Докатились: россияне пересаживаются на подержанные Lada

В отличие от рынка новых автомобилей, спрос на вторичном авторынке продолжает расти. В условиях нестабильной экономической обстановки россияне отдают предпочтение более дешевым подержанным авто, тем более что большинство предложений в этом сегменте – машины с минимальным пробегом. Показательно, что больше всего спрос растет на недавние бестселлеры первичного авторынка – Lada Priora, Renault Logan и Ford Focus. Между тем резкое падение продаж новых автомобилей уже в ближайшее время может привести к дефициту предложений на «вторичке».

Автомобиль «на черный день»

В то время как продажи новых автомобилей в России падают уже второй год подряд, на вторичном авторынке наблюдается рост. По данным «Автостата», за 8 месяцев 2014 года россияне купили 3 млн 972 тыс. подержанных машин – на 9,6% больше, чем годом ранее. Рынок новых автомобилей за тот же период, согласно данным АЕБ, упал на 12,1%, до 1 млн 582 тыс. авто. По словам руководителя подразделения по продаже автомобилей с пробегом ГК «Рольф» Алексея Баринова, это обычная экономическая практика: когда рынок новых автомобилей начинает сокращаться, продажи подержанных растут. «Сейчас возраст большей части продаваемых автомобилей с пробегом не достигает пяти лет. Они еще достаточно свежие, но стоят заметно дешевле новых аналогов», – отмечает он.

«Продажи вторичного рынка зачастую начинают активизироваться именно во времена экономического спада или рецессии, – соглашается руководитель отдела маркетинга и рекламы Суперавтомаркета «Формула 91» Мария Бильбулян. – Потребители ожидают скидки на новые автомобили, к которым привыкли, а их нет. На текущий момент, наоборот, многие дилеры поднимают цены на автомобили из-за движения валютного рынка».

Топ-25 продаваемых подержанных автомобилей в России

Модельянварь-август 2014январь-август 2013%
1.Lada 21071494471467481,8
2.Lada 21141268511155919,7
3.Lada 2110116699120944-3,5
4.Toyota Corolla92835899653,2
5.Lada 21099195696686-4,9
6.Ford Focus900847599818,5
7.Lada 21068162386871-6
8.Lada 21127724277502-0,3
9.Lada 211577052756861,8
10.Lada 210997345077916-5,7
11.Lada 4x4721746542910,3
12.Lada Priora (седан)622975104722
13.Daewoo Nexia548104693616,8
14.Renault Logan488404101019,1
15.Volkswagen Passat46029458260,4
16.Lada 21054572546039-0,7
17.Toyota Camry448023780318,5
18.Chevrolet Niva429473706615,9
19.Opel Astra423963620917,1
20.Mitsubishi Lancer41987390897,4
21.Lada 210439732385013,2
22.Lada Priora (хэтчбек)368523043921,1
23.Daewoo Matiz358903184812,7
24.Hyundai Accent35524347582,2
25.GAZ 31103552037780-6

Источник: «Автостат»

Как говорят участники рынка, в сложной экономической обстановке одним новый автомобиль становится не по карману, а другие не хотят переплачивать за машину с нулевым пробегом. Кроме того, на вторичном рынке в рамках имеющегося бюджета больше выбора – как по моделям, так и по уровню оснащения автомобиля.

«В условиях ужесточения экономической ситуации клиенты хотят экономить на всем, включая покупку автомобиля. Таким образом, они отказываются от покупки новых автомобилей и приобретают автомобили с пробегом. Мы уже видели подобную ситуацию в Чехии и Словакии ранее, – комментирует гендиректор «ААА АВТО» Каролина Тополова. – К тому же новый автомобиль теряет свою ценность очень быстро, около 30-40% в первый год использования. Поэтому люди отдают предпочтение почти новым или автомобилям с небольшим пробегом, где дальнейшее падение стоимости не будет таким резким, а цена будет более выгодной. Такие автомобили, как правило, продаются в лучшей комплектации и у них больше дополнительных опций, чем у новых автомобилей по той же цене».

Растущий спрос на подержанные автомобили в условиях неопределенной экономической ситуации директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко также объясняет неуверенностью россиян в завтрашнем дне. «Большинство сделок на вторичном авторынке проходит за наличный расчет, при котором не нужно бояться за свое социальное положение завтра. Приобретенный таким способом автомобиль превращается в актив», – говорит он.

