Страшны ли санкции нашему автопрому?
ВСЕ ХОРОШО
За последние 15 лет иностранные автомобильные компании вложили в нашу страну почти 20 млрд долларов. Больше ушло лишь в нефтянку! Понятное дело, уходить из России они не собираются. Топ-менеджеры ведущих фирм по-прежнему называют российский рынок перспективным (он много лет был вторым в Европе и вполне реально претендовал на первое место).
По спросу на автомобили Россия обладает огромным потенциалом, уступая только Китаю. Перспективность объясняется все еще низким уровнем автомобилизации (275 автомобилей на 1000 жителей против четырехсот в среднем по Восточной Европе), а также довольно высокими доходами населения (особенно если сравнивать, скажем, с Индией).
Поэтому зарубежные фирмы намерены и дальше вкладываться в расширение своих мощностей в РФ. Так, «Фольксваген» с 2006 по 2013 год инвестировал в российскую экономику 1 млрд евро и до 2018 года намерен потратить на развитие бизнеса у нас еще 1,2 млрд. Основная часть инвестиций придется на модернизацию завода в Калуге. Например, в 2015 году там откроется моторное производство.
В Тольятти СП «Джи-Эм- АВТОВАЗ» продолжает строить новые цеха, где планирует с 2016 года выпускать по полному циклу вседорожник «Шевроле-Нива» второго поколения. Уже готовы комплексы окраски и сварки, идет монтаж прессового оборудования, заканчивается строительство моторного завода.
Словом, жизнь продолжается.
ВСЕ ПЛОХО
При этом ни для кого не секрет, что работающие в России зарубежные фирмы испытывают сильнейшее давление. Сказываются сложнейшая политическая ситуация и санкции со стороны Запада. Все это дестабилизирует в том числе и авторынок. Ведь он – наиболее чувствительный индикатор экономического здоровья страны. Странно было бы, если в обстановке продолжающейся политической нестабильности и ожидания возможных экономических проблем покупатели бросились бы массово скупать автомобили.
Продажи падают вот уже который месяц подряд (за первые семь месяцев этого года – почти на 10%), поэтому все заводы сокращают производство, а также персонал. На «Форде» в Ленинградской области в долгий отпуск отправили 17% сотрудников, а само предприятие перешло на односменный график работы. Не так давно люди трудились там в три смены. На заводе «Форд-Соллерс» в Набережных Челнах сократили 950 рабочих, на АВТОВАЗе – шесть тысяч!
Панические ожидания подогреваются и возникающими время от времени слухами о неких санкциях со стороны Европы, Японии и США, которые могут коснуться и предприятий автопрома. Вплоть до того, чтобы заставить компании свернуть свое российское производство. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в России даже обращалась к главам государств и правительств Европейского союза с настоятельной рекомендацией воздержаться от новых экономических санкций по отношению к нашей стране. АЕБ призвала лидеров ЕС «не вовлекать бизнес, создающий благосостояние, рабочие места и стабильность, в политику, а разрешить украинский кризис дипломатическим путем».
САМ СЕБЯ УКОЛОЛ
Самое интересное, что ни одна из зарубежных компаний не собиралась и вроде как не собирается вводить ограничения в работе со своими российскими подразделениями. Не значатся предприятия автопрома и в списке возможных санкций со стороны европейских стран и США (никому из экспертов, во всяком случае, о таких планах неизвестно). Если мы и ждем появления каких-то ограничений, то лишь со стороны российского правительства – по примеру ограничений на ввоз импортных продуктов.
Не так давно вступил в силу запрет для государственных и муниципальных органов на покупку иностранных автомобилей, произведенных не в России. А в конце лета появились слухи о возможных новых «антисанкциях». Глава правительства РФ Дмитрий Медведев пригрозил всем странам, принявшим санкции против России, ответными «осмысленными мерами». В их число, с его точки зрения, могут войти запреты и в автомобильной промышленности.
Впрочем, запреты какого характера грозят иностранному автопрому, премьер-министр не уточнил. Да и трудно себе представить, как это может выглядеть на практике, ведь предприятия, где собирают большинство популярных машин, де-юре являются российскими компаниями, работают там наши рабочие и налоги платят в наш бюджет.
За последние 10 лет в России возникла, пожалуй, всего одна полностью современная отрасль промышленности – это автопром. «Рено-Логан», «Сандеро» и «Дастер» уже на 75% собраны из отечественных комплектующих. С другой стороны, в любой «Ладе» примерно 20% импортных деталей. И это нормально, ведь и в любом немецком автомобиле примерно треть узлов и деталей сделана за пределами ФРГ! Нет и уже не может быть «чисто немецких» или «чисто российских» автомобилей.
Как можно даже задумываться по поводу каких-то «ответных действий», если крупнейший российский автопроизводитель АВТОВАЗ более чем на 50% принадлежит французам и японцам, а КАМАЗ на 11% – немцам? И как запрещать ввоз собранных в Великобритании вседорожников «Ленд-Ровер», если компания-производитель принадлежит индийскому концерну? Ведь Индия санкций против РФ не вводила.
Можно допустить, что здравый смысл с обеих сторон границы восторжествует и вероятные санкции не коснутся компаний с высокой степенью локализации в России. Но некоторые наши депутаты и чиновники все равно хотели бы каким-то образом «наказать» компании из стран, которые ввели ряд санкций против РФ.
Уже даже обсуждается идея запретить ввоз из США, Евросоюза и Японии автомобилей дешевле 800 тысяч рублей. Не знаю… Это еще более странная инициатива – ведь такой запрет коснется лишь небольшого количества машин, в первую очередь дешевых версий некоторых моделей («Фольксваген-Гольф», «Мазда‑3», «Сузуки-SX4», «Ниссан-Джук», «Тойота-Аурис»). Вряд ли они все вместе занимают более 2–3% рынка, и для компаний-производителей особого ущерба от подобных мер не будет. Пострадают лишь российские покупатели, ведь за такие же машины им придется отдавать больше денег.
Итак, кого мы пытаемся наказать? Тем более что никаких санкций против нашего автопрома, повторюсь, пока нет. Работаем на опережение? Можно сколько угодно кичиться тем, что наш рынок в перспективе – один из главных в Европе. Но предметом для гордости, как мне кажется, скорее должна быть мощная промышленность. А введение непродуманных «антисанкций» может лишь отбросить ее назад.