Как обеспечить хороший обзор: выбираем дворники и стеклоомывающую жидкость
Какие щетки зимние?
Честно говоря, каких-либо принципиальных изменений щетки стеклоочистителя за всю историю своего существования не получили. Многочисленные попытки применить вместо механической очистки стекол что-то другое – от обдува до «нанопокрытий» – так и остались забавными попытками. А разработчики по-прежнему пытаются приспособить свои изделия к новомодным ветровым стеклам, подстраиваясь под их переменные радиусы кривизны.
В далекую «жигулевскую» эпоху все щетки стеклоочистителя были каркасными – они успешно дожили и до наших дней. Конструкция – набор коромысел и упругих пластин плюс резиновая лента. Резину то и дело сменяли иные материалы. Фирмы использовали синтетическую и частично синтетическую резину, применяли графитовое покрытие лезвия, трехкомпонентный состав лент и т. п. Большинство конкретных конструкций быстро расшатывались и разбалтывались, а потому срок их службы был небольшим. Прижим щетки стеклоочистителя никак не хотел становиться равномерным, число коромысел и шарниров стало увеличиваться, что вскоре привело к их… полному исчезновению в новаторской бескаркасной конструкции.
Первые образцы таких дворников действительно представляли диковинку: где ж шарниры-то? Цельная конструкция щетки стеклоочистителя из пружинного элемента и резиновой ленты была полностью лишена разного рода очагов напряженности, склонных к шатаниям и нестабильности. При этом прижим щетки стеклоочистителя к стеклу вроде бы улучшился и стал более равномерным, а обледенения, казалось бы, стали отступать. Но, как это обычно и бывает, когда все производители освоили новинку, выяснилось, что до идеала еще далеко, а в старой конструкции было множество плюсов.
Так появились гибридные щетки стеклоочистителя. Шарниры и коромысла в обновленном виде вернулись на рабочие позиции, спрятавшись под компактный кожух-спойлер. Аэродинамика прижимает дворник к стеклу, а остальное, как говорится, смотри параграф первый – новые материалы и старые идеи. Конструкция такой щетки стеклоочистителя затрудняет замерзание воды в шарнирах, но, конечно же, не может его полностью предотвратить. Хотя на сегодня это, наверное, лучшее решение задачи.
Что до зимних щеток, то их, как правило, отличает защитный чехол, предохраняющий металлоконструкцию и чистящий элемент ото льда и снега, насколько это возможно. Аэродинамика при этом страдает, но чего не сделаешь ради компромисса. Впрочем, такая уважаемая фирма, как Bosch, полагает, что никаких чисто зимних конструкций щетки стеклоочистителя быть не должно: дворник обязан быть всепогодным.
Какие щетки стеклоочистителя лучше? Конечно, можно ориентироваться по цене: мол, чем мех лучше, тем он дороже. Но нелишне будет вспомнить итоги нашей последней экспертизы, в которой сошлись не только представители разных фирм, но и различные конструкции дворников. А там однозначного преимущества той или иной конструкции щетки стеклоочистителя мы не увидели. Лучшими оказались гибридные Denso и бескаркасные Valeo, но при этом бескаркасные «Трико» и «Чемпион» оказались так себе.
Напоследок советуем всем ознакомиться с результатами нашего опроса. Дескать, как часто вы меняете щетки стеклоочистителя? Результаты — и ожидаемые, и не очень...
Между прочим, в недавние времена владельцы «Жигулей», прежде чем запереть машину, непременно снимали с нее дворники, чтобы спрятать в салоне или багажнике. Под ухмылки волговодов – у тех если что и крали, так только по-солидному, вместе с машиной.
В поисках струи
В далеком 2011 году, задавшись вопросом о том, какая стеклоомывающая жидкость лучшая, мы совершили открытие – догадались исследовать вязкость автохимии на морозе.
Но сначала – попали в глупую ситуацию, суть которой можно изложить в нескольких словах. Годами читаешь про зимние омывайки, исследуя моющие способности, влияние на лакокрасочное покрытие и т д. и т. п. Затем якобы лучшую из лучших заливаешь в бачок, и где-то уже в пути нажимаешь на подрулевой рычажок, а в ответ дворники тупо размазывают грязь по сухому стеклу. Вот и верь после этого экспертизам!
Так в чем же мы напахали? Как оказалось, ни в чем… Но чтобы убедиться в этом, а заодно отыскать пропавшую струю, очередной эксперимент решили провести по-своему – просто посмотреть, как омывайка будет литься на стекло через узкие отверстия распылителей. Наука наукой, но любопытство сильнее.
