Формула и Сингапур: найти друг друга
ПРИДУМАТЬ СКАЗКУ
Не ждите от меня описания гонки. Ее результаты вам уже давно известны: Хэмильтон – первый, наш Даниил Квят – четырнадцатый. А когда журнал дойдет до вас, станет фактом прошлого и первый в мировой истории российский этап Формулы‑1. Собственно, сама гонка мне и не была интересна с самого начала. Но когда авиакомпания «Сингапур эйрлайнс» приглашает посетить самый необычный этап Гран-при, то почему бы и не присоединиться к большой группе людей, считающих эту гонку наиболее ярким зрелищем сезона.
Формула‑1 для Сингапура – это больше, чем просто гонка. В городе, где автомобиль является врагом номер один для общества и где люди, несмотря на безумные налоги (одна лишь лицензия на покупку стоит минимум 80 тысяч долларов!), всё равно умудряются приобретать и содержать машины и даже создавать пробки, лучше всего понимаешь истинную причину борьбы стран и городов за право проведения этапа Формулы‑1. Для стран, которые его заполучили, это давно не автоспорт, а великолепный шанс пнуть вперед туристическую индустрию.
Сама гонка – приманка. Яркая, вкусная – и безумно разорительная для обычного зрителя. Ему по идее не остается ничего, кроме как тупо сидеть на трибунах и заниматься бессмысленным шопингом в немногочисленных официально разрешенных местах с весьма скудным и примитивным ассортиментом. Но человека, тем более равнодушного к гонкам, вначале надо попытаться завлечь. Придумай ему волшебную сказку – и тогда он рванет в самые дальние дали, чтобы слить свой бюджет на Формулу‑1 и прочие развлечения.
Сегодня самый удачный пример – именно Сингапур. Первая ночная гонка в истории Гран-при с мощнейшим освещением (ее лозунг – «Светло как днем»), потрясающий антураж сверхсовременных небоскребов прибрежного района Марина-Бэй, великолепная погода с круглогодичными «плюс 30», недостижимый для других стран уровень безопасности, чистоты и повсеместного владения английским языком. Здесь не в ходу чаевые, а еда в фан-зоне гонки не дороже, чем в городских закусочных.
А наш родной Сочи? Что может он предложить формульным болельщикам? Даже новый аэропорт не имеет прямого сообщения с дальним зарубежьем. И я не буду строить предположений об уровне цен, как и об уровне английского у местного населения.
Не думаю, что Формула‑1 проживет в России дольше, чем это будет надо государственным ресурсам ради решения тех или иных задач. Была бы местом проведения российского этапа Москва или, на худой случай, Санкт-Петербург, его шансы на долгую жизнь были бы выше. А так этап Формулы‑1 в России рано или поздно испустит дух – вместе с падением цен на нефть и прочими передрягами.
ПРЯМАЯ ДОСТАВКА
Место проведения этапа Гран-при, особенно если он проходит не в Европе, а в некоей дальней стране, обязательно должно быть рядом с крупным аэропортом – с прямыми рейсами в другие страны и континенты. А также обязано предлагать множество развлечений помимо гонки и все условия для нормального отдыха. Человек не должен раскаиваться в том, что потратил свои деньги и время и пережил муки перемещения в пространстве ради невнятного прозябания на трибунах Формулы‑1 в течение нескольких часов. Его нужно доставить тепленьким и готовым к дальнейшим тратам прямо на место. И Сингапур заключает зрителя в объятия, едва он ступит на борт самолета «Сингапурских авиалиний». С этого года национальная авиакомпания – вновь титульный спонсор домашнего этапа и использует свои возможности на полную катушку.
