Грузовой салон IAA-2014: куда привозят мечты
Можно ли с помощью хомячка и морковки управлять тяжелым грузовиком? Оказывается, да! В этом убеждает рекламный ролик, который крутили на одном из стендов автосалона в Ганновере. Шутливое видео отражает суть глобального смотра «грузовых» достижений, где львиную долю экспозиций посвятили инновационным и экологическим решениям. То, что было фантастикой совсем недавно, станет реальностью уже в ближайшем будущем?
РУКИ – ПРОЧЬ!
Концепт «Мерседес-Бенц Фьюче Трак 2025» (Mercedes-Benz Future Truck 2025) стимулирует желание убрать руки с руля – этот тягач способен передвигаться без помощи водителя.
Премьера грузовика состоялась в июле этого года… на автобане А4, соединяющем восток и запад Германии. Автомобиль в камуфляже самостоятельно проехал по нему несколько километров со скоростью до 80 км/ч. Теперь маскировку сняли. Быть может, таким станет «Актрос» следующего поколения?
Будущее диктует строгие требования к аэродинамике: обратите внимание на обтекаемые формы и отсутствие зеркал. Голубое сияние светодиодов у решетки радиатора и фар оповещает других участников движения о том, что машина едет без помощи водителя. А белое – что за рулем человек.
Автопилот концепта «Фьюче Трак 2025» схож с авиационными аналогами. Тягач следит за дорожной обстановкой с помощью сенсоров, размещенных в передней части и на бортах. Есть и «глаза» – 3D-камера с углами обзора 45º по горизонтали и 27º по вертикали. В случае непредвиденной ситуации машина снизит или увеличит скорость, перестроится, а навигация поможет объехать пробку, рассчитав оптимальный маршрут. Дорожную информацию водителю предоставляет планшет (при желании на нем можно даже в «Энгри Бёрдз» сыграть).
Инвестиции в проект уже составили около миллиарда евро и будут продолжены. Похожие исследования финансируют и другие производители, но «Мерседес-Бенц» первым показал ходовой прототип. Работы еще непочатый край – тягачи «отобьются от рук» не ранее 2025 года, судя по названию машины.
ПЕРСТ УКАЗУЮЩИЙ
На стенде фирмы ZF беру мини-планшет и, водя по экрану пальцем, паркую автопоезд. К сожалению, только масштабную модель. Реальный тягач с полуприцепом и вторым прицепом (общая длина более 25 м) на стенде не уместился. Пусть этот автопоезд игрушечный, но настоящим экспериментальным большегрузом управляют так же.
Чтобы огромная фура точно подъехала к месту разгрузки, выбираем на экране пиктограмму режима движения (в моем случае это была улитка – «очень медленно»), нажимаем на букву R (задний ход) и тянем пальцем изображение прицепа. Дальше остается только наблюдать, как грузовик самостоятельно маневрирует.
Интеллектуальная система парковки «ЦФ Инновейшн Трак» (ZF Innovation Truck) – результат совместной работы компаний ZF, «Бош» и «Оупенматикс» (Openmatics). В инновационном грузовике удалось объединить в единую сеть новые разработки в трансмиссии, рулевом управлении и телеметрии. Во время маневров руль крутится сам, а машина движется исключительно на электротяге – основной двигатель отключен.
ИНТЕРФЕЙС СИСТЕМЫ ПАРКОВКИ НА ЭКРАНЕ ПЛАНШЕТА
1. Выбор направления движения грузовика.
2. Изображение с камеры Е на прицепе (всего шесть камер, они маркируются буквами).
3. Изображения с боковых камер Г и Д, установленных на тягаче.
4. Центральная зона управления парковкой грузовика. В данном случае грузовик едет назад.
5. Пиктограммы выбора скорости движения: заяц (быстро), черепаха (медленно), улитка (очень медленно).
КОНСТРУКЦИЯ ZF INNOVATION TRUCK
1. Гибридный агрегат «Траксон Гибрид» (TraXon Hybrid) состоит из модернизированной трансмиссии «Траксон» для тяжелых грузовиков, сухого сцепления и электромотора мощностью 120 кВт, который способен выдать до 1000 Н·м крутящего момента. Когда турбодизель не работает, мотор-генератор питает дополнительные агрегаты – например, холодильную установку.
2. В рулевом управлении «Сервотвин CV» (Servotwin CV) к гидронасосу с приводом от ДВС добавлен электромотор. Он отвечает за поворот руля без участия водителя при дистанционной парковке – когда ДВС заглушен.
3. Блок управления, координирующий работу всех систем грузовика. Во время маневров он коммутируется с планшетом по беспроводной связи.
4. Планшетный компьютер закреплен на передней панели.
5. Блок обработки телеметрических данных получает информацию с установленных на прицепах и тягаче датчиков, сканирующих окружающее пространство.
6. Инвертор при рекуперативном торможении преобразует переменный ток в постоянный – для подзарядки батареи.
7. Высоковольтный накопитель обладает достаточной мощностью, чтобы автопоезд маневрировал только на электротяге.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
«Вольво‑7900 Электрик Гибрид» (Volvo 7900 Electric Hybrid) – это плагин-гибридный автобус, который является частью концепции развития общественного транспорта. Шведы уже подписали контракты на поставку таких машин в несколько европейских городов.
