Китайские автомобили пригрозили АВТОВАЗу
«Китайцы» отступают?
Несмотря на начавшееся падение спроса на автомобили в России, в 2013 году автопроизводители из Поднебесной установили рекорд продаж на российском рынке, впервые преодолев 100-тысячный рубеж. Стоит при этом отметить, что реализация автомобилей китайских марок в нашей стране увеличилась почти вдвое всего за три года – с 55 тысяч машин в 2011 году. Однако в нынешнем году былые рекорды ударили по статистике продаж «высокой базой», в результате чего китайский сегмент стал падать сильнее рынка в целом. Так, за 10 месяцев 2014 года продажи «китайцев» в России, согласно данным АЕБ, снизились на 22%, до 64,8 тыс. машин, а их рыночная доля сократилась с прошлогодних 3,7% до 3,3%.
По мнению директора сервисного центра компании «Аркан» Аркадия Шматова, потенциал китайских автомобилей в России действительно очень высокий, однако в последние годы он был переоценен. «Все ждали, что «китайцы» вот-вот заполонят российский рынок, однако этого не произошло. Прежде всего потому, что создание и разработка автомобиля – это сложный технологический процесс, он требует многолетнего опыта и значимых компетенций. Стоит признать, что уровень китайских автомобилей все еще отстает от уровня мирового автопрома. А в условиях кризиса на российском автомобильном рынке, который в первую очередь бьет по бюджетному сегменту, доля китайских авто падает», – констатирует он.
Падение продаж китайских автомобилей – лишь подтверждение непростой ситуации, сложившейся на автомобильном рынке России, соглашается исполнительный директор «Бриллианс Мотор» Чжан Сюечэн. «В сложных ситуациях на рынке бюджетные предложения всегда теряют в спросе больше, хотя они же и быстрее других восстанавливаются, как только рынок снова начинает расти, – отмечает он. – «Бриллианс Мотор» ведет взвешенную торговую политику и не делает резких движений на рынке в плане динамики розничных цен. Мы понимаем, что практически все участники рынка сейчас терпят убытки, но в данной ситуации гораздо важнее сохранить присутствие на рынке и постепенно продолжать увеличивать свою долю».
Низкая цена по-прежнему является главным конкурентным преимуществом «китайцев» в России. На середину 2014 года их средний ценник равнялся 16,3 тыс. долл. против среднерыночной стоимости автомобилей в 28 тыс. долл. Впрочем, не последнюю роль в падении спроса на китайские машины сыграл рост цен, связанный с падением рубля, считают в пресс-службе «Компании Авто Реал» (эксклюзивный дистрибьютор легковых автомобилей JAC в России). «Все контракты с Китаем являются долларовыми, вследствие роста курса которого произошло сильное повышение цен и, соответственно, снижение спроса», – поясняют в компании.
Падение продаж показали все ведущие автопроизводители из Поднебесной, работающие в России. Так, лидер китайского сегмента — Lifan — снизил реализацию на 18%, Geely – на 34%, Chery – на 16%, Great Wall – на 22%, а продажи FAW в связи со сменой дистрибьютора рухнули на 42% за январь-октябрь. «Мы работаем с сегменте low-cost, и наша целевая аудитория более чувствительная к экономическим изменениям на рынке, инфляции и т.д. и часто откладывает покупку автомобиля, который не является товаром первой необходимости», – комментируют в пресс-службе Geely Motors.
В «Ирито» (эксклюзивный дистрибьютор Great Wall в России) снижение продаж китайских автомобилей также связывают с общим депрессивным настроением на рынке и в экономике, возросшим процентом отказов по выдаче кредитов. «Конкретно Great Wall не помогает ограниченный модельный ряд, отсутствие АКП и полного привода в сегменте компактных кроссоверов. Однако в 2015 году продажи марки должны поддержать обновленный Н5, совершенно новая модель Н2, а также появление долгожданного «автомата» и полного привода у М4», – добавляют в пресс-службе компании-дистрибьютора.
Китайского полку прибыло
Между тем на российский рынок продолжают выходить все новые автопроизводители из Поднебесной, даже с учетом зашкаливающей конкуренции. Только в этом году начали или возобновили продажи легковых автомобилей в России такие китайские марки, как Changan, JAC, Brilliance, DongFeng, готовится к дебюту на российском рынке и премиум-бренд Haval. «Изменение экономической обстановки, особенно падение курса рубля, заставляет каждого автопроизводителя относиться с осторожностью к развитию своего автобизнеса в России. Но с точки зрения долгосрочной перспективы российский авторынок остается тем рынком, за который крупные автобренды напряженно конкурируют. Поэтому Россия – это наш стратегический рынок, мы следим за экономической обстановкой и готовимся к началу продаж автомобилей нового бренда Haval в России», – заявили в пресс-службе «Хавейл Мотор Рус».
