Mazda Sport Cup: курортный финал

Одними из первых после участников чемпионата F1 трассу в Сочи опробовали в деле любители. Именно в любительском статусе уже не один год проводится чемпионат Mazda Sport Cup, а в этот раз его финал состоялся на первой отечественной трассе «Формулы 1».

Трек сочинского автодрома видно из окна гостиничного номера – по прямой метров 700, не больше. Это какой-то новый уровень удобства. На прошлогоднем финале, проходившем на Смоленском кольце, от гос­тиницы до трассы приходилось ехать около часа. А тут вот она, под боком. Как, впрочем, и все в олимпийском Сочи: стадионы, отели, парки, вокзал, аэропорт...

Сам автодром «Формулы 1» расположен непосредственно в Олимпийском парке, его трасса буквально петляет между спортивными объектами – пос­ле стартовой прямой проходит мимо дворца спорта «Айсберг», огибает центральную олимпийс­кую площадь, затем вокруг большого ледового дворца, мимо керлингового центра «Ледяной куб» и с другой стороны «Айсберга» возвращается к паддоку и главным трибунам автодрома.

Финал на формульной трассе – не единственное новшество этого сезона Mazda Sport Cup по сравнению с предыдущими. Чемпионат живет своей жизнью, развивается, меняется его регламент. На сей раз финал состоял из двух дисциплин – экогонки на хэтчбеках Mazda3 и обычной гонки на родстерах MX-5 Aori. Но сначала надо было пройти отбор и попасть в этот самый финал. А правила отбора тоже существенно изменились. Так что обо всем по порядку...

Напомню, что MSC традиционно проводится в командном формате. Есть несколько зачетов – среди владельцев автомобилей Mazda, представителей прессы и среди российских корпоративных партнеров автопроизводителя.

Команды формируются по результатам индивидуального отбора, который состоит из нескольких упражнений, после чего борются между собой за право выхода в финал. В зачете прессы весь этот этап проходил здесь же, в Сочи, накануне дня итоговых соревнований. Остальные участники уже отобрались раньше – в Москве и Нижнем Новгороде.

Основной вес в индивидуальном отборе имеет заезд на время – классический тайм-атак, хорошо знакомый тем, кто участвует в трековых днях. Фактически это квалификационный заезд, где каждый старается показать лучшее время прохождения круга на трассе. Кроме этого, как и в прошлом году, есть проверка физической выносливости – так называемое упражнение «планка» – стойка на локтях на продолжительность и оценка реакции на специальном стенде. Плюс появился экзамен с вопросами по теории управления автомобилем и знанию истории Mazda.

Результаты всех испытаний переводятся в баллы и суммируются. А дальше – распределение по командам. В этом году отказались от обязательного присутствия в каждой команде хотя бы одной девушки – они теперь отбираются на общих основаниях. Вдобавок состав команд и номера автомобилей, на которых они должны выступать, определялись жеребьевкой среди набравших достаточное количество очков. Сложилось так, что трое из пяти человек в команде, считая меня, оказались из нашего прошлогоднего состава.

Итак, соревнования за выход в финал. Двое от команды едут по два заезда на время на Aori – подготовленной для соревнований версии Mazda MX-5 с ручной коробкой, остальные трое экономят топливо на хэтчбеках Mazda3 с «автоматом». Мы показали третий результат на Aori и заработали первое место в экогонке. По сумме балов занимаем второе место и выходим в финал. Ура! Завтра у нас еще целый день на формульном треке, а главное – будет очная гонка за позиции на трассе, а не заезды на время.

По окончании экогонки бак снова заливают «до полного». Объем поместившегося топлива – это и есть расход за заезд

В финале вместе с журналистами выступают семь команд владельцев и две корпоративных партнеров. В качестве квалификации, по итогам которой распределяются места на стартовой решетке, выступает экогонка. Сегодня в ней участвуют все члены команды. Большинство других команд только сегодня увидели трассу и решили превратить экогонку в своеобразную тренировку: валили почти на все деньги. Мы же честно боремся за минимальный расход и занимаем вторую позицию на старте.

