Lada Kalina Cross: ягодная селекция
Относительно невысокая в заводских условиях цена переделок сподвигла на решение заявить о себе в этой нише даже отечественного консерватора в лице АВТОВАЗа. Олег Груненков, директор проекта Lada Granta и Kalina, открытым текстом заявил, что появление модификации Cross стало возможным благодаря благоприятному стечению трех обстоятельств: невысокая стоимость модификации, большой интерес со стороны потенциальных покупателей и богатое наследие по отработке технических решений в процессе создания и модернизации обычной «Калины».
Ранее «За рулем.РФ» уже публиковал первые впечатления главного редактора журнала «За рулем» Антона Чуйкина от поездки на Kalina Cross. На сей раз группе журналистов в рамках теста по казахстанским степям и проселкам были представлены образцы автомобилей из опытно-промышленной партии, собранной в преддверии Московского автосалона-2014. По заверениям заводчан, в серийное производство пойдут практически такие же машины, но мелкие недостатки, выявленные даже в ходе текущего тест-драйва, будут устранены в максимально сжатые сроки.
Что ж, Kalina Cross стала выше, но не производит при этом впечатление неуклюжей коробчонки. Цветовых решений кузова будет пока только три: серебристый металлик, белый и оранжевый («апельсин»). По официальным данным, прирост дорожного просвета составил весьма солидные 23 мм, из них 16 мм приходятся на измененную геометрию подвески (в частности, применены более длинные амортизационные стойки), а еще 6 мм дают колеса увеличенной размерности (195/55R15 вместо привычного старого размера 195/50R15). Одновременно для компенсации повысившегося центра тяжести увеличили на 4 мм и колею колес путем изменения вылета дисков. На опытных машинах установлены штатные диски с проставками 2 мм, но на товарных партиях будут только диски с требуемым вылетом – 33 вместо 35. Этот нюанс запасливые владельцы могут взять на заметку. Платой за изменение размерности покрышек стала не только их сравнительно высокая цена, но и увеличившийся на 0,3 м радиус поворота. При этом угол съезда/въезда составил 20 градусов – очень хороший показатель.
Первая задача – прорваться из центра Алма-Аты с его хаотичным движением и весьма своеобразной дорожной этикой на загородное шоссе. Привычное для местных «прав тот, у кого машина дороже», заставляет даже москвичей быть предельно аккуратными. В этом помогает в целом неплохая обзорность и матово-темные панели отделки, не бликующие на ярком солнце, но отсутствие электрорегулировки правого наружного зеркала заднего вида при современной интенсивности движения – серьезный минус.
К работе органов управления претензий нет, все работает и включается, как положено, особое внимание ничему уделять не приходится. На это работает и модернизированный привод сцепления, и вакуумный усилитель тормозов с педалью, и – наконец-то! – тросовый привод коробки передач, как у «земляка» Datsun on-DO. Некоторые заводчане говорили о таком наборе модернизированных узлов в одной модели чуть ли не как о революции, но потребитель вправе считать, что это давно должно стать нормой. А старинный дефект – вой шестерен в МКП, особенно на низших передачах, – завод не может изжить уже почти 30 лет, то есть с тех самых пор, как семейство 2108 встало на главный конвейер.
В скором времени нам обещают версии с автоматическими коробками передач (классический «автомат» или «робот» от Priora АМТ, пока не решено, но вариаторов пока точно не будет), а привычная пятиступенчатая «механика», видимо, так и доживет с фирменным дефектом до самого конца, что особенно обидно на фоне улучшенной шумоизоляции салона, когда шум трансмиссии становится особенно заметен.
Вторая дисциплина – поведение среднезагруженной машины (три взрослых человека с небольшим багажом) на шоссе. Здесь сразу стоит отметить характерные особенности казахстанских дорог вдали от крупных городов, где асфальтовому покрытию, как правило, несколько десятков лет. За это время крупнотоннажные грузовики прокатали весьма заметные колеи, а сам профиль дороги напоминает стиральную доску. Единственный плюс – практически нет больших ям, в которых можно порвать покрышку или разбить диск: дорожные службы справляются хотя бы с этим.
Такие условия движения бросают достаточно серьезный вызов работе подвески. К чести вазовцев надо признать, что с этим они справились практически на «отлично», что особенно приятно на фоне старых проблем с подвеской Kalina. Нынешняя в модели Cross сделана на основе самой удачной 928-й модификации с газонаполненными амортизаторами (опять привет понаехавшим в Тольятти франко-японцам). Несмотря на несколько возросшую жесткость, устойчивость и безразличие к перестроениям между колеями остались на высоком уровне – это отметили все участники экипажа, побывавшие попеременно и водителями, и пассажирами.