Более того, впервые за 10 лет присутствия на российском рынке автопроизводители из Поднебесной начали инвестировать в создание собственных мощностей в нашей стране. Так, в августе этого года Great Wall Motors начал строительство завода в Тульской области, где будут выпускаться внедорожники Haval. Запуск первой очереди в 80 тыс. автомобилей в год запланирован на 2017 год, а на полную мощность в 150 тыс. машин предприятие должно выйти к 2020 году. Инвестиции Great Wall в создание мощностей по производству автомобилей, а также двигателей и трансмиссий к ним, составят 520 млн долл.
Кстати, автомобили Great Wall уже выпускаются в России на заводе «Ирито» в Липецкой области. В этом году компания запустила первую очередь нового предприятия, рассчитанного на производство 120 тыс. автомобилей в год, где в настоящее время по полному циклу производятся внедорожники Great Wall H3 new, H5, H6 и пикапы Wingle. «Локальное производство дает возможность ценообразования, а также более гибкий отклик на спрос. Мы можем как сократить, так и повысить объем выпускаемой продукции без ущерба для занятости персонала. Кроме того, расширилась цветовая гамма окраски кузовов», – говорят в пресс-службе «Ирито».
Также в Липецкой области планирует построить предприятие компания Lifan, чьи автомобили сегодня выпускает по контракту черкесский завод «Дервейс». Мощности по производству полного цикла на первоначальном этапе будут рассчитаны на выпуск 60 тыс. автомобилей в год, на новом предприятии планируется освоить весь модельный ряд Lifan. При этом продукцию липецкого завода Lifan рассчитывает продавать не только в России, но и экспортировать в другие страны. Общий объем инвестиций в проект составит порядка 300 млн долл.
Продажи китайских автомобилей в России за 10 месяцев 2014 года
Марка | Кол-во, шт. | Изм., % |
Lifan | 17 909 | -18 |
Geely | 14 519 | -34 |
Chery | 13 801 | -16 |
Great Wall | 12 965 | -22 |
FAW | 2164 | -42 |
BAW | 964 | -28% |
Changan | 902 | н/д |
Haima | 691 | 150 |
Brilliance | 517 | н/д |
JAC | 349 | н/д |
Прочие | 66 | н/д |
Всего | 64 847 | -22,4 |
Источник: АЕБ
Создание мощностей в России значится на повестке дня и у других китайских автопроизводителей – Changan, Hawtai и Haima. Последняя намерена вложить 100 млн долл. в организацию производства своих автомобилей в нашей стране. По словам гендиректора «Хайма автомобили рус» Дуна Гоцяна, предприятие мощностью 50 тыс. машин в год компания надеется запустить уже в 2017 году, а выпускать на нем планируется две модели – седан и внедорожник. Как отмечает г-н Гоцян, основным преимуществом локализации станет возможность снижения расходов и, как следствие, стоимости автомобилей. Кроме того, локальное производство облегчит сервисное обслуживание и позволит более чутко реагировать на потребности покупателей.
«Во многом развитие китайских производств легковых автомобилей в России – это следствие геополитической ситуации. В свое время российские власти скептически смотрели на строительство в России заводов китайских автомобильных компаний. Но сейчас дружба с Китаем у нас укрепляется, власти стали более лояльны и к приходу китайских автопроизводителей в нашу страну, – рассуждает Аркадий Шматов. – Развитие своего производства для китайских автомобильных компаний в России очень важно – это откроет перед ними новые возможности, а локализация позволит сделать продукцию более доступной».
Фабрика «клонов»
Китайские автомобили в России всегда считали главной угрозой отечественному автопрому во главе с АВТОВАЗом, а с развитием локального производства «китайцев» эта угроза станет еще сильнее. «Угроза АВТОВАЗу от китайских автомобилей самая прямая, ведь они развиваются, прежде всего, в бюджетном сегменте. Их основные конкуренты сейчас – это модели АВТОВАЗа, а также таких иномарок, как Renault, Hyundai и Kia, – говорит Аркадий Шматов. – При этом по цене тех же Renault Logan или Hyundai Solaris китайский авто будет иметь более богатое оснащение, что является главным преимуществом перед конкурентами. А в некоторых случаях вместо недорогого бюджетного хэтчбека можно выбрать китайскую модель более высокого класса – компактный кроссовер».
