Как мы ездили на Формулу-1 в Сочи на Skoda Rapid
Ознакомившись с тарифами железной дороги и авиаперевозчиков, выбираем самый недорогой вариант доставки группы болельщиков из двух человек – автомобильный. Затраты времени на путь из Москвы и обратно не учитываем, поскольку дальние странствия, равно как и гонки, дарят нам удовольствие.
Еще на подъезде к Сочи убеждаемся, что мы такие не одни. В направлении автодрома в приподнятом настроении едут люди из Воронежа, Ростова, Краснодара, Петербурга… По такой же схеме: заранее ничего не покупали, не бронировали, а в пятницу опомнились – почему бы и не рвануть? Все-таки Формула-1 впервые на нашей арене, а погода хорошая. И рванули.
СУББОТА, ДЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ
От отеля, где мы переночевали, до Сочи около 50 км, а добирались два часа – плотный поток. На всех подъездах к Олимпийскому парку и перекрестках внутри него дежурит полиция, указывая, куда можно, а куда нельзя.
Пробок нет: пусть не быстро, но всё едет. Интуитивно пробираясь в направлении единственного входа на трассу и к кассам, попадаем почему-то на огромную и почти пустынную бесплатную стоянку. Сюда можно всем. Но это в трех километрах от цели! Хотя зрители есть и тут – сквозь ограду неплохо виден участок трассы с парой поворотов. Самые хитрые наловчились смотреть с крыш машин: через низкий забор всё более-менее видно и тратиться на билеты не надо!
Нам это не подходит. Сквозь кордоны доезжаем до какой-то стоянки «не для всех». Отсюда уже просматривается здание касс, но приветливые волонтеры заворачивают нас и объясняют: в некоем отеле с плохо запоминаемым названием нужно купить билет на платную стоянку, откуда до входа на трассу курсируют шаттлы. Цена услуги на весь уик-энд – 3000 рублей. Однако!
Машину бросаем в жилом квартале, несмотря на предупреждение, что работают эвакуаторы. А они действительно работают: вот провезли «Рейндж-Ровер» из 78-го региона. Привет, Питер! По наблюдениям, убирают только тех, кто припарковался под знаком, на газоне или откровенно затруднил движение.
В кассы небольшая очередь. Но на подходе нас озадачивают предложениями купить билет по цене ниже номинала. Вместо 14 000 рублей – за «десятку». Хм! Какой-то неясный способ получения прибыли. Оборотистых торговцев десятка два. Никто их не гоняет. Можно приобрести билет на любую трибуну, скидка около 30%. Заманчиво, но, может, лучше в кассу?
В официальной продаже билеты есть любые, за исключением билетов по цене 5000 рублей в зону свободного размещения, то есть без посадочного места, (их не было уже за неделю до старта) и на самую дешевую трибуну Т6 (11 000 рублей). Никаких билетов на два дня или на один день, вопреки нашим ожиданиям, не существует. Самые дешевые на данный момент – по 14 000 рублей на трибуну Т5, действительные с четверга по воскресенье. Деваться некуда…
Оформление – только по предъявлении паспорта, с указанием номера телефона и электронной почты. Очень странная форма продажи билетов за наличный расчет. Мы точно идем на спортивное мероприятие категории 0+? Может, у Формулы-1 появились какие-то новые стандарты, о которых мы не знаем? Душим жабу и берем.
А талоны на платную парковку здесь не продают. Для этого надо проехать в такой-то отель и т. д. Что за ерунда! Почему нельзя продавать парковочные талоны в официальной кассе? До начала квалификации всего час, некогда нам рулить по незнакомому городу с полицией на каждом углу. Плюем на риск эвакуации нашего «Рапида» и отправляемся на трассу. Вот незадача! Один билет бракован- ный, сканер на входе не читает штрих- код. Плетемся обратно. И задумываемся: а удалось бы кому поменять билет, который куплен с рук? Снова достаем паспорт, пишем заявление, ждем оформления… В общем, проникли на автодром примерно на середине квалификации, а до нашей трибуны пару километров топать. Впрочем, все равно там смотреть нечего, кроме изредка проезжающих болидов. Всё увидим завтра!
