Ваз 2123. топ-модель с двойным гражданством
АКТУАЛЬНО
/В СЕРИЮ
ТОП-МОДЕЛЬ С ДВОЙНЫМ ГРАЖДАНСТВОМ
"ШЕВИ-НИВА", НА СТАРТ!
УНИКАЛЬНЫЙ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ НАЧИНАЕТ ЖИТЬ
Почему уникальный? Да потому, что обычно на подобных предприятиях собирают адаптированную к местным условиям иностранную модель. В лучшем случае, не очень устаревшую, но уже выпускаемую именитой фирмой. А вот СП "Джи-Эм-АвтоВАЗ", появившееся на свет после подписания генерального соглашения 27 июня нынешнего года, будет выпускать автомобиль, созданный отечественными конструкторами. Крупнейший мировой автомобилестроитель пришел к нам, чтобы выпускать здесь российский продукт! Причем большую часть машин продавать в Европе и Латинской Америке через собственную дилерскую сеть.
Пройдет немногим больше года, и первые "шеви-нивы" сойдут с конвейера в Тольятти. Они будут отличаться от той "Нивы", про которую вы здесь прочтете: инженеры "Опеля" и АвтоВАЗа намерены тщательно доработать модель. Впрочем, ее будут совершенствовать в течение всего срока производства - об этом заключено специальное соглашение. С 2003 года СП начнет выходить на проектную мощность - 75 тысяч автомобилей в год (40 000 - на экспорт, 35 000 - на внутренний рынок).
А пока идет строительство предприятия - цехов окраски кузовов, сборки и испытания автомобилей и склада готовой продукции. Определен генеральный заказчик - американская фирма "Ханскомб". На конкурсной основе будут выбраны генеральные подрядчики на поставку и монтаж оборудования.
Крупнейшим поставщиком совместного предприятия станет ВАЗ: здесь будут делать автокомплект, состоящий из кузова под окраску, силового агрегата и узлов шасси, деталей интерьера, ряда электро- и металлоизделий. Поставщиками компонентов останутся выбранные АвтоВАЗом предприятия.
Сумеют ли отечественные заводы достичь уровня качества, требуемого "Джи-Эм"? В течение года после начала производства они обязаны будут получить сертификат ISO 9000. Не прошедших сертификацию исключат из числа смежников СП. Между тем специалисты "Дженерал моторс", обследовав большое количество российских заводов - потенциальных партнеров СП, пришли к неутешительному выводу: большинству предприятий необходима реконструкция.
Исполнительный вице-президент Европейского банка реконструкции и развития Чарльз Франк заявил о готовности кредитовать ключевых производителей компонентов для СП. Общая сумма кредита может составить 200 млн. долл., а каждый из заводов, участников программы, может рассчитывать на кредит в объеме 15-20 млн. долл. Намерен инвестировать в производство комплектующих и АвтоВАЗ.
И американцы, и россияне рассматривают проект совместной сборки "Нивы" лишь как первый шаг сотрудничества. Предполагается, что в будущем построят завод для выпуска автомобиля, который разработают "Джи-Эм" и АвтоВАЗ.
Что ж, совместное предприятие в Тольятти стартовало. Надеемся, впереди у него - ровная, широкая дорога.
Владимир КАДАННИКОВ, председатель совета директоров АО "АвтоВАЗ": "Наш совместный проект - начало интегрирования отечественного автомобилестроения в мировое. Соглашение между "Дженерал моторс" и АвтоВАЗом открывает дорогу новым технологиям, стандартам качества, повышает инвестиционную привлекательность отечественной автомобильной промышленности".
Ричард ВАГОНЕР, президент и главный управляющий "Дженерал моторс": "Как самый большой и опытный российский производитель, АвтоВАЗ привнесет в предприятие интеллектуальную собственность, площади, здания, а также богатейшие знания и опыт. В свою очередь, "Дженерал моторс" предоставит все лучшее из своих ресурсов: знания производственных технологий, управления, эффективное производство, закупки и налаженную мировую дистрибьюторскую сеть".
СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА
ЗАО "ДЖИ-ЭМ-АВТОВАЗ":
Кап. затраты + орг. расходы $ 147 млн.
