Как обеспечить хороший обзор: выбираем дворники и стеклоомывающую жидкость

Дворники – они же щетки стеклоочистителя – нужны при любых властях. Вместе с надежной стеклоомывающей жидкостью добрые дворники обеспечат водителю хороший обзор при любом режиме. Кстати, на дворе ноябрь с его некомфортной погодой. Самое время вспомнить, какими бывают эти самые жидкости и щетки и какие из них лучше справляются со своими обязанностями.

Какие щетки зимние?

Честно говоря, каких-либо принципиальных изменений щетки стеклоочистителя за всю историю своего существования не получили. Многочисленные попытки применить вместо механической очистки стекол что-то другое – от обдува до «нанопокрытий» – так и остались забавными попытками. А разработчики по-прежнему пытаются приспособить свои изделия к новомодным ветровым стеклам, подстраиваясь под их переменные радиусы кривизны.

В далекую «жигулевскую» эпоху все щетки стеклоочистителя были каркасными – они успешно дожили и до наших дней. Конструкция – набор коромысел и упругих пластин плюс резиновая лента. Резину то и дело сменяли иные материалы. Фирмы использовали синтетическую и частично синтетическую резину, применяли графитовое покрытие лезвия, трехкомпонентный состав лент и т. п. Большинство конкретных конструкций быстро расшатывались и разбалтывались, а потому срок их службы был небольшим. Прижим щетки стеклоочистителя никак не хотел становиться равномерным, число коромысел и шарниров стало увеличиваться, что вскоре привело к их… полному исчезновению в новаторской бескаркасной конструкции.

Первые образцы таких дворников действительно представляли диковинку: где ж шарниры-то? Цельная конструкция щетки стеклоочистителя из пружинного элемента и резиновой ленты была полностью лишена разного рода очагов напряженности, склонных к шатаниям и нестабильности. При этом прижим щетки стеклоочистителя к стеклу вроде бы улучшился и стал более равномерным, а обледенения, казалось бы, стали отступать. Но, как это обычно и бывает, когда все производители освоили новинку, выяснилось, что до идеала еще далеко, а в старой конструкции было множество плюсов.

Гибридные щетки стеклоочистителя «Хайнер»

Так появились гибридные щетки стеклоочистителя. Шарниры и коромысла в обновленном виде вернулись на рабочие позиции, спрятавшись под компактный кожух-спойлер. Аэродинамика прижимает дворник к стеклу, а остальное, как говорится, смотри параграф первый – новые материалы и старые идеи. Конструкция такой щетки стеклоочистителя затрудняет замерзание воды в шарнирах, но, конечно же, не может его полностью предотвратить. Хотя на сегодня это, наверное, лучшее решение задачи.

Что до зимних щеток, то их, как правило, отличает защитный чехол, предохраняющий металлоконструкцию и чистящий элемент ото льда и снега, насколько это возможно. Аэродинамика при этом страдает, но чего не сделаешь ради компромисса. Впрочем, такая уважаемая фирма, как Bosch, полагает, что никаких чисто зимних конструкций щетки стеклоочистителя быть не должно: дворник обязан быть всепогодным.

Фрагмент зарулевских испытаний: после лаборатории пришла очередь живого автомобиля.

Какие щетки стеклоочистителя лучше? Конечно, можно ориентироваться по цене: мол, чем мех лучше, тем он дороже. Но нелишне будет вспомнить итоги нашей последней экспертизы, в которой сошлись не только представители разных фирм, но и различные конструкции дворников. А там однозначного преимущества той или иной конструкции щетки стеклоочистителя мы не увидели. Лучшими оказались гибридные Denso и бескаркасные Valeo, но при этом бескаркасные «Трико» и «Чемпион» оказались так себе.

Напоследок советуем всем ознакомиться с результатами нашего опроса. Дескать, как часто вы меняете щетки стеклоочистителя? Результаты — и ожидаемые, и не очень...

Между прочим, в недавние времена владельцы «Жигулей», прежде чем запереть машину, непременно снимали с нее дворники, чтобы спрятать в салоне или багажнике. Под ухмылки волговодов – у тех если что и крали, так только по-солидному, вместе с машиной.

.

В поисках струи

В далеком 2011 году, задавшись вопросом о том, какая стеклоомывающая жидкость лучшая, мы совершили открытие – догадались исследовать вязкость автохимии на морозе.

Но сначала – попали в глупую ситуацию, суть которой можно изложить в нескольких словах. Годами читаешь про зимние омывайки, исследуя моющие способности, влияние на лакокрасочное покрытие и т д. и т. п. Затем якобы лучшую из лучших заливаешь в бачок, и где-то уже в пути нажимаешь на подрулевой рычажок, а в ответ дворники тупо размазывают грязь по сухому стеклу. Вот и верь после этого экспертизам!

Так в чем же мы напахали? Как оказалось, ни в чем… Но чтобы убедиться в этом, а заодно отыскать пропавшую струю, очередной эксперимент решили провести по-своему – просто посмотреть, как омывайка будет литься на стекло через узкие отверстия распылителей. Наука наукой, но любопытство сильнее.

