Россию и Европу объединила «любовь по расчету»
Найти 10 отличий
Самой популярной моделью в Европе уже многие годы остается Volkswagen Golf, причем сегодня родоначальник класса пользуется высоким спросом не только в классической версии хэтчбек – универсал Golf Variant и субкомпактвэн Sportsvan также нашли большое число почитателей в Старом Свете. Еще одна модель вольфсбургского автопроизводителя – Polo – расположилась на четвертой строчке европейского чарта, составленного исследовательской компанией JATO Dynamics по итогам реализации автомобилей в Европе за восемь месяцев этого года. В России же лидером продаж Volkswagen является Polo седан, который был разработан специально для российского рынка и в Европе не продается.
«Предпочтения потребителей в каждом регионе сбыта разные. Поэтому для каждого рынка мы предлагаем именно то, что пользуется повышенным спросом у покупателей, – говорит PR-менеджер марки Volkswagen в России Андрей Гордасевич. – Мы отреагировали на интерес российского потребителя к седанам, выпустив специально для российского рынка Polo седан, который производится в России, имеет весьма привлекательную цену, предлагает клиентам больше пространства в задней части салона, багажник большего объема – и потому продается в России в количестве десятков тысяч штук в год».
Стоит добавить, что по итогам августа 2014 года в топ-10 европейских бестселлеров также вошел флагман Volkswagen – бизнес-седан Passat. В компании рассчитывают укрепить лидерство этой модели на европейском рынке среднеразмерных автомобилей бизнес-класса благодаря выходу нового поколения Passat, который запланирован на осень этого года.
Второе место по популярности в Европе занимает Ford Fiesta, а модель Focus находится в нынешнем году на шестой строчке. Как отмечают в Ford Europe, более 30% автомобилей этих моделей сегодня продаются с 1,0-литровым турбированным двигателем EcoBoost, который получил признание европейских потребителей за низкий расход топлива без потери мощности. Позиции Ford Focus на автомобильном рынке Европы должен укрепить запуск рестайлинговой модели осенью этого года.
В нашей стране Focus на протяжении многих лет являлся самой продаваемой иномаркой, однако в последнее время стал рекордсменом по падению продаж – с начала текущего года они снизились более чем вдвое. В Ford Sollers это объясняют значительным сокращением в России спроса на автомобили С-сегмента, где Ford Focus по-прежнему остается одним из лидеров. В 2015 году на российском рынке появится обновленный Ford Focus, который будет выпускаться на предприятии Ford Sollers в Ленинградской области.
В то же время компания стремится занять позиции в более перспективном сейчас сегменте компактных автомобилей – летом будущего года в России начнется производство и продажи новой Ford Fiesta. Как обещают в Ford Sollers, автомобиль получит конкурентную цену и будет специально адаптирован для нужд российских потребителей и дорожных условий России.
«Новый Ford Fiesta укрепит позиции бренда Ford на российском рынке, став отличным дополнением модельного ряда Ford в России в новом сегменте», – отметил первый вице-президент Ford Sollers Адиль Ширинов.
Тройку лидеров в европейском хит-параде замыкает Renault Clio, а вот в России этот компактный хэтчбек не пользовался высоким спросом, из-за чего его продажи были прекращены.
На российском рынке бестселлер Renault – компактный кроссовер Duster, который практически сразу с момента выхода на рынок обошел по продажам бюджетные седан Logan и хэтчбек Sandero.
«В российских дорожных условиях главным для автомобиля становится его надежность и проходимость. SUV по своим характеристикам и оборудованию удобен и комфортен как в городе, так и за городом. До Duster на рынке не было автомобиля, который бы обладал всеми достоинствами SUV и даже вседорожника и при этом находился бы в доступном ценовом сегменте. Renault решила сделать внедорожник для всех, создав Duster, практически революционный автомобиль в своем сегменте», – отмечают в Renault.
Кстати, на европейском рынке Duster и новый Sandero, продающиеся под брендом Dacia, также пользуются высоким спросом, что сделало Dacia самой быстрорастущей маркой в регионе.
В десятке европейских бестселлеров Opel Corsa занимает почетное пятое место, несмотря на то, что подходит к концу жизненный цикл четвертого поколения этой модели – к концу года на рынок Европы выйдет новая Corsa E.
«Corsa пользуется большим спросом уже на протяжении длительного времени – она компактна, что немаловажно для городских жителей, экономична, экологична. В ней очень важна эмоциональная составляющая, яркий дизайн, возможность индивидуализации», – отмечают дилеры Opel.