Проверка – не экспертиза
Отправной точкой нашего опыта стал следующий посыл, известный каждому водителю: хорошая омывайка должна помогать дворникам чистить стекло и при этом, извините, не вонять. Однако зимой дурной запах в салон доносит, считай, любая из них. И чем ниже заявленная рабочая температура, тем крепче вонь. Поэтому в рамках нашей тогдашней проверки мы решили сравнить жидкости одного уровня – с этикетками на «— 20 градусов» (плюс-минус градус). Эта температура удобна еще и тем, что позволяет легко проверить реальную морозоустойчивость с помощью морозильника: для него —18 0С – обычный режим. Накупив с дюжину жидкостей, захотели немножко похулиганить и добавили им в компанию… бутылку недорогой водки! На суперточность замеров не претендовали, зато условия опыта были равные для всех.
Не брызгает!
– Ребята, вы чего, омывайки проверяете? Класс – возьмите мою тачку! Ни хрена в ней не брызгает!
Да, бывает и такое. Водитель, с интересом наблюдавший за нашей суетой, подогнал Toyota Prado и с удовольствием опустошил бачок омывателя. Нет проблем: редакционный Getz отгоняем в сторону и начинаем священнодействовать.
Итак, гвоздь программы. Омывайки, провалявшиеся полдня в морозильной камере, по одной извлекаем наружу и тут же заливаем в пустой бачок Toyota. И сразу все становится ясно: длина струи почти всех жидкостей не достает даже до нижней кромки рабочей зоны дворников! Вязкость разрешенного у нас к применению изопропилового спирта – а именно он служит основой «правильных» омываек – возрастает на морозе настолько, что крохотная форсунка становится для жидкости непроходимой.
Проблема порождена исключительно действующими нормативами. На этом фоне уже не обращаешь внимания, что часть жидкостей даже замерзла – с этим пусть разбираются начальники соответствующих производств. А вот «вопрос на миллион» остался: так что же заливать-то? Наш эксперимент лишь подтвердил, что на реальном морозе (а у нас и при минус двадцати на дорогах мокро от реагентов!) омывайки на основе изопропила фактически оставляют массу автомобилей без чистых стекол!
Любопытно, что владельцы многих старых машин с подобными проблемами не сталкиваются. У них форсунки большего диаметра и не претендуют на красивый распыл струи. Обладатели авто с подогреваемыми бачками также могут не нервничать. Но огромная армия водителей, как говорится, попала…
Вам пить или ехать?
Альтернатива? Во-первых, пищевой этанол. Вязкость жидкостей на его основе значительно меньше, чем у изопропиловых, но эту продукцию обложили такими акцизами, что омывайка становится по цене в один ряд с той же водкой. Кстати, по длине струи зеленый змий одолел практически всех соперников – как, собственно, и ожидалось. Воистину, «Наша водка»!
Но даже ему не удалось догнать лидера: им оказался печально знакомый всем ядовитый метанол… Тот самый, купленный на развале.
С чего мы решили, что это метанол? Слабый, но характерный запах – раз, огромная длина струи – два, жизненный опыт – три. Для подстраховки проконсультировались у химиков – да, это он и есть. Чем проще молекула спирта, тем меньше его вязкость при низких температурах. То же относится и к «аромату». Вязкость метанола в несколько раз ниже, чем у той же водки, а у нее, в свою очередь, этот показатель вдвое меньше, чем у изопропила. Против физики не попрешь, даже если ты законодатель.
А как же, к примеру, Финляндия? Там ведь метанольные жидкости спокойно продаются! Ответ известен давно: мол, финны всякую дрянь пить не будут, а наш человек – запросто. Потому и запретили.
Что касается грязи, с нею омывайки, в общем-то, справились – одни лучше, другие хуже. К этому параметру цепляться не будем, тем более что жидкостям оказывали механическую помощь абсолютно новые дворники.
Трудный выбор ЗР
Итак, что заливать-то? Изопропил не течет, на водке разоришься, метанол запрещен. Человек умелый подумает и установит подогреватель бачка. Сразу отметим: это не повод оставлять зимой летнюю омывайку, которая немедленно замерзнет на ветровом стекле и форсунках!
Любитель простейших решений отправится на поиски метанольной жидкости, мысленно показывая фигу тем, кто ее запретил. И найдет искомую! Заливать водку, как нам кажется, не станет никто: слишком дорого. Да и рука не поднимется на такое святотатство. Разве что раздобыть на том же рынке паленое зелье за полцены…
Законодатель, скорее всего, спокойно сядет в служебный Mercedes с теплым бачком и не станет разбираться ни в этанолах, ни в изопропилах: не царское это дело.
Ну а что думают зарулевцы? А то, что нам надо не разглагольствовать, а ехать! И ветровое стекло просто обязано при этом быть чистым. А раз так, то выбора не остается: заливаем омывайку на основе метанола. Как, собственно, все и делают…
Удачи на дорогах! Хорошей видимости в любую погоду!