центнер цемента в мешках и шестиметровая балка весом 100 кг ведут себя по-разному. Очень важен момент инерции груза относительно поперечно-горизонтальной оси - у бревна он большой, при резких изменениях положения кузова оно стремится сохранить положение в пространстве. Результат - дополнительная к "статике" динамическая перегрузка кузова возле стоек релингов (см. рис.).

Мы провели эксперимент. Установив на дуги две модные поперечины, загрузили их типовым грузом - деревянными досками общим весом 100 кг. "Часовым" индикатором замерили упругую деформацию потолка в передней точке крепления ложемента: 0,8 мм (фото 1). На глаз - едва заметная величина, которую выдает только исказившийся блик на крыше. Но это - от распределенной нагрузки в статике! А на неровностях покрытия машина раскачивается, передавая ускорения грузу. Под его воздействием стойки ложементов дополнительно нагружаются и разгружаются. Худший прогноз - для ездока, неудачно выбравшего скорость: колебания длинномера могут оказаться резонансными, он раскачивается так, что деформация крыши грозит закончиться разрушением ее самой и релингов в придачу.

Момент инерции груза увеличивается пропорционально квадрату его длины. Так же меняется и сопротивление силовых элементов крыши, включая релинги. Коротенькие, субтильные - плохой подарок завода каждому, кто везет длинномерный груз. ВАЗ явно поскупился - много ли найдется иномарок с такими "скромными" ложементами! Впрочем, уже было сказано: предельная нагрузка четко оговорена. С учетом веса самого багажника она - почти никакая.

Итак, проблема перевозки длинномеров - наиболее трудно решаемая. Тут без серьезной переделки крыши не обойтись, мы за такую не беремся. Проще поставить условие: вези длинные балки по неровной дороге потихонечку, не позволяй им раскачиваться, а не то - беда!

Что касается транспортировки компактных грузов, то усилить места крепления релингов и перераспределить нагрузку на более жесткие края крыши, по нашему мнению, можно. Но и тогда превратить VAZ 2111 в ЗИЛ-131 вряд ли удастся.

БРОНЯ КРЕПКА

Внешне, благодаря солидной площади сечения, дуга на крыше воспринимается как деталь, способная выдержать куда больше пятидесяти килограммов. Но не стоит забывать, что основания дуг выполнены из алюминиевого сплава и притянуты к крыше коротенькими шпильками "на 8". Кроме этого, деталь наклонена к продольной оси автомобиля. Значит, вес багажа создает еще и изгибающий момент, стремящийся вырвать шпильки крепления из заделки в основании. Отсюда первый совет: перед загрузкой релинги необходимо жестко, с помощью надежных креплений связать между собой поперечными планками, такая рама помогает противостоять изгибу (фото 2).

Сняв обивку потолка, мы убедились, что его силовая конструкция довольно жидкая. Коробчатые усилители вдоль краев крыши - из тонкого листа, к тому же сильно перфорированы, из-за чего буквально дышат под нагрузкой. Основная силовая деталь, на которую опирается релинг, изготовлена из

4-миллиметровой стальной полосы, но крепится к силовому набору консольно (фото 3). Да и так было не всегда. На VAZ 2111 1999 года выпуска ложемент в этом месте опирался на прихваченную точечной сваркой 2-миллиметровую полочку (фото 4). Позже конструкцию изменили, повысив технологичность сборки.

Вариантов усиления крыши мы обсудили немало. Опробовать все на редакционных автомобилях невозможно. Например, читателям не возбраняется в дополнение к описанному ниже заполнить щель между коробчатым усилителем и самой крышей надежным связующим материалом вроде эпоксидной шпатлевки, "холодной сварки" и т. п. Конструкция, несомненно, станет еще жестче. Масштаб работы зависит от вашей фантазии и денег!

Можно найти и способы укрепления вертикальной перфорированной стенки, чтобы здесь она меньше прогибалась. Мы же пока ограничились простым решением, доступным каждому. На машине из первых серий, 1999 года (фото 4, 5, 6) в силовую конструкцию добавили три детали. Это стальной

П-образный профиль (элемент мебельного стеллажа), изогнутый дугой по месту и опиленный по краям на клин (для подгонки). Чтобы дуга не вибрировала и лучше подкрепляла крышу, ее приклеили резиноподобным герметиком, хорошо заполнившим зазоры. А две стальные пластины размером 200х25х4 делят нагрузку между штатной дугой и установленной нами.

Точных размеров не указываем. На конкретной машине детали все равно придется подгонять по месту, определять центры отверстий под шпильки и т. д.

Попытки дополнительно усилить

4-миллиметровую пластину (кронштейн) нового образца бессмысленны. Эта деталь достаточно жесткая, но крепится, в свою очередь, к податливому силовому набору потолка, который все равно дышит при чрезмерной нагрузке. Кронштейн прогибает перфорированную стенку внутрь "коробочки", а сам проседает. Но и здесь возможен уже показанный вариант решения. От кронштейнов можно отказаться.

НЕ НА ГЛАЗОК!

Чаще всего на багажнике перевозят деревянные стройматериалы. Поэтому напомним правила определения их веса.

Сразу после распиловки дерево сырое, тяжелое. Удельный вес влажной сосны до 800-900, а ели - 700-750 кг/мз.

Покупая доски, не надейтесь на глазомер! Он и мастеров порой подводит. Скажите "на глазок", сколько могут весить 20 сосновых досок длиной по 4 м, шириной по 15 см и толщиной 2 см? Скажете, немного? Что ж, давайте подсчитаем объем. Получим 0,24 мз. Теперь умножим на 800 кг/мз - итого около 200 килограммов!

По нашему опыту, с таким грузом передние точки стандартного крепления заметно просаживались вниз. Правда, после разгрузки машины остаточной деформации не было. Усиленная нами конструкция испытание выдержала достойно.

*Reling (нем.) - ограждение, поручень.

Так раскачивается длинномерный груз на неровной дороге.

Точность никогда не бывает лишней.

Рама в пространстве.

Современное крепление релинга.

Устаревшая конструкция.

Общий вид усиленной крыши.

Узел крепления в подробностях.

Подпишитесь на «За рулем» в