Тысяча километров России: вокруг Москвы
Про Москву шутят часто. В юбилейном выпуске ЗР нам тоже захотелось пошутить и предложить свой вариант очередного московского кольца. По километру на каждый вышедший номер журнала – итого тысяча.
Очень может быть, что, когда придет пора готовить очередной круглый номер – скажем, двухтысячный, – Москва разрастется как раз до обозначенных нами границ. Вот тогда и посмотрим, промахнулись ли мы со своим прогнозом…
Шутки шутками, а пробег по намеченному маршруту мы совершили. По булыжникам и платным дорогам, мимо храмов и замков, невидимых подземелий и загадочных усадеб без опознавательных знаков. Порой из тумана виднелись паруса каравелл Колумба, а водонапорная башня обретала очертания самовара.
Самые симпатичные фрагменты юбилейного пробега – на фото.
НАШ МАРШРУТ, или 1000 КМ НА ОДОМЕТРЕ
Серпухов – Подмоклово – Ушмор – Лункино – Спас-Клепики – Тума – Гусь-Железный – Погост – Муромцево – Кольчугино – Александров – Яхрома – Истра – Сычево – Щапово – Серпухов
55°00'13,87" с. ш. 37°25'03,31" в. д.
Приобретать подходящее транспортное средство в Подмосковье гораздо интереснее, чем в столице с ее унылыми «бентли» и поднадоевшими «мазерати». Ну где в Театральном проезде или, допустим, на Рублевке вы найдете сани 2015 модельного года или телегу с нулевым пробегом? А на таком «паркинге» под Серпуховом – пожалуйста. Экологический класс никаким европейцам и не снился, а цена вопроса – примерно 50 000 рублей. При этом торг очень даже уместен.
56°17'09,04" с. ш. 37°29'54,87" в. д.
03
Канал имени Москвы
03
Канал имени МосквыОдно из самых фантастических сооружений России да и вообще земного шара – канал имени Москвы (канал Москва – Волга). К началу 30‑х годов прошлого века столица выпила всю воду из Москвы-реки: напротив Кремля речку можно было переходить вброд! Спасительный же источник исправно работал на Валдайской возвышенности. Оставалось прорыть канал длиной 128 км между селами Иваньково и Тушино, но самотек был невозможен по определению. Мало того, что Москва почти на 7 метров выше, так еще посередке оказалась скала высотой 70 с лишним метров!
Сделали! Через не могу и через невозможно. Своими руками. Какой ценой – знают все.
Дороги вокруг столицы бывают разные. К примеру, старое Симферопольское шоссе – некогда основная дорога в Крым – теперь обрывается в никуда возле станции Ока. А если заранее свернуть вот на эту каменистую тропу, то она, как нам казалось, должна была вывести к плотине через Нару. Правда, абориген-серпуховчанин клялся, что никаких плотин в его городе нет и не было, но мы верили в себя. А мысли, как известно, материализуются.
55°10'48,37" с. ш. 40°05'45,35" в. д.
Найти Ушмор по указателям почти невозможно по причине отсутствия таковых. Но мы упорно пытались отыскать в мещёрской глуши какую-то непонятную усадьбу, которая, как говорят, возникла на ровном месте всего за пару лет. И нашли-таки! Эдакая старинная усадьба на новый лад. Резные деревянные скульптуры и водоемчики на огромной детской площадке, несколько корпусов классического облика, церковь цвета голубого неба. И конечно же, господский дом за высокой оградой из кованых решеток. Довольно вежливые охранники дали понять, что хозяева вряд ли будут нам рады. А мы не очень-то и хотели.
Угадать фамилии собственников усадьбы каждый может сообразно своим представлениям о нынешней элите. Если интересно, конечно.
54°52'00,99" с. ш. 37°20'48,05" в. д.
55°55'47,50" с. ш. 40°54'14,73" в. д.