Докатились до кризиса?

Между тем в июне и августе вторичный авторынок показал небольшой «минус» – на 2% и 1,4% соответственно. Участники рынка объясняют это традиционным летним снижением спроса, связанным с отпусками и дачным сезоном. Однако аналитики «Автостата» прогнозируют дальнейшее падение продаж подержанных авто в ближайшие месяцы, что по итогам года сведет динамику рынка практически к нулю. «Очевидно, что рынок просел, и в осенние и зимние месяцы улучшения не будет. Традиционно ожидается всплеск продаж перед Новым годом», – рассказывает Денис Еременко.

Кроме того, продажи автомобильного секонд-хэнда находятся в тесной связи с первичным авторынком – из-за резкого падения продаж новых автомобилей на «вторичке» образовался дефицит предложений. «В связи с тем, что сильно упали продажи новых автомобилей, в trade-in сегодня сдается намного меньше б/у автомобилей. Все меньше и меньше на вторичном рынке предложений от частных лиц, сейчас большинство продавцов – это салоны, площадки и частные перекупщики. Люди не спешат расставаться со старыми автомобилями, поскольку цены на новые высоки, и купить качественный подержанный авто становится все сложнее и сложнее», – констатирует Денис Еременко. Впрочем, продажи автомобилей с пробегом будут снижаться не так резко, как новых машин, поскольку первичный авторынок более чувствителен к экономической ситуации в стране, отмечает Мария Бильбулян.

Вечная «классика»

Наибольшим спросом на рынке автомобилей с пробегом пользуется «классическая» Lada 2107, продажи которой за январь-август составили 149,5 тыс. машин (+1,8%). Как отмечают участники отрасли, вазовская «семерка» – самый дешевый автомобиль на вторичном рынке, поэтому пользуется популярностью у достаточно широкой аудитории с невысоким доходом. К тому же Lada 2107 выпускалась без малого 30 лет, и теперь эти автомобили находятся в обороте на вторичном рынке.

Стоит также отметить, что лидером роста среди 25 самых продаваемых моделей на вторичном рынке стала Lada Priora. За восемь месяцев реализация седанов флагманского семейства АВТОВАЗа выросла на 22%, до 62,3 тыс. подержанных машин, хэтчбеков Priora – на 21,1%, до 36,8 тыс. авто. По словам экспертов, автомобиль начинает поступать на вторичный рынок примерно через три года после начала продаж и через 5-7 лет смена владельца достигает своего пика. Этим и объясняются высокие продажи бывших в употреблении Priora – модели, которая выпускается с 2007 года.

В целом, продажи подержанных автомобилей Lada в январе-августе увеличились на 3,9% и составили 1 млн 256 тыс. машин. Таким образом, продукция АВТОВАЗа доминирует на вторичном рынке, где каждый третий автомобиль – с ладьей на радиаторной решетке, а в Топ-10 самых продаваемых моделей Lada занимает аж восемь мест! Популярность вазовских машин на вторичном рынке Алексей Баринов объясняет низкой ценой этих автомобилей и запчастей к ним, а также доступностью обслуживания и неприхотливостью к условиям эксплуатации. У ВАЗов большая оборачиваемость, и они очень востребованы в регионах – там, где сложно найти запчасти для иномарок, отмечают участники рынка.

Старые новые бестселлеры

Среди подержанных иномарок традиционно лидирует Toyota, которая более чем в два раза превосходит по продажам другой японский бренд – Nissan. В январе-августе россияне купили 460,2 тыс. Toyota (+7%). При этом рейтинг самых продаваемых иностранных моделей на вторичном рынке возглавляет Corolla (99,5 тыс. шт., +1,4%), а продажи бизнес-седана Camry показывают один из наиболее высоких темпов роста (+18,5%, 44,8 тыс. шт.). «Автомобили Toyota, включая Camry и Corolla, пользуются большим спросом на рынке подержанных автомобилей благодаря качеству, надежности и долговечности, и как следствие, высокой остаточной стоимости», – говорит старший специалист по связям с общественностью Toyota Евгения Тетерина.

