Искры "бриска"
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ПОСЕЩЕНИЕ
ИСКРЫ "БРИСКА"
ЧЕХИЯ... ПРЕКРАСНОЕ ПИВО, ОТЛИЧНЫЙ ХОККЕЙ - А СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ?
ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Название фирмы, где делают показанные на фото свечи, по-своему отражает сложные процессы, сотрясающие Европу по сей день. В 1935 году чешский инженер Брук основал одноименную частную фирму. Однако уже в начале второй мировой дело переходит в руки немца Алойза Рыхли. Соответствующее название продержалось до 1944 года, когда на проходной вместо надписи "Rychly" возникли буквы ОНМ. А уже через год фирма перешла в подчинение Управлению заводами автомобильной и авиационной промышленности - PAL (эту аббревиатуру у нас лучше помнят мотоциклисты). В 1949 году - новое "крещение": теперь в ранге филиала того же PAL. Год 1953-й принес фирме очередное имя - "Искра", продержавшееся около 40 лет. Но и оно не стало окончательным - в 1992-м "Искру" спешно переименовали в АО "Бриск Табор". А в 1995 году предприятие фактически снова стало частной компанией с чешским капиталом.
В России отношение к свечам с надписью "Brisk" на изоляторе неоднозначное. Преподаватель вуза все равно купит уфимские или энгельсские - они дешевле. Работник банка, наоборот, возьмет "Бош" или "Беру" - дороже и престижнее. Что касается технической стороны вопроса, то разнобою мнений можно только удивляться. А что думают обо всем этом производители свечей "Бриск"?
Пан Чапка - состоятельный человек: фактически совладелец фирмы. Естественно, что он занимает ряд "скромных" должностей - председатель правления, генеральный директор и пр. Зачем пан тратит свои деньги на производство чешских свечей, когда вокруг столько других именитых производителей? Ведь выживут не все - что тогда?
- Вот и хорошо! - довольно кивает головой пан Чапка. - Останутся лучшие - что же в этом плохого? Кстати, мы тоже предпочитаем сотрудничать с известными фирмами - например, с "Ламборгини"... Двенадцать цилиндров, сотни лошадиных сил - первые попавшиеся свечи ставить на такое нельзя. А "Бриск" - можно!
Что ж, упоминание подобных партнеров впечатляет, но... нам бы для "Самары" что-нибудь! Про зазоры, электроды и разряды рассказывает главный "гуру" по свечам - пан Воправил.
НЕМНОГО ТЕХНИКИ
Выясняем следующее. "Обыкновенная" свеча для мотора VAZ 2108 Brisk Classic (L15Y) - простая рабочая лошадка, обязанная справно служить хозяину положенные 20 тыс. км. Применение свечи класса Super (L15YC) с медным сердечником оправдано, если преобладают частые короткие поездки: изолятор центрального электрода такой свечи чуть длиннее, а потому быстрее прогревается. На пуске двигателя это никак не отразится, зато на рабочий температурный режим свеча выйдет быстрее - это значительно улучшает ее самоочистку. Интервал замены "суперсвечей" - 30 тыс. км на нормальном бензине без свинца и 20 тыс. км на обыкновенном. Свечи Extra (LR15ТC) также имеют медный сердечник, однако он увенчан тремя боковыми электродами, не загораживающими торец центрального. Последнее обстоятельство несколько улучшает воспламенение смеси, а "тройная защита" существенно продлевает срок службы изделия. Боковые электроды работают как бы по очереди, что и позволяет фирме гарантировать интервал до замены в 60 тыс. км. Естественно, опять-таки на бензине без свинцовых добавок.
Самая "крутая" свеча для "самарца" - Platin (LR15YPP). Электродов в ней всего два - боковой да центральный, зато на них нанесены невыгорающие платиновые контакты. Да и сами электроды непривычно узкие - по мнению разработчиков, это улучшает распространение фонтана пламени. Служит такая свеча аж 90 тыс. км! Верится с трудом, но каталог фирмы - это ведь документ.
А теперь - о грустном. "Наикрутейшая" свеча фирмы Brisk Premium большинству россиян пока ни к чему. Изделие с непривычно выступающим центральным изолятором и кольцевым боковым электродом не имеет аналогов в мире, однако модификация для "самар" и "волг" пока что "в списке не значится". Среди новых "премиумов" есть и так называемые многоискровые свечи! Изделие ZC/ZS на каждый сигнал с коммутатора реагирует "троекратным салютом" - сначала с центрального электрода на первую проводящую ступеньку, расположенную поверх изолятора, затем - на вторую ступеньку и уж только затем - на корпус свечи! Понятно, что на самом деле это один и тот же разряд, разнесенный в пространстве. Любители поэкспериментировать могут самостоятельно подобрать ближайшую подходящую свечу из фирменного каталога - на свой страх и риск...
Вообще говоря, предприятие делает не только свечи зажигания: давно освоены свечи накаливания для дизелей, изделия из технической керамики, различные датчики и т. п. Однако вернемся к близкой нам "Самаре". Кстати, свечи "Бриск" идут не только на АвтоВАЗ - в списке потребителей "Фольксваген", "Дэу", "Шкода" и др. Еще любопытнее, что, кроме основного завода в Таборе, свечи "Бриск" выпускают и на дочернем предприятии в Озерске Калининградской области. Сырье - в основном чешское, технология и оборудование - тоже, зато изделия -...российские!
Что касается места свечей "Бриск" в российской табели о рангах, то постараемся избежать полярных оценок - время покажет. Всех обладателей подобной продукции, особенно классов "платин", "экстра" и "премиум", просим поделиться впечатлениями от опыта реальной эксплуатации. А мы, со своей стороны, по-прежнему будем испытывать, проверять и исследовать. Не за горами третья серия экспертизы "Колдовство при свечах"...