В отличие от Старого Света, на российском рынке самой продаваемой моделью Opel является Astra. По словам дилеров Opel, в России автолюбители предпочитают суперкомпактным моделям нечто «посерьезнее и повзрослее», поэтому Astra в России гораздо успешнее и популярнее. Стоит при этом отметить, что около 35% в российских продажах Astra занимает модификация «седан», которая впервые появилась в семействе Astra во многом с прицелом на быстро развивающиеся страны Восточной и Центральной Европы, такие как Турция и Россия, где наблюдается большой спрос на компактные седаны.
Peugeot 208 – еще один популярный хэтчбек на европейском рынке, он занимает седьмое место в рейтинге самых продаваемых моделей. Высокий интерес к 208-й модели поддерживает, в частности, спортивная версия Peugeot 208 GTi, которая завоевала популярность у покупателей в Европе, включая Францию, Германию и Великобританию. Как отмечают в Peugeot, это подтверждает успех стратегии Peugeot по развитию премиального модельного ряда в сегменте B.
А вот в нашей стране компания сделала ставку на рынок седанов C-класса, запустив в 2012 году производство и продажи седана Peugeot 408, который изначально разрабатывался для китайского рынка, но был адаптирован для России. 408-й седан является самой продаваемой моделью Peugeot на российском рынке, однако падение спроса в сегменте автомобилей С-класса сказывается на его продажах – как и в случае с Ford Focus, в этом году они упали более чем в два раза.
Skoda Octavia расположилась на восьмой строчке рейтинга самых продаваемых моделей в Европе, и это исключительный случай, когда одна модель является бестселлером марки и на европейском рынке, и на российском.
«Octavia действительно является бессменным лидером марки в России и в мире на протяжении всего времени существования модели, – комментирует руководитель марки Skoda в России Любомир Найман. – Популярность Octavia на разных рынках объясняется, в частности, наличием нескольких модификаций. Автомобиль предлагается в кузове лифтбек, универсал, а также в полноприводной версии Scout и спортивной RS. Таким образом, Octavia может удовлетворять самым разнообразным потребностям клиентов».
В топ-10 европейских бестселлеров вошло обновленное семейство Audi A3, при этом модель демонстрирует один из лучших показателей роста. Как отмечают в Audi AG, новый A3 Sedan, продажи которого стартовали на европейском рынке в сентябре прошлого года, привлекает большое количество новых клиентов к дилерам Audi по всему миру и особенно в Европе.
Впрочем, обращает на себя внимание сам факт попадания премиальной модели в европейскую десятку лидеров продаж, тогда как в России автомобили премиум-класса не входят даже в топ-50. В целом доля премиум-марок на европейском рынке в несколько раз превышает аналогичные показатели в нашей стране. Если в России та же Audi занимает порядка 1,5% авторынка, то в Европе – свыше 5,5%. По словам экспертов, эта разница прямо пропорциональна соотношению между богатыми (в том числе и умеренно богатыми) и небогатыми людьми в России и Европе.
Страна седанов
Показательно, что на российском авторынке бестселлерами являются доступные модели иномарок. Так, высшие строчки рейтинга продаж занимают Hyundai Solaris и соплатформенный Kia Rio, порядка 80% в реализации которых приходится на популярные в России седаны.
«Если не учитывать известный факт, что россияне, особенно в бюджетных сегментах, отдают предпочтение седанам, то следует обратить внимание на стоимость продукта – и тут на первое место выйдет фактор локализации. Это дает модели неоспоримое преимущество в розничной стоимости относительно импортируемых моделей, – говорит PR-менеджер «Хендэ Мотор СНГ» Юлия Тихонравова. – Также можно отметить, что Solaris значительно лучше приспособлен к российской эксплуатации: увеличенный клиренс, холодный запуск до -350C, обогрев ветрового стекла (впервые на Hyundai) и т.д. Говоря о сегменте Solaris, для российских покупателей на сегодняшний момент крайне важны привлекательная розничная стоимость, низкие эксплуатационные затраты и возможность использования низкооктанового бензина (92)».
Таким образом, предпочтения российских и европейских автомобилистов отличаются значительно. В Старом Свете самые популярные модели – это преимущественно экономичные, компактные и маневренные хэтчбеки.
«В тесной Европе крайне остро стоит вопрос с парковками в городе. Маневрирование и парковка на компактном хэтче гораздо проще. Ну и, разумеется, имеет место финансовая составляющая, касающаяся не столько стоимости самого автомобиля, сколько стоимости его содержания. Топливо в Европе стоит почти в два раза дороже, чем в России. Также, помимо налога на объем мотора, европейские автовладельцы платят еще и за вредные выбросы (CO2) в атмосферу. Содержать маленькое авто с экологичным моторчиком в разы выгоднее», – рассуждает руководитель группы каталогов Autorambler.Ru и Quto.Ru Дмитрий Шамонин.