Для зарядки дизель-электрических автобусов на конечных остановках сооружаются специальные пилоны. Процесс подзарядки полностью автоматизирован и занимает всего шесть минут. Гибриды уже прошли испытания в Гётеборге, а с осени к проекту подключился Стокгольм.
Силовой агрегат состоит из 240‑сильного дизеля «Вольво‑D5K» (Евро‑6) и электромотора. Литиево‑ионные батареи размещены на крыше. Чтобы хоть частично компенсировать их вес, многие детали кузова сделали из алюминия, что позволило облегчить автобус на 500 кг.
Гибрид начинает движение исключительно на электротяге, а дизель подключается на скорости 10–20 км/ч. На определенных участках маршрута – возле больниц или школ – автобус движется только на электротяге, чтобы не шуметь и не загрязнять воздух. По сравнению с обычным дизельным автобусом плаг-ин-гибрид экономит до 75% топлива.
ПОДЗАРЯДКА БАТАРЕЙ АВТОБУСА VOLVO 7900 ELECTRIC HYBRID
1. Пилон с зарядным устройством; его высота 5,3 м.
2. Как только автобус подъезжает к остановке, опускается механизм, похожий на токоприемник электровоза, – начинается зарядка. Процесс полностью автоматизирован.
3. Кабель высокого напряжения, по которому подается ток от тяговой подстанции к зарядному устройству пилона.
4. Тяговая подстанция распределяет электроэнергию.
ПОКОЛЕНИЕ NEXT
«Фольксваген-Тристар» (Volkswagen Tristar) – знаковый для немецкого автоконцерна концепткар. Он дает представление о следующем поколении модели «Транспортер» – версии T6. По размерам «Три‑ стара» (длина 4788 мм, ширина 2320 мм, высота 2066 мм) можно судить о габаритах серийного Т6, который должны представить в следующем году.
Во главе концепции – многофункциональность. Пикап с удлиненной кабиной и короткой базой может стать как шикарным офисом на колесах, так и ремонтной мастерской. Под кузовом размещено отделение для инструментов с защитой от пыли и влаги. Сиденья водителя и пассажира поворачиваются, облегчая посадку. Есть мультимедиасистема, планшет и даже кофемашина.
А компания «Ивеко» продолжает эксперименты с концептом «Вижн» (Iveco Vision), построенным на шасси «Дюэл Энерджи» (Dual Energy), – впервые его показали еще в 2012 году. Малотоннажник уже похож на предсерийный образец. Это плаг-ин-гибрид: электроника в зависимости от режима движения определяет, какую тягу задействовать – электрическую или дизельную.
Некоторые решения наверняка найдут применение в серийных моделях – например, увеличенная площадь остекления кабины или управление отдельными функциями через планшет. Интересна умная система погрузки: собирая информацию через установленные в грузовом отсеке датчики, электроника предлагает оптимальный вариант размещения груза. Она контролирует и фиксаторы груза – чтобы тот не смещался во время движения.
БЕЗ ЗАПАХА
Другое дело – машины на газе и электрокары! «Мерседес-Бенц» привез «Эконик NGT 2630» (Mercedes-Benz Econic NGT 2630) c новым двигателем М 936 G, работающим на природном газе. Шестицилиндровый 300‑сильный мотор развивает максимальный крутящий момент 1200 Н·м, не уступая дизелю 936 OM, который был взят за основу. При этом газовый грузовик чище и тише: выбрасывает в атмосферу на 22% меньше двуокиси углерода, а максимальный уровень шума не превышает 80 дБ.
Электромобиль «Ниссан e‑NV200» (Nissan e‑NV200) поступит к европейским дилерам в следующем году – по цене от 13 400 евро. Еще 73 евро в месяц нужно будет отдать за аренду тяговой батареи. Схема не нова: «Рено» так продает фургончики «Кангу Z.E.» и легковушку «Зое».
Электрический «Ниссан» шире дизельного прародителя NV200 на 60 мм и длиннее на 160 мм. Дополнительного места потребовали розетки и размещенная под полом тяговая батарея массой 267 кг. Я заглянул под днище: расстояние от земли до батареи небольшое – сугубо городская машина! Заявленный запас хода – 170 км.
ДОТЯНУТЬСЯ ДО ЗВЕЗД
Или наоборот, спуститься с неба на землю – именно это предлагают корейцы. «Хёндэ» презентовал развозной фургон Н350 (Hyundai H350) специально для европейского рынка. Машину грузоподъемностью 1,4 т предлагают в следующих вариантах: фургон, микроавтобус и бортовой грузовик. В гамме нет бензиновых моторов – только дизели.
Перед премьерой Н350 ходили слухи, что на него будут смотреть с опаской даже «Даймлер» и «Фольксваген», – ведь в Старом Свете новичок станет конкурировать со «Спринтером» и «Крафтером». Но немцы чувствуют себя более чем уверенно. За восемь месяцев уходящего года «Даймлер» реализовал в Западной Европе 117 100 малотоннажников, при том что за весь 2013 год удалось продать 169 200 машин. «Фольксваген» с января по август продал (с учетом пикапов) и того больше: 188 200 автомобилей (+ 7% к аналогичному периоду 2013 года). А ведь европейская экономика нынче не в лучшей форме.
Объемы продаж позволяют надеяться, что у европейских производителей найдутся средства на инвестиции в новые технологии. Значит, ждем воплощения самых смелых идей!