Показательно, что около 60% продаж китайских автомобилей приходится на сегмент SUV, тогда как доля этого сегмента на российском рынке в целом значительно ниже – около 35%. По словам Дуна Гоцяна, это объясняется более высокой конкуренцией в сегменте седанов, где есть собственный бренд Lada и много иностранных марок, чьи рыночные позиции очень близки. «Но если посмотреть на сегмент SUV, то ценовой коридор 500-700 тысяч фактически открыт для китайских кроссоверов. Поэтому наши продажи в этом сегменте наиболее высоки», – говорит он.
SUV продолжает вытеснять сегменты внутри рынка, в результате чего происходит перераспределение спроса на автомобили в ценовом диапазоне 12-18 тыс. долл., добавляет Чжан Сюечэн. «Сейчас потенциальный покупатель все чаще сталкивается с искушением купить за те же деньги кроссовер, а не седан. В этом плане китайский и российский рынки похожи, ведь подобная тенденция развития SUV наблюдается и в Китае», – отмечает глава «Бриллианс Мотор».
Наибольшей популярностью у россиян пользуются такие китайские внедорожники, как Lifan X60, Great Wall Hover и Chery Tiggo. Как говорят в пресс-службе «Ирито», доля продаж SUV прогрессивно увеличивается за счет седанов, хэтчбеков и универсалов. При этом именно в данном сегменте низкая стоимость китайских автомобилей обеспечивает им наивысшую конкурентоспособность. Оба этих фактора в совокупности обуславливают интерес китайских производителей не только и не столько к мгновенным продажам, но к перспективному укреплению на растущих рынках, заявляют в «Ирито».
Кроссоверы и внедорожники – вообще самый перспективный и быстрорастущий сегмент на российском рынке, и именно в производстве автомобилей этого класса китайцы достигли наиболее заметного прогресса, соглашается Аркадий Шматов. «Китайские автопроизводители действуют по проверенному пути, выкупая у мировых автогигантов чертежи на старые модели, снятые с производства. К примеру, Chery Tiggo сделан на базе старого Toyota RAV4, который проверен временем, – говорит эксперт. – Дополнительным стимулом для роста продаж китайских авто в сегменте SUV является тот факт, что, например, автомобили корейского производства выросли до стоимости «европейцев», а некоторые модели и до стоимости «японцев». А других доступных автомобилей на рынке не так уж много. Также китайцы сумели наладить процесс доступности запчастей и обслуживания».
Кстати, наибольшим спросом продукция китайского автопрома пользуется в российских регионах. Эксперты объясняют это тем, что в регионах особенно востребованы доступные по цене автомобили. «В таких больших городах, как Москва и Санкт-Петербург, люди больше обращают внимание на бренд. В регионах главным фактором является цена автомобиля», – подтверждает Дун Гоцян.
Больше всего «китайцев» покупают в Татарстане, Башкортостане и Московской области, согласно данным «Автостата». Как отмечает Чжан Сюечэн, здесь наблюдается прямая связь с количеством дилеров китайских автомобилей: в Татарстане и Башкортостане их концентрация максимальная по всей России.
Хуже АВТОВАЗа
Согласно социологическим исследованиям, россияне все еще достаточно скептически относятся к китайским автомобилям, несмотря на рост их продаж в последние годы. Участники опроса, проведенного «Автостатом», оценили китайские машины чуть ниже 3 баллов по 5-балльной шкале. При этом почти каждый пятый отметил, что автомобили из Поднебесной доступные, еще более 10% респондентов считают, что они обладают хорошим соотношением «цена-качество-комплектация», и только менее 3% опрошенных сказали, что эти машины «стали значительно лучше, подтянули качество». Из отрицательных ответов наибольшую долю (более 15%) получил вариант «некачественные», около 9% участников опроса дали оценку «дешево и некачественно», а вот 6% респондентов вообще заявляют, что китайские автомобили являются небезопасными и их страшно покупать. При этом автомобили оценивают лучше, чем продукцию АВТОВАЗа, лишь 2% респондентов.
«Сомнения о качестве китайских продуктов есть чуть ли не в каждом нашем соотечественнике. И пройдет еще немало времени, прежде чем это предубеждение уйдет, – рассуждает Аркадий Шматов. – На самом деле многие сейчас начинают понимать, что китайские продукты, в том числе автомобили, они разные. Есть уже авторитетные фирмы, которым стоит доверять, а есть небольшие китайские производители, качество машин которых все еще сомнительно».