«Европейцы традиционно очень практичны: хэтчбек сочетает в себе возможность проехать по узкой улице старого города и увезти в кузове достаточно габаритный груз. Это оптимальный выбор для среднестатистического европейца. Длина базы автомобиля при этом почти не отличается от аналогичных параметров седана», – отмечает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
Россия же по-прежнему остается страной седанов – автомобили с этим кузова доминируют на авторынке нашей страны еще с советских времен. Хотя их доля в продажах неуклонно снижается – с 46,7% в 2008 году до 38,3% в 2014-м (по данным «Автостата»).
«В России седаны традиционно пользуются большой популярностью. В большинстве случаев они являются единственной машиной в семье, которая выполняет все возможные функции: от поездок на дачу с семьей, когда необходимы большие объем салона и багажник, до «представительских» для регулярных поездок на работу, когда важно подчеркнуть престиж своего авто. В качестве последней задачи седан подходит лучше всего – по-прежнему в России этот тип кузов считается самым престижным. Наверное, отчасти это связано с историей развития автопрома, поскольку реальные альтернативы седанам начали появляться только в новейшей истории», – говорит PR-менеджер регионального подразделения «Ниссан Восток» Роман Скольский.
Бум на кроссоверы
Впрочем, на звание крупнейшего сегмента российского авторынка претендуют кроссоверы и вcедорожники. В последние годы в России на них наблюдается настоящий бум: с 2008 по 2014 год сегмент SUV вырос, по данным «Автостата», с 18% до 34,3%.
«В течение последних двух лет мы наблюдаем динамичный рост продаж кроссоверов и вседорожников в России. В 2014 году, несмотря на общее снижение продаж, рост доли сегментов В-SUV и С-SUV на нашем рынке продолжается – здесь сказывается и глобальный тренд, и климатические и дорожные условия России», – констатирует старший специалист по связям с общественностью Toyota Евгения Тетерина.
«В России компактные кроссоверы и полноценные вседорожники пользуются особой популярностью. Это объясняется, с одной стороны, тем, что покупатели хотят чувствовать себя как можно более уверенно и свободно, вне зависимости от погодных условий, сезона и дорожного покрытия, а с другой стороны – относительно большей безопасностью вседорожников, благодаря большей массе и более высокой посадке, в сравнении с простыми легковыми автомобилями. Можно также утверждать, что вседорожники стали в России символом некой статусности», – говорит Андрей Гордасевич.
В отличие от европейского рейтинга продаж, где представлены только легковых модели, в топ-10 самых продаваемых иномарок на российском рынке – сразу три кроссовера: Renault Duster, Chevrolet Niva и Toyota RAV4. При этом Renault Duster, практически сразу с момента выхода на рынок ставший лидером сегмента SUV, сегодня занимает третье место по объему продаж среди всех моделей иностранных марок.
Между тем кроссоверы набирают популярность и в Европе, где сегмент субкомпактных SUV является сегодня самым быстрорастущим. По данным JATO Dynamics, рост продаж субкомпактных кроссоверов в Европе за первое полугодие 2014 года составил 89%.
«Субкомпактные кроссоверы, такие как Opel Mokka и Nissan Juke, построены на базе моделей малого класса, имеют те же силовые агрегаты и схожие габариты, то есть по сути являются теми же самыми компактными хэтчбеками, но с увеличенным клиренсом. Поэтому даже в Европе их покупка вполне целесообразна», – считает Дмитрий Шамонин.
«Европейцы предпочитают компактные вседорожники за их управляемость, а также потому, что они модные и стильные. При этом по цене они могут не отличаться от тех же самых хэтчбеков, но кроссоверы выглядят намного лучше и престижнее», – добавляет гендиректор компании «ААА АВТО» Каролина Тополова.
По данным JATO Dynamics, лидерами сегмента субкомпактных кроссоверов в Европе являются Renault Captur, Opel Mokka, Peugeot 2008 и Nissan Juke.
«Современное поколение европейцев делает выбор в пользу городского кроссовера: при оптимальном сочетании цены, исполнения и вводных характеристик автомобиль сохраняет нужную компактность и вместительность. Скорее всего, здесь работает принцип «любви по расчету», и за этими потребительскими предпочтениями автопроизводители прекрасно успевают», – отмечает Анна Бодрова.