Рабочий капитал $ 76 млн.
Интеллектуальная
собственность на VAZ 2123 $ 65 млн.
Имущественный вклад АвтоВАЗ $ 36 млн.
Имущественный вклад GM $ 2 млн.
Итого: $ 326 млн.
Доля "Джи-Эм" и АО "АвтоВАЗ" в уставном капитале - 41,5%, доля ЕБРР - 17% (ЕБРР предоставляет также кредит в размере $ 92 млн. По окончании выплаты кредита ЕБРР выйдет из состава учредителей и капитал будет распределен поровну между АвтоВАЗом и "Джи-Эм").
Численность работающих - 1460 человек.
Чарльз ФРАНК, исполнительный вице-президент ЕБРР: "Это не первый проект в автомобилестроительной отрасли России, где принимает участие наш банк, у нас достаточный опыт работы в вашей стране. И мы надеемся, что совместное предприятие АвтоВАЗа и "Дженерал моторс" будет успешным. По нашим расчетам, СП при благоприятных условиях окупится уже через семь лет".
Пресс-конференция в Тольятти.
ДОЧКИ-МАТЕРИ
РЕДАКЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ VAZ 2123 НАЧАЛИСЬ
ТЕКСТ, ФОТО / ВАДИМ КРЮЧКОВ
В нашей стране небывалой популярности новой "Нивы" может позавидовать даже "Феррари". Автомобиль постоянно привлекает внимание, все время на виду. И, что скрывать, каждая поездка на "двадцать третьей" тешит самолюбие водителя. Машине смотрят вслед, внимательно разглядывают на перекрестках, а стоит остановиться - долгой беседы с любопытными не избежать. Очень быстро заучил типовые ответы и выдаю их скороговоркой, словно заправский экскурсовод.
В столичных автосалонах за новинку просят 14 тысяч долларов. Предвижу возмущение - форменный грабеж, ни одна отечественная машина такой цены не заслужила, ее не будут покупать. Ошибаетесь! Говорят, от желающих отбоя нет - значит, высокую цену диктует спрос. Как бы там ни было, а с этим, загадочным пока аппаратом стоит познакомиться поближе.
ЭКСКЛЮЗИВ ПО-РУССКИ
На дорогом штучном товаре у западных производителей принято ставить престижное клеймо "Limited Edition" - ограниченная серия. Владельцы новой "Нивы" могут быть уверены - нынешние объемы выпуска делают ее достойной такого клейма. Альянс ВАЗа с "Дженерал моторс" подразумевает, что тираж "двадцать третьей" в сегодняшнем виде не превысит двух тысяч экземпляров (подробности в ЗР, 2001, № 1, 4, 6). Формально - стопроцентный эксклюзив, но о штучном качестве, разумеется, нет и речи. Перед нами своего рода жертва политических игр - чудом просочившийся в продажу концепт-кар, собранный по обходным технологиям в опытно-промышленном производстве ВАЗа. Или иначе - хлопок-сырец, дорогой камень без огранки, хорошая идея, кое-как воплощенная в металле. Нужное подчеркнуть.
Поэтому каждый водитель новой "Нивы" вскоре убедится на собственном опыте - труд испытателя нелегок. От VAZ 2123 ждать свойств серийного автомобиля не приходится, к нему нужно подходить с другими мерками. Да простят меня создатели "двадцать третьей" - отыскать все доброе, светлое, хорошее, что в ней заложено, смогут только "бывалые" и неисправимые патриоты отечественной техники. У остальных, непосвященных или неподготовленных, кузовные зазоры в палец, дешевый пластик салона, собранная из "десяточных" кусков система выпуска и прочие обходные технологии вызовут шок. Заметьте, о содержимом ряда агрегатов речь пока не идет.
И все-таки, сделав необходимую в данном случае скидку на обстоятельства появления, констатируем: это неплохо задуманный, в чем-то и хорошо исполненный, приятного дизайна опытный образец, вполне способный ездить по дорогам и участвовать в испытаниях. Экземпляр, доставшийся редакции, уже в работе - без особых проблем прошел обкатку, в ходе которой померился силами с "Нивой" старого образца.