Также высокий рост спроса на вторичном рынке наблюдается на Ford Focus (+18,5%, 90,1 тыс. шт.), Daewoo Nexia (16,8%, 54,8 тыс. шт.), Renault Logan (+19,1%, 48,8 тыс. шт.) и Opel Astra (+17,1%, 42,4 тыс. шт.). Как отмечают эксперты, в прошлые годы все эти модели были лидерами продаж на рынке новых автомобилей и сейчас повторяют успех на вторичном рынке. На рынке подержанных авто модель показывает примерно ту же кривую продаж, что и у нового автомобиля, но на 3-6 лет позже, подтверждают участники рынка. По словам гендиректора проекта «Автология» Максима Брегера, стоит также учитывать срок присутствия модели на авторынке. «К примеру, в статистике рынка подержанных автомобилей учитываются продажи Ford Focus всех поколений, которые продавались в России. Соответственно, если модель давно представлена на рынке, то ее совокупный вес на вторичном рынке будет высок», – поясняет эксперт.

«Живучие» иномарки

Что касается перспектив вторичного авторынка России, участники отрасли ожидают его умеренного роста в среднесрочной перспективе. Согласно базовому прогнозу «Автостата», в 2014 году продажи автомобилей с пробегом вырастут на 4,5%, до 6 млн машин. При этом в следующем году возможно небольшое сокращение вторичного авторынка – в пределах 3%, до 5,85 млн автомобилей. По словам аналитиков, возможное введение «экологического» налога на эксплуатацию старых автомобилей или запрет импорта на ввоз иномарок в качестве ответа на санкции Запада могут негативно сказаться на обновлении автомобильного парка и привести к сокращению предложений на вторичном рынке. Но в более отдаленной перспективе 6-миллионный рубеж снова будет преодолен в 2017 году, и рынок автомобилей с пробегом продолжит рост на уровне 2% в год.

При этом доля отечественных машин на вторичном рынке продолжит падать, и в 2018 году на них будет приходиться немногим более четверти продаж. Дело в том, что парк отечественных автомобилей неумолимо сокращается, в то время как у иномарок он стремительно растет. По словам Дениса Еременко, иномарки уже давно доминируют на рынке новых автомобилей, постепенно они замещают продукцию российского автопрома и на «вторичке». «Причем б/у иномарки живут на рынке намного дольше по сравнению с отечественными автомобилями», – отмечает он.

Несмотря на это, лидером продаж на вторичном рынке будет оставаться Lada, хотя ее преимущество над иномарками с каждым годом будет все менее весомым. Переломить эту тенденцию вряд ли сможет даже запуск новых моделей Lada Vesta и XRAY, поскольку российский парк Lada слишком огромен и количество старых «Жигулей», выбывающих на утилизацию по возрасту, будет неизбежно доминировать, считают участники рынка.

Продажи подержанных легковых автомобилей в России

Маркаянварь-август 2014январь-август 2013%
1.Lada1 255 8111 208 1713,9
2.Toyota460 195430 1857
3.Nissan202 992175 56115,6
4.Chevrolet155 692128 94320,7
5.Ford146 884130 64512,4
6.Hyundai142 509122 45216,4
7.Volkswagen125 765113 94810,4
8.Mitsubishi119 266106 85911,6
9.Honda110 522100 7609,7
10.Renault108 78995 74513,6
11.KIA103 17382 62624,9
12.Daewoo95 27583 42914,2
13.Opel92 37585 4878,1
14.Mazda87 64777 75412,7
15.Mercedes-Benz79 40465 92820,4
16.BMW76 84966 76815,1
17.Audi69 60966 1845,2
18.GAZ57 48660 690-5,3
19.Skoda47 90337 72927
20.Peugeot40 60036 15112,3
21.Suzuki40 32234 93615,4
22.Subaru33 80829 04816,4
23.UAZ33 43729 63912,8
24.OKA28 80528 7800,1
25.Lexus27 87123 56918,3
26.Volvo24 01221 74410,4
27.Citroen20 08917 82712,7
28.Land Rover17 68714 31723,5
29.Chery14 64812 64115,9
30.Moskvich12 06813 605-11,3
31.SsangYong11 959970123,3
32.Infiniti11 614821941,3
33.ZAZ10 668947812,6
34.IZH922890022,5
35.FIAT871683284,7
36.Great Wall7542615022,6
37.Lifan6802429358,4
38.Dodge65176694-2,6
39.Daihatsu630958328,2
40.Porsche5553411734,9
Прочие55 75749 09013,6
Всего3 972 1583 623 0259,6

Источник: «Автостат»

Подпишитесь на «За рулем» в