Уже знакомый нам по ладовской модельной гамме 8-клапанный 1,6-литровый двигатель мощностью 87 л.с. звезд с неба не хватал, но приятно удивлял неплохой тягой на низких оборотах, особенно с учетом соответствия нормам токсичности Евро-4. Для компенсации возросшей массы (+15 кг) и увеличившегося лобового сопротивления (С х – с 0,4 до 0,42) применили главную пару с передаточным отношением 3,9 вместо привычных заводу с 1985 года 3,7. Это неизбежно привело, по официальным заводским данным, к уменьшению максимальной скорости на 3 км/ч и увеличению расхода топлива на 0,2 л/100 км. Но в любом случае энерговооруженности машины с этим двигателем хватает для безопасного движения по шоссе на скоростях до 120 км/ч. При превышении этого порога обгоны становятся опасными даже на полупустых казахстанских трассах. В октябре тольяттинцы обещают начать комплектовать Kalina Cross и 16-клапанными двигателями мощностью 106 л.с. – такой вариант выглядит гораздо интереснее, но придется смириться с увеличенной ставкой налога и большей ценой самой покупки.
Свернув на степной проселок, соединяющий трассу Алма-Аты – Караганда с западным берегом озера Балхаш (это была третья тестовая дисциплина), мы не удержались от соблазна проверить реальные параметры геометрической проходимости и работу подвески на скоростях под 80-100 км/ч. Режим был простым: после разгона включаем третью передачу и только на ней едем при любых дорожных условиях – так ограничиваем разумно-безопасную максимальную скорость и заставляем водителя не притормаживать на неровностях настолько, что потребовалось бы включение более низкой передачи. С таким упражнением машина справилась практически отлично – касаний о грунт бамперами не было, а защитой картера мы слегка и неопасно задели землю всего два раза. Если бы в машине был только один водитель, уверен, удалось бы избежать и этого.
Заодно упомянем и забавное происшествие на берегу маленького озерца у дороги. Пока все вышли размяться, машина буквально за несколько минут провалилась в зыбучий мокрый грунт по самые ступицы. Попытки, даже с помощью коллег, вытолкать ее своим ходом ни к чему не привели, а решила проблему только подготовленная для бездорожья Toyota Land Cruiser cо стальным тросом. Последующий осмотр показал, что детали на днище и пластик на кузове и бамперах от сидения на брюхе совершенно не пострадали, однако задняя буксировочная проушина была деформирована. Примечательно, что размер выреза под нее оказался недостаточным, а сам бампер получил следы контакта с тросом – типичный случай, когда в погоне за дизайном забыли про функциональность.
Это случайное происшествие послужило поводом для незапланированного вибротеста. Ирония судьбы заключалась в том, что на колесных дисках прочно налипло большое количество жирной грязи, отмыть которую на месте не представилось возможным, при этом ни единой мойки на трассе мы не встретили! В результате следующие несколько сотен километров провели как на вибростенде. Конструкторы Kalina Cross накануне долго рассказывали о детальных работах по устранению всевозможных вибраций, скрипов и шумов, а тут оказалось все наоборот. По мере езды под действием центробежных сил грязь с колес все же понемногу отваливалась, что давало интересный материал по наблюдению за границами возникновения шумов и скрипов, коими наблюдениями мы честно поделились с заводчанами. Те, в свою очередь, пообещали тщательно все проанализировать. В подробностях останавливаться на этом особого смысла нет, все же машины были из опытной партии, но плохое прилегание водительской и задней правой дверей, из-за чего было много скрипа уплотнителей и проникновения пыли, не отметить нельзя. Остается надеяться, что это был огрех конкретного экземпляра, а покупателям следует обращать на эти детали особое внимание при покупке.
Еще один недостаток, о котором говорили многие участники теста уже ближе к финишу этих непростых, но интересных казахских 1200 км, – анатомические свойства сидений. Здесь вердикт был один – длительное нахождение в них весьма некомфортно. И пусть по сравнению с предыдущими от базовой Kalina они доработаны на предмет улучшения боковой поддержки, появились декоративные цветные вставки и прострочка, добавлены элементы крепления детских кресел по стандарту isofix, в нынешнем виде это все равно больше похоже на издевательство над ездоками.
И напоследок – о рыночных перспективах. На фоне своего «донора» – обычной Kalina в кузове универсал – новинка в аналогичной комплектации (пока это будет «Норма») стоит всего на 17 тыс. руб. дороже, при этом обладая неоспоримыми преимуществами по подвеске, КП, геометрической проходимости. Служба маркетинга АВТОВАЗа оценивает спрос в 2015 году на уровне 15 тыс. машин, а Олег Груненков сообщил о готовности завода утроить выпуск Lada Kalina Cross. Для ближайшего родственника-конкурента Renault Sandero Stepway (цена в салонах начинается от 510 тыс. руб.) наступают тяжелые времена.