МОЛОДУШКА И СТАРУШКА
Тем, кто захочет сравнить характеристики VAZ 2123 и VAZ 21213, советую внимательно изучить таблицу. В ней данные завода-изготовителя. Фирменные "зарулевские" цифры по новой "Ниве" (результаты дорожных испытаний и обмеры салона) рассчитываем опубликовать в октябрьском номере журнала. Но уже сейчас можем подтвердить - аппетит у "двадцать третьей" умеренный. При движении по шоссе - в среднем 10,5 л/100 км, что не противоречит данным ВАЗа. Этот параметр выгодно отличает обтекаемую "двадцать третью" (Сх = 0,45) с электронной системой управления двигателем от угловатой "двести тринадцатой" (Сх = 0,58) с карбюратором. Второе, едва ли не самое яркое отличие - тишина в салоне (76-78 дБ у VAZ 2123 против 84 дБ у VAZ 21213). Сказалось не только хорошее глушение шумов - важнее, что конструкторы боролись с источниками звука, и небезуспешно. Мало того, обещают сделать машину еще тише, если, конечно, у зарубежных партнеров в ходе подготовки к производству "Нивы-Шевроле" не возникнут свои идеи по этому поводу.
Известное "асфальтовое" наблюдение - VAZ 21213 на дорожных неровностях подскакивает, как мячик. Тряска, сопровождающая эти прыжки, быстро утомляет. Плавность хода новой "Нивы" на порядок лучше. Появилась эдакая американская вальяжность - легкие качки с носа на корму, которые быстро гасятся амортизаторами. Рабочее место водителя в "двадцать третьей" тоже поудобнее. И это несмотря на обходные технологии изготовления салона, руль от "десятки" (сама колонка, кстати, регулируемая), "неродные" сиденья да прочие прелести, по сути, опытного образца. Обзорность здесь хорошая, посадка в целом удобная, но главная прелесть - в четкости включения передач. Ей позавидуют даже владельцы "классики". Рычаг расположен близко к водителю, на него почти не приходят вибрации, ходы очень короткие - можно действовать одной лишь кистью. Даже для включения пятой передачи не нужно двигать плечом (вспомните старую "Ниву"!).
Рулевое управление оставило двоякое впечатление. У "старушки" вроде бы поострее, но запоздалые реакции высокопрофильных вездеходных шин все же основательно портят картину. "Двадцать третья" позадумчивей, к тому же вибрации на баранке сильнее, а в целом сбалансирована лучше. Попривыкнув, понимаешь - так тоже неплохо. Еще бы обещанный электроусилитель - станет совсем хорошо.
Пересаживаясь из одной машины в другую, всякий раз отмечаешь - "двести тринадцатая" резвее, даже шаловливее. Старый вседорожник подбивает к резкой езде под девизом "Эх, ухнем". Новая "Нива" кажется флегматичной, хотя цифры утверждают обратное. Противоречие объяснимо: карбюратор VAZ 21213 "нервознее" распределенного впрыска VAZ 2123, "заточенного" под экологические нормы Евро II, а потому очень ровного в работе. Еще один источник субъективных ощущений - высокий комфорт "двадцать третьей". В этой машине отдыхаешь и желания нестись сломя голову, кому-то что-то доказывать не возникает.
Обобщить впечатления от поездок по шоссе можно так: в сравнении с предшественником VAZ 2123 доставляет больше удовольствия, меньше утомляет. Перегон из Тольятти в Москву это только подтвердил.
SUV-ИХА НА ПРОСЕЛКЕ
Если следовать зарубежной классификации, то VAZ 2123 - не вседорожник, а SUV (Sport Utility Vechicle) - автомобиль для активного отдыха. Значит, соперничать с настоящими "джипами" в умении лазить... ну хорошо, по грунту ему не положено по рангу. К тому же меньшие колеса и дорожный просвет должны снизить геометрическую проходимость новой "Нивы" по сравнению со старой.
