АВТОВАЗ монополизировал рынок универсалов
Практичный выбор
Автомобили с кузовом универсал набирают все большую популярность у россиян. По данным «Автостата», сегодня на «сараи», как в народе называют такие машины, приходится чуть более 6% российского авторынка, хотя еще в 2008 году их доля составляла менее 3,5%.
«Все больше и больше клиентов обращают внимание на универсалы в силу их практичности, – комментируют в отделе по связям с общественностью Ford Sollers. – С одной стороны, этот тип кузова оценят покупатели с традиционными потребностями к вместительности багажника для поездок на дачу, семейные люди, владельцы малого бизнеса. С другой стороны, мы видим все больше молодых клиентов, ведущих активный образ жизни и увлекающихся спортом, которым необходимо перевозить лыжи, сноуборды, экипировку, или предпочитающих путешествовать на автомобиле».
По мнению PR-менеджера Opel Назели Атабековой, увеличение доли универсалов обусловлено ростом среднего класса покупателей, а также влиянием европейских тенденций на рынке. «Покупатели универсалов ценят в автомобиле практичность, динамику и дизайн. При этом они не готовы переплачивать за внедорожник из-за более высокого расхода топлива и худшей управляемости», – говорит она.
Стоит отметить, что универсалы наряду с внедорожниками сегодня являются растущим сегментом на российском авторынке, в то время как доля седанов и хэтчбеков в последние годы неуклонно снижается. «Удобные универсалы стоимостью до 1 млн руб. – это хорошая альтернатива более дорогим кроссоверам и менее вместительным седанам и хэтчбекам», – считает PR-менеджер Chevrolet Алексей Куприн. По его словам, универсал – это автомобиль для тех, кто ведет как активный городской образ жизни, так и спокойный загородный, кто любит путешествовать, или для тех, у кого достаточно большая семья с детьми.
Впрочем, несмотря на растущую популярность универсалов в России, этот сегмент все еще остается нишевым. К примеру, на европейском рынке доля таких машин вдвое выше – более 12%, говорят в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА). «Главный выбор европейского покупателя – это универсал на «механике», часто с дизельным мотором. У нас доля универсалов существенно меньше, при этом предпочтение отдается автоматической коробке передач, поскольку машины чаще используются в городах, где движение весьма активное. Доля дизельных машин также меньше по сравнению с Европой», – констатирует Назели Атабекова.
Многие годы сегмент универсалов был представлен в России в основном вазовскими «четверками». Однако бум иномарок, начавшийся с 2007 года, значительно расширил выбор моделей с этим кузовом – сегодня они присутствуют в линейках большинства массовых автомобильных марок.
«Ранее количество универсалов на российском рынке было очень ограничено, люди просто-напросто не знали об их существовании и не понимали, зачем их покупать. Полагаю, увеличение спроса на данные модели вызвано их популяризацией многими автомобильными брендами в последнее время, – рассуждает Алексей Куприн. – То есть, если раньше владелец седана, подумывая о приобретении более вместительного и практичного автомобиля, выбирал машину исключительно в сегменте кроссоверов и внедорожников, то теперь между этими сегментами в его представлении появился еще один сильный и уверенный в себе конкурент – универсал, который не менее комфортен и к тому же зачастую более доступен. Говоря об универсалах, не стоит забывать и о смежном с ними сегменте минивэнов, который как ни один другой сегмент схож с универсалами и, на наш взгляд, имеет не меньший потенциал для роста в России».
По словам экспертов, еще одним толчком к росту рынка универсалов послужило развитие малого бизнеса, где такие автомобили зачастую используются как альтернатива LCV. Среди покупателей универсалов доля корпоративных клиентов (прежде всего такси) растет с каждым годом, подтверждают участники рынка.
Впрочем, универсалы в нашей стране считаются, прежде всего, семейными автомобилями. По статистике, типичный владелец универсала в России – семейный мужчина 40-50 лет, с детьми, при этом автомобиль является единственным в семье.
«Целевая аудитория универсалов – это семьи с детьми, не нуждающиеся в излишнем лихачестве и ценящие стабильность, уверенность и надежность автомобиля, а не эмоции от вождения. Это те люди, которые ценят комфорт и безопасность наряду с возможностью перевозить значительные объемы грузов на дачу, за город или на отдых», – подтверждает Алексей Куприн.
Между тем все больше молодых людей выбирают универсалы, которые, к примеру, наиболее подходят для активного отдыха и автотуризма. «Раньше универсал ассоциировался в большей степени с дачниками, сейчас же мы наблюдаем все больший тренд на преобладание европейской специфики. Целевая эксплуатация в настоящее время – поездки на природу, активный образ жизни, рыбалка и т.д.», – отмечают в пресс-службе Kia Motors Rus.
Три из четырех – Lada
За 10 месяцев 2014 года продажи универсалов на российском рынке, по данным «Автостата», составили 115 150 автомобилей, что на 5,5% ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Даже с прекращением продаж дешевых «четверок» АВТОВАЗ сохраняет здесь безусловное лидерство. На модели Lada Largus, Kalina и Priora с этим типом кузова приходится более 75% всех продаж в сегменте.
