Интернет в автомобиле: связанные одной сетью
«В недалеком будущем уровень общения машины с миром через Интернет будет определять ее успех на рынке». Слова Дитера Цетше, генерального директора концерна «Даймлер», как нельзя лучше обозначают ближайшие ориентиры для мировой автомобилизации. Уже к 2016 году половина всех сходящих с конвейеров автомобилей будет опутана Всемирной паутиной.
ОН ОТКУДА И КУДА
На данные из глобальной Сети опирается современный автомобильный инфотейнмент – интерфейс, отвечающий за информацию и развлечения. Например, водитель и пассажиры могут послушать интернет-радио или посмотреть интернет-телевидение. А еще – воспользоваться услугами бюджетной IP-телефонии, обновить плей-лист любимой музыки с «облачного» сайта, просмотреть почту и пообщаться в социальных сетях.
Все больше становится зависимой от Интернета навигация. Она не только регулярно подкачивает из Сети обновления, но и предоставляет пользователю дополнительные сервисы. Так, приложения «Гугла» предлагают познакомиться с панорамными снимками местности или увидеть изображения интересующего объекта со спутника. Кроме того, если понадобится, система выдаст дополнительную информацию об объекте и полезные для путешественника комментарии.
Через Интернет уже можно дистанционно общаться и даже управлять автомобилем. Например, «Мерседес» предлагает для новых моделей набор сервисных функций «Коннект ми» (Connect me). Через интернет-сайт на домашнем компьютере или приложение на планшете или смартфоне «Коннект ми» позволяет контролировать исправность систем автомобиля, настраивать навигацию, загодя прогревать или охлаждать салон. Автомобиль через Интернет свяжется со службой спасения в случае серьезной поломки или аварии. Схожие возможности постепенно получают и владельцы автомобилей других марок, причем связываться с машиной они могут как со стационарного компьютера, так и с планшета или смартфона, используя специальное приложение. Впрочем, об этом ниже.
Фирма «Ауди» запустила в прошлом году пилотный проект беспроводной оплаты парковок. На ветровом стекле устанавливают радиопередатчик, который подает сигналы терминалам на въезде и выезде – таким образом автоматика отслеживает, сколько времени провел автомобиль на стоянке. Владелец машины регистрируется через Интернет и ежемесячно оплачивает приходящие ему на личную страницу счета.
Кстати, такой способ оплаты парковки – один из первых кирпичиков для постройки глобальной системы, которая даст возможность автомобилям самостоятельно общаться между собой (Car-to-Car) и с инфраструктурой (Carto- X). Многие из этих дополнительных функций лягут на навигацию. Она расширит спектр подсказок, предупреждая водителя на маршруте не только о пробках и ДТП, но и о прочих неприятностях вроде скользкой дороги или открытого канализационного люка. Поможет быстро найти свободную парковку, заправку с нужным видом топлива и высчитает оптимальную скорость на участке, чтобы водитель попал в светофорную «зеленую волну».
Если вы проголодались, умная система предложит на выбор несколько ближайших ресторанчиков и поможет дистанционно заказать еду к определенному времени.
НА СВЯЗИ
Чтобы автомобиль мог выйти в Интернет, необходим модуль беспроводной связи. Он получает сигнал по «блютусу» от внешней приемопередающей антенны и переправляет его контроллеру бортовых систем. В модуле предусмотрен слот под сим-карту оператора, который предоставляет услуги мобильной связи.
Интернетом в автомобиле могут пользоваться не только штатные приборы, но и персональные гаджеты. Хотите подключить свой смартфон, планшет или ноутбук ко Всемирной паутине? Поинтересуйтесь у водителя, нет ли в машине интернет-точки. И если еще пару лет назад такой вопрос был бы уместен лишь в дорогом лимузине, то сейчас даже в относительно бюджетных моделях устанавливают Wi-Fi- роутеры, которые порой могут снабжать сигналом до восьми гаджетов одновременно. В России уже появились междугородные автобусы и такси, предоставляющие бесплатный доступ в Интернет через Wi-Fi.
А что со скоростью передачи данных? Она зависит от мощности сигнала и возможностей местного оператора – точнее, от предлагаемого им стандарта связи. Сейчас на автомобили в качестве приемопередающего устройства устанавливают так называемые LTE- модули (англ. long term evolution – долгосрочное развитие). По сути, это начальный уровень технологий 4G-связи. От предшественника 3G новый стандарт отличается в первую очередь скоростью передачи данных, которая на несколько порядков выше.