Говорят, что гусарский полковник Владимир Храповицкий, гуляя как-то по Парижам, повздорил с неким мсье, имевшим наглость сказать что-то невежливое про Россию. Мол, ничего у вас там нет! А в качестве примера «француз убогий» ткнул пальцем в свой замок и ехидно ухмыльнулся… Полковник презрительно поморщился, сплюнул в Сену и заявил, что у нас, мол, в таких убогих сооружениях живут только лошади и свиньи. А если мсье сомневается, то пусть заедет в гости. Пока красный от злобы французик искал деньги на дорогу, полковник собрал воедино все свои ресурсы – от патриотизма до банковского счета – и возвел на Владимирской земле русский замок! А когда мсье добрался-таки до лапотной России, Храповицкий первым делом показал ему свои хозблоки, действительно напоминавшие замок французика, а потом привел СЮДА.
56°17'54,71" с. ш. 39°22'54,84" в. д.
Водонапорную башню в Кольчугине возводили для нужд железной дороги. Башню-то построили, а прокладывать дорогу… передумали. Поэтому строению пришлось освоить новую специальность – некоторое время поработать телерадиовышкой.
Но венцом карьеры творения архитектора Верещагина стало нынешнее назначение: быть уникальным символом города. Кстати, эту башню называют «самоваром» – за сходство. Хм… Ну, возможно. Видится некая взаимосвязь: железная дорога, самовар, чаепитие… Ну конечно же: именно кольчугинские подстаканники всегда служили неизменным атрибутом РЖД, приводя в щенячий восторг иностранцев. Жаль, что в городе мы их так и не нашли. Обидно... Может, в ГУМе поискать?
55°55'47,50" с. ш. 40°54'14,73" в. д.
Гусь-Железный часто называли Гусь-Баташев. Гусь – это название реки, а Баташев… А вот Баташевы – это уже легенда. И никто точно не скажет, где правда, а где вымысел.
Иван Баташев – типичный птенец гнезда Петрова. Простой кузнец, основавший на Руси своим трудом гигантскую железную империю! Династия Баташевых – это павлины и ананасы, гроты и колоннады, тысяча крепостных и домашний театр. И абсолютная вседозволенность – прямо по Достоевскому. Андрей Баташев за ночь мог украсть по бревнышку целую деревню соседа – разобрать, перепахать и «прихватизировать». Он выстроил огромный дом на границе Рязанской и Владимирской губерний, чтобы в итоге не платить ни там ни там.
А еще он оставил после себя белокаменный храм. Едва ли не самый большой сельский храм на Руси.
55°55'44,81" с. ш. 36°15'43,84" в. д.
Шагающий экскаватор – это наш близкий родственник. Он, как и журнал, перемещается в пространстве дискретно. ЗР делает один шаг в месяц, а шагающий экскаватор… Впрочем, кто его знает, сколько он их делает. Конкретно этот трудяга добрел до Сычева, где и продолжает свой неспешный моцион. Куда он направится дальше, сказать сложно.
55°55'27,25" с. ш. 36°49'12,09" в. д.
Современная Истра – это не только Гефсиманский сад и Божий храм. Кто-то уверяет, что здесь проводились опыты в духе экспериментов Теслы по передаче энергии на расстояние. Другие говорят о рукотворных 100‑метровых молниях. Все это похоже на правду, поскольку испытательный высоковольтный стенд действительно существует. Более того, сюда, вообще говоря, не пускают, потому что оборудование действительно работает. Чтобы тявкающий голодный пес не съел фотографа, пришлось отвлечь его на себя.
55°25'00,29" с. ш. 37°24'28,59" в. д.
Липовый парк, несколько прудов, симпатичные мостики, 300‑летний дуб, 250‑летний клен… А еще в одном из самых древних сел Подольского района (теперь это Новая Москва) стыдливо прячутся тени изгнанных из России Лжедмитриев и прочей нечисти. Потому что Александрово‑Щапово когда-то на радостях заложил боярин Морозов, очень довольный окончанием Смутного времени.