Даже на темной и мокрой трассе накал борьбы в финальной гонке не ослабевал – его наглядно демонстрируют раскаленные тормозные диски машин

Следом – две сессии гонки, в ходе которых члены команды поочередно сменяют друг друга на трассе. Как и вчера, двое едут на Aori, трое – на «матрешках».

Увы, результаты первой сессии аннулировали по техническим причинам, и все теперь зависит от второй. Между тем еще с утра временами накрапывал дождь. А тут начался настоящий ливень. Из-за него старт второго заезда оттягивается. Ждем. Когда дождь поутих, тут же дают старт: откладывать дальше нельзя – начинаются сумерки.

Освещения на сочинском автодроме пока нет, и, когда стемнело, гонка еще некоторое время продолжалась в свете фар. А дождь все продолжался, хоть и не такой сильный. За два круга до финиша организаторы принимают решение выпустить пейс-кар из-за сложных условий на трассе. Финиш за пейс-каром.

Мы вторые. Как и в прошлом году. Придется делать третью попытку...

Формула успеха

Нашему главному редактору Виктору Фомину довелось побывать на многих этапах «Формулы». И он без тени сомнения утверждает: сочинская трасса и в организационном плане, и по части обустроенности объектов ее инфраструктуры не ударила в грязь лицом. Кстати, если говорить о стационарных моторхоумах (для Европы это непозволительная роскошь) и о транспортной доступности (в Старом Свете зрители на выезд из района проведения гонки тратят многие часы), то автодромов, равных нашему, найдется совсем немного. А вот что он сказал о самой гонке:

Автодром «Формулы 1» расположен в олимпийском парке – его трасса петляет между стадионами

– Некоторые специалисты сразу после ее окончания стали сетовать на отсутствие интриги в сочинском этапе. Но нынешний чемпионат в силу объективных причин (связанных главным образом со сменой регламента) вообще не отличается особой зрелищностью. И если тут и предъявлять какие-либо претензии, то в первую очередь к проектировщику трассы – немцу Герману Тильке. Ну и еще, может быть, к излишне скользкому асфальту. Но здесь уже ничего не поделаешь – новая она и есть новая. Держак накатается только через пару-тройку лет (и то при условии более-менее постоянного проведения соревнований).

Первое и второе места заняли британец Льис Хэмилтон и немец Нико Росберг. Компанию им составил финн Вальтери Боттас из Williams

Зато интерес широких масс соотечественников к гонке подогревало присутствие россиянина в сос­таве призовых пилотов. Выступающий за Toro Rosso Даниил Квят (мерчендайзинговые бейсболки и тенниски с его фамилией были просто нарасхват) в субботней квалификации порадовал пятой стартовой позицией, опередив у себя на родине многих именитых соперников. Но в воскресенье гонка для него сложилась не столь удачно – подвела резина, из-за чего ему пришлось лишний раз заезжать на пит-стоп. Да и сам болид вел себя не слишком уверенно на виражах Олимпийского парка. Но буквально за неделю до сочинского этапа пришло радостное извес­тие – в 2015 году Квят сменит в топ-команде Red Bull четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля. Как знать, может, в октябре следующего года Даня поднимется на сочинский подиум и будет поливать шампанским тех, кто помог ему туда забраться…

В следующем году россиянин Даниил Квят сменит болид Toro Rosso на чемпионский Red Bull. И, может быть, ему тоже доведется получить заветный кубок из рук нашего президента

Комментарий

− Участие в автомобильной гонке уже само по себе – источник ярких незабываемых ощущений. Но в этот раз эмоций добавляло еще и место проведения финала. Не каждый день ведь выпадает возможность проехать по настоящей формульной трассе, увидеть ее так, как видят гонщики F1. И все это вскоре после прошедшего здесь первого российского Гран-при «Формулы 1». Признаться, было легкое ощущение нереальности происходящего. А ведь на самом деле это доступно любому «маздоводу». Конечно, необходимо еще пройти через сито отборочных этапов... Зато какой стимул для совершенствования своих водительских навыков! Ну и для выбора марки автомобиля при покупке, разумеется.

Подпишитесь на «За рулем» в