Проверка – не экспертиза

Отправной точкой нашего опыта стал следующий посыл, известный каждому водителю: хорошая омывайка должна помогать дворникам чистить стекло и при этом, извините, не вонять. Однако зимой дурной запах в салон доносит, считай, любая из них. И чем ниже заявленная рабочая температура, тем крепче вонь. Поэтому в рамках нашей тогдашней проверки мы решили сравнить жидкости одного уровня – с этикетками на «— 20 градусов» (плюс-минус градус). Эта температура удобна еще и тем, что позволяет легко проверить реальную морозоустойчивость с помощью морозильника: для него —18 0С – обычный режим. Накупив с дюжину жидкостей, захотели немножко похулиганить и добавили им в компанию… бутылку недорогой водки! На суперточность замеров не претендовали, зато условия опыта были равные для всех.

Не брызгает!

– Ребята, вы чего, омывайки проверяете? Класс – возьмите мою тачку! Ни хрена в ней не брызгает!

Да, бывает и такое. Водитель, с интересом наблюдавший за нашей суетой, подогнал Toyota Prado и с удовольствием опустошил бачок омывателя. Нет проблем: редакционный Getz отгоняем в сторону и начинаем священнодействовать.

Итак, гвоздь программы. Омывайки, провалявшиеся полдня в морозильной камере, по одной извлекаем наружу и тут же заливаем в пустой бачок Toyota. И сразу все становится ясно: длина струи почти всех жидкостей не достает даже до нижней кромки рабочей зоны дворников! Вязкость разрешенного у нас к применению изопропилового спирта – а именно он служит основой «правильных» омываек – возрастает на морозе настолько, что крохотная форсунка становится для жидкости непроходимой.

Проблема порождена исключительно действующими нормативами. На этом фоне уже не обращаешь внимания, что часть жидкостей даже замерзла – с этим пусть разбираются начальники соответствующих производств. А вот «вопрос на миллион» остался: так что же заливать-то? Наш эксперимент лишь подтвердил, что на реальном морозе (а у нас и при минус двадцати на дорогах мокро от реагентов!) омывайки на основе изопропила фактически оставляют массу автомобилей без чистых стекол!

Любопытно, что владельцы многих старых машин с подобными проблемами не сталкиваются. У них форсунки большего диаметра и не претендуют на красивый распыл струи. Обладатели авто с подогреваемыми бачками также могут не нервничать. Но огромная армия водителей, как говорится, попала…

Вам пить или ехать?

Альтернатива? Во-первых, пищевой этанол. Вязкость жидкостей на его основе значительно меньше, чем у изопропиловых, но эту продукцию обложили такими акцизами, что омывайка становится по цене в один ряд с той же водкой. Кстати, по длине струи зеленый змий одолел практически всех соперников – как, собственно, и ожидалось. Воистину, «Наша водка»!

Хорошо и… весело! Потому как этой струей лилась русская водка

Но даже ему не удалось догнать лидера: им оказался печально знакомый всем ядовитый метанол… Тот самый, купленный на развале.

С чего мы решили, что это метанол? Слабый, но характерный запах – раз, огромная длина струи – два, жизненный опыт – три. Для подстраховки проконсультировались у химиков – да, это он и есть. Чем проще молекула спирта, тем меньше его вязкость при низких температурах. То же относится и к «аромату». Вязкость метанола в несколько раз ниже, чем у той же водки, а у нее, в свою очередь, этот показатель вдвое меньше, чем у изопропила. Против физики не попрешь, даже если ты законодатель.

А как же, к примеру, Финляндия? Там ведь метанольные жидкости спокойно продаются! Ответ известен давно: мол, финны всякую дрянь пить не будут, а наш человек – запросто. Потому и запретили.

Что касается грязи, с нею омывайки, в общем-то, справились – одни лучше, другие хуже. К этому параметру цепляться не будем, тем более что жидкостям оказывали механическую помощь абсолютно новые дворники.

Формально струя есть, но она не всегда достает даже до дворников.

Трудный выбор ЗР

Итак, что заливать-то? Изопропил не течет, на водке разоришься, метанол запрещен. Человек умелый подумает и установит подогреватель бачка. Сразу отметим: это не повод оставлять зимой летнюю омывайку, которая немедленно замерзнет на ветровом стекле и форсунках!

Любитель простейших решений отправится на поиски метанольной жидкости, мысленно показывая фигу тем, кто ее запретил. И найдет искомую! Заливать водку, как нам кажется, не станет никто: слишком дорого. Да и рука не поднимется на такое святотатство. Разве что раздобыть на том же рынке паленое зелье за полцены…

Законодатель, скорее всего, спокойно сядет в служебный Mercedes с теплым бачком и не станет разбираться ни в этанолах, ни в изопропилах: не царское это дело.

Такую жидкость у нас, по идее, нельзя ни продавать, ни производить, ни, тем более, пить! С последним мы согласны на сто процентов: яд, он и есть яд. Зато результат феноменальный: чемпион по длине струи – омывайка на основе метанола. Потому и купить состав несложно: есть и спрос, и предложение.

Ну а что думают зарулевцы? А то, что нам надо не разглагольствовать, а ехать! И ветровое стекло просто обязано при этом быть чистым. А раз так, то выбора не остается: заливаем омывайку на основе метанола. Как, собственно, все и делают…

Удачи на дорогах! Хорошей видимости в любую погоду!

Подпишитесь на «За рулем» в