Новые программы обучения в автошколах: нелишние знания

В силу вступили новые программы обучения водителей. Что в них действительно новое? И насколько лучше будут учить курсантов? Выйдет ли ученик из школы полноценным водителем или останется недоучкой, за что справедливо ругали систему многие годы?

Про недостатки новой системы писали много, и главная претензия критиков – ненужная, с их точки зрения, «профессионализация» обучения. Действительно, по законам «О безопасности дорожного движения» и «Об образовании» подготовка водителей отнесена к профессиональному образованию. Потому-то в курсе и появился дополнительный цикл.

Для получения прав категории В придется изучить предмет «Организация грузовых и пассажирских перевозок» (всего – 14 часов). Еще изменилась программа обучения по теме «Устройство и техобслуживание автомобиля» (20 часов). Как будут преподавать эти предметы, нужны ли они будущим водителям (а особенно водительницам)? Некоторые считают, что лишних знаний не бывает…

А ТЕПЕРЬ – К ХОРОШЕМУ

Процесс обучения отныне делится на три цикла. Базовый – его надо пройти один раз, а затем при получении других категорий и подкатегорий он перезачитывается автоматически. Специальный цикл дает навыки управления транспортным средством конкретной категории. Пройдя профессиональный цикл, водитель, как считается, станет профи – усвоит, например, те самые правила грузовых перевозок. Но самый главный вопрос в другом: насколько лучше будут учить курсанта основным предметам (это, как вы понимаете, ПДД и вождение)? Выйдет ли он из школы полноценным водителем или останется недоучкой, за что справедливо ругали систему многие годы?

Отличительная черта новых программ – это серьезная прибавка в практических занятиях. Раньше на них отводилось 50 академических часов обучения по 45 минут, то есть 37 с половиной астрономических часов. Все – и преподаватели, и курсанты – жаловались: мало! Многие оплачивали дополнительные занятия.

Теперь же на курс вождения (категория В) выделяется 56 полноценных часов – в полтора раза больше. При этом сняты практически все ограничения: не надо согласовывать учебные маршруты с ГИБДД, можно ездить по загородным трассам, в темное время суток, придумывать маршруты с разной интенсивностью движения. Единственное исключение – запрет учебной езды на скоростных магистралях, вытекающий из соответствующего пункта Правил.

Однако преподаватель при желании может выстроить цикл практических занятий так, чтобы ученик получил навыки вождения почти в любых условиях.

Кроме того, уже в начальный курс добавили тему «Движение с прицепом», на которую отведено 6 часов. Но – по желанию самого ученика.

ИГРА ПО ПРАВИЛАМ

В базовом блоке появилось три новых (или не совсем новых, но об этом позже) предмета: «Основы управления транспортным средством», «Психофизиологические основы деятельности водителя» и «Первая помощь». Последний, собственно, существовал и раньше, но часто оставался формальным. Положа руку на сердце, многие ли из нас помнят, как оказать первую помощь пострадавшему в аварии, если сломана нога или разбита голова? То-то! Ныне авторы программы пытаются уйти от формализма. Курс первой помощи сокращен на треть (до 16 часов), зато половина из них должна состоять из практических занятий. Курсанты будут отрабатывать простейшие навыки оказания помощи в разных ситуациях. Такие знания, согласитесь, никому не помешают.

Новый предмет «Основы управления транспортным средством» (12 часов, из которых треть – практические занятия) был разработан учеными из МАДИ. Они предложили свою методику отработки навыков вождения в штатных и нештатных ситуациях, а также обучения принципам экологичного и экономичного управления транспортным средством. Впервые уделено внимание таким темам, как взаимоотношения с наиболее уязвимыми участниками дорожного движения – детьми, велосипедистами, инвалидами, а также безопасность пассажиров‑детей… Список предложенных тем очень интересный (можно ознакомиться с ним, например, здесь). Нашелся бы только преподаватель хороший!

В новых правилах четко прописаны требования к оборудованию кабинетов и площадки, а также к квалификации преподавателей.

Особое внимание в программах уделено вопросам психологии, поэтому в теоретическом курсе появился предмет «психофизиологические основы деятельности водителя».

– Это не совершенно новый предмет; вопросам психологии в автошколах уделяли внимание всегда, но было меньше часов и «прятались» они внутри другого предмета. Поэтому серьезно к теме никто не подходил. Сейчас психология выделена в самостоятельную дисциплину, – объясняет президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. – Отведено на это 12 часов аудиторных занятий по 45 минут каждое. Причем как минимум треть из них – практические занятия, посвященные тому, как действовать в той или иной ситуации на дороге.

Само собой, преподаватели должны иметь высшее образование по педагогике или психологии. Если оно иное, придется пройти курс дополнительного обучения, а затем раз в три года – повышение квалификации (16 часов). Мне самому любопытно, как будут проводить тренинги, скажем, по теме «Эмоциональное состояние и профилактика конфликтов». И был бы не прочь принять участие в такой «игре».

Можно, конечно, считать минусом, что новые программы увеличивают количество часов обучения (по категории В, например, на 34 часа) за счет изучения не самых актуальных для большинства будущих водителей предметов. Но программы еще будут дорабатываться и «лишние» предметы наверняка уйдут из основного курса. При этом не стоит забывать, что увеличено число не только теоретических, но и практических занятий. Кроме того, модульное построение программ позволит тем, кто уже имеет любую категорию, сократить процесс обучения на другую категорию или подкатегорию как минимум вдвое.

И при этом курс обучения на категорию В подорожает не слишком сильно – как нам обещают, максимум на 5000 рублей.

Подпишитесь на «За рулем» в