Сравните: даже в движении, когда скорость автомобиля растет, а скорость соединения падает, по сети 4G за секунду можно передать минимум 100 Мбит, а через 3G – лишь 348 кбит. Технология 4G позволяет наслаждаться в онлайн-режиме музыкой и фильмами высокого качества, участвовать в видеоконференциях, подгружать трехмерную графику.
Правда, технология LTE в России только набирает обороты. Она есть лишь в крупных городах и их окрестностях. Но стандарт 4G развивается, и к концу года общее число пользователей вырастет до трех миллионов. А пока большая часть информации передается по сетям предыдущих поколений – при нынешнем уровне оборудования скромных скоростей передачи данных для большинства операций вполне хватает.
ДИКТУЕТ ТЕЛЕФОН
Смартфон в повседневной жизни заменяет человеку множество подручных средств – часы, калькулятор, фотоаппарат, мини-компьютер, телефон. В нем масса полезной и нужной информации – от содержимого записной книжки до любимой музыки. Многое из этого нужно и в автомобиле, поэтому всё больше производителей стараются как можно ближе познакомить эти средства связи и передвижения. Тем более что продажи смартфонов неуклонно идут вверх: в прошлом году по всему миру их продали около 1,6 млрд штук, а к 2017‑му этот объем предположительно удвоится.
Плюсов от интеграции смартфона в автомобильный инфотейнмент великое множество.
Во‑первых, через мобильный гаджет просто и удобно подключаться к Интернету – не нужно никакого дополнительного оборудования. Это упрощает конструкцию и снижает цену автомобиля, что особенно важно для относительно бюджетных моделей. И не надо разрабатывать дополнительные мобильные приложения – они уже есть в телефоне.
Во‑вторых, при такой схеме проще дополнять при необходимости список используемых приложений и обновлять уже имеющиеся.
В‑третьих, все настройки персонифицированные. Иными словами, вы создаете мобильного помощника исключительно под себя. Несколько секунд для загрузки в автомобильную систему – и под рукой привычный набор приложений, любимая музыка, телефонная книжка с важными контактами, ежедневник с запланированными мероприятиями.
И пользоваться смартфоном при таком подключении удобнее. Не надо тыкать пальцем в экран, отвлекаясь от дороги, – находить нужную информацию или включать определенную функцию можно голосовой командой или кнопками на руле. Правда, иногда все же случается обращаться к органам управления инфотейнментом (кнопки рядом с дисплеем, тачпад, шайба-переключатель), но информация все равно появляется на большом центральном дисплее, а не на телефоне – так проще и безопаснее.
Глядя на столь быстрое вторжение Интернета в автомобиль, понимаешь, что ему совсем недолго осталось быть автомобилем. Он превратится в мобильное устройство – что-то вроде большого смартфона на колесах, предлагающего водителю поездку по выстроенному специально для него виртуальному миру. Главное, чтобы человек не отрывался от действительности полностью.
И ВАШИМ, И НАШИМ
Автомобильный мир, как и мир мобильных гаджетов, разделился на две армии. Разработчиком операционной системы, на которой будет базироваться инфотейнмент, одна часть автопроизводителей выбрала «Гугл», а другая – «Эппл». Например, «Ауди», «Джи-Эм», «Хонда», «Хёндэ», «Сеат» используют интерфейс «Андроид Авто», а «Мерседес-Бенц», БМВ, «Феррари», «Вольво» – систему «Карплей» (CarРlay, первоначальное название операционки – iOS In The Car), позволяющую подключать к автомобильным мультимедиа «айфоны» пятого поколения и выше (прошивка не ниже iOS 7.1).
Однако производители понимают, что для многих людей поменять «Эппл» на «Андроид» (и наоборот) – всё равно что перешагнуть через себя. И поэтому спешно готовят дублирующие операционные системы. Так, «Вольво» уже тестирует версию «Андроид Авто», а машины фирмы «Ауди» получат поддержку «Карплей». Судя по всему, их примеру последуют и конкуренты.
Кроме того, автофирмы уже ведут переговоры об общих стандартах программного обеспечения (сегодня-то каждый производитель пытается реализовать доступ в Интернет по-своему). Например, предлагают создать единую программную начинку, чтобы облегчить жизнь разработчикам приложений, а оболочка у каждой марки будет оригинальной. Кроме того, жесткая стандартизация ускорит сетевое развитие. В первую очередь, автомобилям будет проще найти общий язык между собой и с инфраструктурой.