По словам Чжана Сюечэна, восприятие китайских машин четко коррелируется с ростом доли китайских автопроизводителей на российском рынке. «По большому счету, именно позитивное изменение отношения респондентов к китайским автомобилям обуславливает рост доли в продажах. Поэтому переход от «резко негативного» восприятия (еще пять лет назад) к «достаточно скептическому» (как мы наблюдаем в настоящее время) и далее к «вполне оптимистичному» не заставит себя долго ждать. Китайские автомобильные бренды быстро учатся – осваивают новые технологии, улучшают качество комплектующих, увеличивают мощность двигателей, предлагают все более обширные функциональные возможности в базовых комплектациях, а на российский рынок выходят мощнейшие представители китайского автопрома, к коим относится и компания Brilliance Auto», – говорит Чжан Сюечэн.
Братья навек?
Участники рынка ожидают дальнейшей экспансии китайского автопрома в нашу страну, особенно в свете укрепления экономического сотрудничества между Россией и Китаем. «Мы верим, что продукция КНР имеет прекрасные перспективы на российском рынке. С одной стороны, китайские товары становятся все более качественными и все более популярными в мире. С другой – российско-китайские взаимоотношения крепнут с каждым годом. В среднесрочной перспективе доля китайских автомобилей может составить 5-10% российского рынка», – считает Дун Гоцян.
Если усиление экономического сотрудничества между Россией и Китаем проявится и в автомобильной сфере, то следует ожидать большего роста, чем прежде, – в перспективе 3-5 лет прирост доли китайских автомобилей может составить, в среднем, не менее 0,6% в год, полагает Чжан Сюечэн.
«Укрепление экономического сотрудничества между Россией и Китаем, вне всяких сомнений, представляет больше возможностей для развития китайских предприятий в России. Но ключевым фактором, который помогает предприятиям завоевывать рынок, является ассортимент товаров и услуг. Поэтому для автопроизводителя разработка автомобилей, удовлетворяющих требованиям российских покупателей, и поставка высокотехнологичных автомобилей на российский рынок – это ключевые факторы для долгосрочного развития в России», – подчеркивают в пресс-службе «Хавейл Мотор Рус».
А вот ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что китайские автомобили так и останутся в России нишевым продуктом. По его мнению, автопроизводители КНР вышли на российский рынок слишком поздно и к тому же выбрали не совсем правильную модель для работы на нем. «Если не говорить уже набившие оскомину слова про качество китайских машин и их слабую послепродажную поддержку, то можно сказать про то, что в массе своей это копии автомобилей иностранных марок. А зачем покупать копию, когда потребитель может купить оригинал? – рассуждает эксперт. – К тому же надо знать менталитет наших граждан, которые не упустят возможность пофорсить. Поэтому они лучше возьмут кредит на более дорогой автомобиль или купят подержанную иномарку, чем новую китайскую копию. И можно быть уверенным, что такая ситуация сохранится и в будущем, а поведение и привычки потребителей вряд ли изменятся. Однако в целом спрос на автомобили в нашей стране все еще не удовлетворен, потенциал российского авторынка огромен, и практически любой автомобиль найдет своего покупателя. Поэтому экспансия автопроизводителей из Поднебесной вполне возможна, однако китайские машины, скорее всего, так и останутся нишевым продуктом в России».
Динамика продаж китайских автомобилей в России в 2008-2013 гг.
Марка | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Lifan | 4755 | 2673 | 7700 | 17 910 | 20 544 | 27 467 |
Chery | 15728 | 4914 | 8909 | 7278 | 19 127 | 19 855 |
Geely | 3780 | 7681 | 1944 | 6060 | 17 566 | 27 263 |
Great Wall | 8324 | 2490 | 3637 | 6777 | 14 373 | 19 954 |
Vortex | 1066 | 5922 | 10 100 | 12 103 | 5953 | 1005 |
BYD | 5341 | 1001 | 574 | 2007 | 2630 | 106 |
Haima | - | - | - | 3114 | 591 | 401 |
BAW | - | - | - | - | 1845 | 1494 |
Foton | - | - | - | - | 141 | 6 |
FAW | - | - | - | - | 560 | 4838 |
Всего | 38 994 | 24 681 | 32 864 | 55 249 | 83 330 | 102 389 |
Рыночная доля | 1,3% | 1,7% | 1,7% | 2,1% | 2,8% | 3,7% |
Источник: АЕБ