Съезжаем с асфальта. Да, на специальной "вездеходной" трассе, изобилующей препятствиями, VAZ 21213 интереснее и живее. Вот настоящий рабочий конь для проселка. А что же наша королева шоссейных дорог? Хотите верьте, хотите нет - "двадцать третья" не отстает. Конечно, штурм препятствий дался ей не столь легко и беззаботно, но уверяю вас - ничтожный, скорее, теоретический проигрыш в проходимости рядовой потребитель не заметит. А вот за отсутствие грохота в салоне, пугающего лязга подвесок, зубодробильной тряски непременно похвалит.
Автомобиль и здесь подтвердил высокий комфорт. Это здорово: излишняя агрессивность пропала, а легендарные "нивовские" внедорожные качества сохранились - иной чистокровный джип позавидует.
Очень понравилась новинка - единственный рычаг управления раздаточной коробкой. Он почти не вибрирует; межосевая блокировка, повышенный и пониженный ряд передач включаются четко и легко. По сравнению с ним двухрычажный вариант управления раздаткой VAZ 21213 безнадежно устарел. А вот дань моде - окрашенные в цвет кузова пластиковые бамперы не слишком практичны. Даже на легковых автомобилях ВАЗа лак с них сползает слишком быстро. Что уж говорить о "Ниве", для которой контакт с травой, кустарником, острыми сучками - дело обыденное.
ВСЕ НА БЛАГО ЧЕЛОВЕКА?
Наш автопром, мягко говоря, не силен в мелочах. В каждой машине свои "тараканы" - здесь недоделано, там не работает, где-то брякает, что-то не включается. Так вот, новая "Нива" способна удивить по части мелочей. На одной чаше весов - обходные технологии, которые не могут не раздражать, на другой - классные решения. Причем некоторых в нашей стране еще не было. Сейчас трудно угадать, что останется от "Нивы" вазовской, когда она превратится в "Ниву-Шевроле". Но считаю, читатель должен знать - на сей раз заводчане, создавшие автомобиль, подумали о человеке. И думали крепко, ибо есть мелочи, это подтверждающие. Большие наружные зеркала с хорошим обзором даны новой "Ниве" с рождения. Вроде бы, пустяк, но вспомните те жалкие кусочки стекла с амальгамой, что привинчены к дверям "двести тринадцатой" - ладошкой закрыть можно.
Следующий штрих - ни в одном дверном проеме нет убогих концевых выключателей. Тех самых, что заведуют лампой освещения салона, а впоследствии и включением противоугонной сигнализации. "Концевики" VAZ 2123 встроены в дверные замки. Щелкнул язычок - на проводе появилась "масса", захлопнули дверь - цепь обесточена. Оригинальное решение, не правда ли?
Набивший оскомину иммобилайзер АПС-04 должен уступить место транспондерному АПС-06. Пластиковые побрякушки, которыми надо то и дело тыкать в гнездо, теперь не нужны. Электронный приемо-передатчик АПС-06 встроен в замок зажигания, а ответная часть - в головку обычного ключа, что прилагают к машине. Вполне современно!
Электростеклоподъемники работают по оригинальному алгоритму. Пока пассажир в машине - все, как обычно: включено зажигание - стекло можно поднимать или опускать, выключено - электропривод заблокирован. А если вы уже вышли из автомобиля и обнаружили, что забыли поднять стекло? Не беда: при открытой двери привод работает независимо от положения выключателя зажигания. Да и сами электроцепи проложены по-современному: в торце двери - разъем с контактной группой. К нему через байонет крепится жгут проводов, пропущенный через отверстие в стойке. Очень удобно для монтажа дополнительного оборудования и ремонта.
А еще есть запаска, подвешенная к пятой двери, складывающееся по частям заднее сиденье, ремни безопасности с регулировкой по высоте. Скажете, так и должно быть? Согласен! Однако многое, ставшее нормой для зарубежных машин на VAZ 2123 реализовано впервые в России. Нынешняя машина выпускается по технической документации 1998 года - выходит, сдвиги к лучшему наметили без давления со стороны "Дженерал моторс"?
Что ж, будем выяснять. В дальнейшем редакционную "Ниву" ждет схватка с достойным конкурентом - корейским полноприводником "КИА-Спортидж", который мы также взяли на длительные испытания. Нынче "Нива" и ее зарубежный соперник стоят почти одинаково. Вот и посмотрим, кто лучше. Не все же на старушку "двести тринадцатую" равняться.