При этом только Largus (от 398 000 руб.) занимает почти половину рынка универсалов – в январе-октябре 2014 года реализация пассажирской версии этой модели составила около 54,1 тыс. автомобилей. А доля Lada Largus в сегменте LCA Entry по итогам 10 месяцев этого года достигает 97%. Как отмечают в пресс-центре АВТОВАЗа, универсальный формат легкового автомобиля, совмещающий в себе широкие возможности его использования для повседневных поездок и перевозки габаритных грузов, обуславливает отсутствие прямых конкурентов и лидирующее положение Lada Largus на рынке.
При этом спрос на Lada Largus продолжает расти, несмотря на общее падение российского авторынка. Так, по итогам 10 месяцев 2014 года рост продаж этой модели превысил 17%. Как рассчитывают на АВТОВАЗе, поддержать успех Lada Largus поможет новая модификация Cross (от 485 000 руб.), которая, по оценке вазовских маркетологов, может занять до 15% в объеме продаж модели.
«Выводимый на рынок Lada Largus Cross нацелен на потенциальных клиентов, заинтересованных в приобретении комфортного вместительного универсала повышенной проходимости с расширенными возможностями использования в реальных условиях российских автодорог и бездорожья. Увеличенный дорожный просвет и практичное решение по дополнительной защите внешних элементов кузова, легкосплавные колеса диаметром 16 дюймов с шинами увеличенной размерности сегодня являются востребованными опциями легкового автомобиля, и наша компания предлагает соответствующий продукт», – рассказали в пресс-центре АВТОВАЗа.
Второе место в рейтинге самых популярных универсалов занимает Lada Kalina (от 338 300 руб.), чьи продажи в этом варианте кузова составили 31,4 тыс. машин за 10 месяцев 2014 года. Стоит отметить, что универсал Kalina пользуется большей популярностью, чем хэтчбек этого семейства, которое, напомним, выпускается в двух вариантах кузова. Как говорят на АВТОВАЗе, Lada Kalina в кузове универсал – это, по сути, более просторный хэтчбек с увеличенным объемом багажного отделения. Поэтому в структуре спроса доля автомобилей с кузовом универсал немного больше и составляет около 60% от общего объема продаж семейства Lada Kalina.
А вот продажи Lada Priora (от 402 900 руб.) заметно ниже – в январе-октябре универсал этой модели выбрали около 3 тыс. российских покупателей, что, впрочем, сопоставимо с показателями продаж популярных в этом сегменте иномарок. «Семейство автомобилей Lada Priora является классическим примером выверенного и сбалансированного предложения на российском рынке, пользующегося стабильным спросом на протяжении многих лет. Наряду с регулярным обновлением комплектаций модели Lada Priora наша компания выводит на рынок новые модели с улучшенными потребительскими и ценовыми характеристиками», – комментируют в пресс-центре АВТОВАЗа.
Среди универсалов иностранных марок с большим отрывом лидирует Kia cee’d SW (от 664 900 руб.). За 10 месяцев 2014 года россияне купили около 8,9 тыс. таких автомобилей, что составляет 35% в продажах семейства cee’d. Как считают в пресс-службе Kia Motors Rus, универсал популярен, в первую очередь, благодаря оптимальному соотношению «цена-качество», а также привлекательному дизайну. «Согласно исследованиям маркетологов Kia, именно дизайн является главной причиной покупки cee’d SW, в этом плане цена немного отходит на второй план», – отмечают в компании.
На втором месте среди иномарочных универсалов идет Ford Focus (от 761 000 руб.) – его продажи в январе-октябре этого года составили более 3,8 тыс. машин. По данным Ford Sollers, версию в кузове универсал выбирают около 15% российских покупателей Ford Focus. Как говорят в пресс-службе компании, универсал является самым практичным представителем семейства Focus, обладая широкими возможностями трансформации салона и багажником, объем которого варьируется от 476 до 1502 л. При этом он остается одним из самых технологичных автомобилей в классе, предлагая выбор множества опций.
Чуть менее популярен у россиян универсал Chevrolet Cruze (от 707 000 руб.) – за 10 месяцев этого года на нем остановили свой выбор около 3,2 тыс. покупателей. Продажи универсала Opel Astra Sports Tourer (от 764 400 руб.) за тот же период составили 2,5 тыс. автомобилей. Замыкает «пятерку» самых популярных универсалов иностранных брендов Skoda Octavia Combi (от 770 000 руб.) с показателем 1,8 тыс. реализованных машин.
Участники рынка прогнозируют дальнейший рост спроса на универсалы в России и намерены расширять предложение в этом сегменте. «Потенциал роста значителен, учитывая, что доля универсалов постоянно увеличивается. На взгляд маркетологов Kia, большое количество предложений в сегменте универсалов обуславливает увеличение спроса. Современные универсалы становятся все более привлекательными и качественными», – заявили в пресс-службе Kia Motors Rus.