В бортовом журнале по полочкам разложен сезон Формулы: кто есть кто и чего ждать от сингапурского этапа. Даже обычный пассажир, которому так подробно расписывают, что он получит, отправившись в Сингапур на гоночный уик-энд, может подумать: «А почему бы и нет?». Тем более что на сладкое ему предлагается концерт Дженнифер Лопес сразу по окончании этапа и его стоимость входит в цену билета на гонку. Вы бы устояли? Я – да, но только потому, что не люблю Джей Ло. Впрочем, без развлечений не останется никто. Не нравится Лопес? После квалификационной субботы можно остаться на выступление Робби Уильямса – это на главной сцене гонки. А где-то на других сценах, раскиданных вокруг трассы, обещают «Пет Шоп Бойз» и прочих, прочих, прочих…
Формула‑1 – едва ли не главная жатва для туристического бизнеса Сингапура за весь год. К ней готовятся все – от редких сегодня велорикш до дорогих бутиков и ресторанов. Ради будущей прибыли люди даже готовы мириться с тем, что массу улиц, прижатых к Марина-Бэй, начинают перекрывать за неделю до начала гонки. Да, это жутко неудобно. Особенно когда ты не знаешь, где находятся различные переходы через трассу и начинаешь ходить кругами, пытаясь найти лазейку. С другой стороны, пока не началась сама гонка, тебе никто не мешает бродить непосредственно рядом с временной оградой трассы, тем более что часто другого пути просто нет. А вечерами, когда заезды окончены, даже выходить на нее. Представляю, что творилось бы, если подобную уличную гонку решили бы организовать в Москве: местным жителям наверняка порекомендовали бы уехать из города на время проведения гонки.
ВХОД – СВОБОДНЫЙ
Сингапурцы не делают из этапа Формулы‑1 эпизод антитеррористической операции. При входе в фан-зону – только легкий досмотр рюкзаков. Полиции много, но она лишь помогает разруливать движение в узких местах. И никто не запрещает пешеходу срезать путь там, где в обычное время это делать нельзя.
Вообще, зритель гонки в Сингапуре – самый обожаемый клиент. Ради него в меню ресторанов добавляются слова «рэйс», «пит-стоп» и прочие. То же самое делают с афишами модных показов и выставок. А обладателям билетов на Формулу некоторые магазины предоставляют специальные скидки – иногда до 40%. Причем спекуляции билетами нет, их спокойно можно купить в кассах на входе. Цены – от 70 до 2300 местных долларов (умножайте на 30, чтобы перевести сумму в рубли).
Кажется, нет ни одной организации или компании, которая осталась без внимания к гонке. Национальный (читай: краеведческий) музей города проводит выставку «100 лет автоспорту Сингапура». Музей изящных искусств представляет выставку «Скорость в фотографиях», посвященную Джеймсу Ханту. Эти мероприятия не блещут размахом, но что-то любопытное посетителю рассказать могут. Иначе как бы я узнал, что в 1960‑е годы в Сингапуре уже был собственный Гран-при (правда, очень и очень местечковый). Собственно, дело не в размахе, а в том, что уже в первый день я едва не поверил, что Формула‑1 и Сингапур неразлучны. Это мне внушали на каждом шагу.
Подобного гоночного безумия я не видел ни в одном из городов мира, принимавших Гран-при. Количество клетчатых флагов на улицах зашкаливает, силуэты болидов встречаются во множестве, к месту и не к месту. В бутике «Феррари» счетчик времени ведет обратный отсчет до начала гонки. В отеле «Пан Пасифик» (он находится совсем рядом с трассой, всего в паре метров от ограждения) весь персонал по случаю этапа одели в полугоночную униформу, у девушек на ресепшене даже маникюр был в черно-белую клеточку.
Поселившихся в этом отеле ждал отличный вид из окон на трассу, заботливо оставленные на столике беруши и журналы по автоспорту плюс приглашение на вечеринки, завершающие каждый день Гран-при. Ни на секунду не давали расслабиться, везде и всюду напоминали, что тебя ждут там и здесь, – гонка-то лишь раз в году, разве можно пропустить такое событие?
Может, поэтому Гран-при Сингапура останется в календаре Формулы‑1 по крайней мере до 2017 года. Потому что гонка и город здесь нашли друг друга. Они друг другу нужны. И я нисколько не раскаивался в том, что видел саму гонку в основном на больших экранах, расставленных напротив главных трибун. Помимо самой гоночной борьбы здесь хватало и других впечатлений, которые были очень удачно вплетены в атмосферу гоночного уик-энда.
А что нам расскажут те, кто побывал в Сочи?