ВОСКРЕСЕНЬЕ, ДЕНЬ ГОНКИ
Утром разделяемся. Один едет на машине, другой – на рекомендованном организаторами транспорте. Все четыре дня до автодрома ходят бесплатные автобусы и электрички «Ласточка». Поезда идут один за другим, причем набиты порядочно. Добираемся почти одновременно. «Шкоду» снова паркуем возле жилья, после консультации с радушными полицейскими, которые гарантируют правильность парковки. До входа чуть больше километра – отлично! Билеты в кассе по-прежнему есть, а перед кассой их предлагают уже за половину стоимости – по 7000 рублей.
На трассу запрещено проносить еду и напитки – даже воду. А цены в точках питания на автодроме европейские. Самое доступное, что можно съесть, – хот-дог за 200 рублей. Памятуя об этом, заходим на ланч в пиццерию за пределами трассы (вкусно, но жуть как дорого), где встречаем болельщиков из Москвы. Тоже приехали на машине. Они тут с пятницы, смотреть гонку не собираются и вообще не в курсе спортивных перипетий – накануне получили достаточно впечатлений и планируют просто потусить в Сочи.
«Своих» в городе идентифицируешь легко: входной билет упакован в красочную пластиковую оболочку с красивой ленточкой. Размером она крупнее, чем любой бейджик персонала гонки, – крупнее, чем у самого Берни Экклстоуна. Вешаешь билет на шею и сразу ощущаешь себя важной сопричастной фигурой, вхожей в узкий круг. Процедуру досмотра на входе, не менее строгую, чем в аэропорту, принимаешь со снисходительным великодушием.
Пространство вокруг трассы насыщено буфетами и разнообразной гоночной развлекухой. Гольф-кары за 100 рублей отвезут к любой дальней трибуне. Динамично, весело, довольные люди. Народ активно питается.
А вот с туалетами по российской традиции просчитались. В синие кабинки без удобств удастся попасть быстро. А в современные WC с зеркалами, унитазами и полотенцами жуткие очереди. Хотя пиво кругом течет рекой! Как же так?
Но в целом организация изумительная. Везде волонтеры, готовые бесконечно общаться и объяснять. И мы в жизни не видели такой открытой и улыбчивой полиции, как в Краснодарском крае. Могут же!
Глаза разбегаются – и мы едва не опоздали на свою трибуну к старту гонки. Поразительно: почти все места заполнены. Но отсюда видно даже не весь поворот, а только выход из него. Вид на начало виража заслонен рекламным щитом. Спасает большой экран напротив, куда подают телевизионную картинку. Без нее нипочем не разберешься, что происходит. Потому что вот он, волнующий момент старта! Полминуты ожидания – едут! Вжик! Все двадцать машин промчали мимо. Пауза на полторы минуты и тишина… И снова – вжик!
Через десять минут колонна растянулась, и можно было созерцать мелькание одиноких машин. Отслеживаем пит-стопы на гигантском мониторе. На лицах многих зрителей недоумение. На наших – тоже. И это Формула-1, собирающая по 100 000–120 000 зрителей?!
Возможно, нам просто не повезло – гонка сложилась «трамвайная», без особой остроты. Но неслучайно многие эксперты говорили, что «Сочи Автодром» малопригоден для просмотра гонок. Масштабные олимпийские объекты, вокруг которых вьется дорожка, заслоняют весь обзор. Ни с одной точки не видно больше чем полтора поворота. На будущее: самая выгодная трибуна – Т2. Поворот плюс стартовая прямая. Впрочем, через полчаса и она опустела на треть.
На выходе ловим зрителей: мол, как оно? Консолидированное мнение: ничего не видно, но в целом всё супер! В следующем году приедем снова!
Раз так, мы тоже приедем.
«ДОНУ» – ЗАЧЕТ!
11 sochi best_zr 12_14a
11 sochi best_zr 12_14a
Благодаря Олимпиаде федеральную магистраль М4 привели в достойное состояние – за исключением двух сильно ремонтных участков (около 30 км каждый): близ Павловска и перед Краснодаром.
Отрезок от Москвы до Воронежа нынче без усилий пролетаешь за пять часов. Здесь четыре платных участка общей длиной около 200 км, за проезд по которым отдали чуть больше 200 рублей. Не пожалели.
На «платниках» ограничение скорости для легковушек – 110 либо 130. И сюда заглядывают лишь единичные фуры, остальные эшелонами ползут по старой, бесплатной дороге. Средняя скорость до Воронежа (мы стартовали рано утром) составила 109 км/ч. По прибытии в Ростов-на-Дону упала до 99 км/ч. Неплохо!
К сожалению, со времен СССР ничего принципиально не поменялось на участке Джубга – Сочи. Это 180 км серпантинной двухполоски с огромным количеством населёнки, ремонтных мест с пробками и умирающих на подъемах грузовиков. Любой обгон – риск. Здесь можно потерять всё, что выиграл на пути от Москвы.
А новая объездная вокруг Сочи – блеск! Равно как и все развязки в районе Олимпийского парка. Но попасть сюда из России можно только через Джубгу и Туапсе.
ФИНАНСЫ-РОМАНСЫ
Билет на поезд Москва – Адлер в одну сторону стоит 3745 рублей. Время в пути – ровно сутки. На двоих туда-сюда мы потратили бы почти 15 000 рублей. А «Рапид» съел бензина на 11 тысяч. Билет на самолет в самом бюджетном варианте – от 4000 до 6000 рублей, как повезет. Покупать надо заранее, поскольку в дни перед Гран-при билетов в Адлер уже не было.
Самолет сильно бережет время – для кого-то это наверняка важно. Поезд позволяет сэкономить на ночлеге.
«Рапид» подарил главным образом свободу перемещения по самому Сочи и вокруг него. Грех не заехать, скажем, в обновленную Красную Поляну.
Цены в сочинском частном секторе к октябрю заметно падают. Приличный комфортный номер в полусотне метров от пляжа (12 октября народ загорал и купался: плюс 26!) обходится не дороже 2000 рублей за сутки. Наличие у России собственного Гран-при никак на тарифы частников не повлияло. Узнав об этом, мы поселились в гостинице, о чем ни разу не пожалели. Хотя изначально планировали ночевать в машине – так наши расходы в поездке свелись бы только к оплате топлива и еды. Суммарные траты на одного (питание, жилье, билет на Гран-при) у нас составили около 30 000 рублей.
АВТОМАТ НА СЕРПАНТИНЕ
Коллеги предупреждали о задумчивом характере нашего «Рапида» с автоматической коробкой и атмосферником мощностью 105 л.с. О сложностях при обгонах. Мол, вяловат автомобиль, причем даже в спортивном режиме. Куда уж ему на горные дороги соваться! А он, оказывается, прекрасно себя на них чувствует. Да, в «драйве» не очень здорово. Но стоит перевести селектор коробки передач в режим ручного переключения, как ситуация меняется. Шесть ступеней, если их задействовать вовремя, дают возможность не выпадать из потока и не втаптывать педаль газа в пол. Мало того, автомат позволяет тормозить двигателем на спусках и не греть понапрасну тормоза. Обгоны – только в ручном режиме переключений.
Расход топлива колебался в пределах 9–11 л/100 км, в зависимости от загрузки горной дороги. На шоссе укладывались в 7,5–8 л/100 км.
Понравилась подвеска. Достаточно энергоемкая и комфортная, причем не в ущерб управляемости. Багажник – мечта! Большой, а доступ удобный. То, что нужно для дальнего путешествия. За неполные 4000 км ни единой поломки. Лишь долили 400 мл масла в мотор. С учетом нагрузки на горных дорогах – приемлемо.
В общем, автомобиль понравился. И, видимо, не только нам. В южных краях много «рапидов», и почти все такие же белые