Формула-1 в Сочи: взгляд из паддока
Паддок-клуб – жирное место. Чтобы столоваться по высшему разряду, смотреть за гонкой с нависающей над пит-лейном террасы и между делом пожать руку Алану Просту, нужно было отвалить 220 тысяч рублей. Просторные бизнес-ложи крупные компании снимали за бешеные деньги – 13 миллионов рублей и выше. Ни на одной трассе мира не встретишь такого количества VIP-гостей – на «Сочи Автодроме» их было несколько тысяч!
Кто они? Если забыть о толщине кошелька – такие же, как все остальные. Большинству до Формулы – что до фонаря. Приехали отметиться, потусить. Кто от скуки, а иные – по привычке держать нос по ветру: если уж и президент здесь…
Островок автоспортивного капитализма, построенный на обломках социалистического курорта, расцвел на наши деньги, но не без помощи извне.
В ресторане, где я ужинал с тест-пилотом команды «Феррари» Марком Жене, шеф-поваром трудится испанец. Удивившим порядком и чистотой сочинским отелем, где я провел уик-энд, управляет француженка. В холле паддок-клуба мне подносил кофе голландец, там же за обедом блюда меняла австрийка, а на ресепшене бизнес-ложи «Феррари» меня привечали жгучие итальянки.
Бог мой! Практически все ключевые сервисные посты занимают экспаты. И, словно для контраста, «наше всё». На гигантской «олимпийской проходной» открыта лишь половина пунктов контроля безопасности – поэтому очереди. Туалетов для простых смертных не хватает. Я потратил четверть часа на то, чтобы получить разрешение сфотографировать кабинет первой медпомощи – небольшую комнатку с полагающимся оборудованием.
– Журнал «За рулем»? Сфотографировать кабинет?
По-моему, дозвонились до министра здравоохранения – но решения так и не приняли. При этом я без особых проблем проник в лабораторию фирмы «Шелл», которая занимается анализом проб бензина и масла для болидов команды «Феррари», – и получил ответы на все вопросы.
Да, гонку блестяще обслуживала команда российских маршалов. Но их два года натаскивали европейцы! И не нужно этого стесняться. Царь Петр, ходивший учиться за три моря, не дурак был.
А что сама трасса? Марк Жене поведал мне, что гонщики не жалуют автодромы, построенные герром Тильке, – потому что они бездушные, словно из набора одинаковых элементов.
– Любимая трасса большинства гонщиков? Конечно, бельгийская «Спа-Франкоршам». Это намоленный трек, с душой!
Марк, чтобы сочинская трасса стала одухотворенной, здесь нужно проводить гонки хотя бы лет пятьдесят. А пока помолимся за то, чтобы состоялись два следующих запланированных Гран-при.
Кстати, президент не опоздал к старту ни на минуту – хотя «менеджмент» у него явно не пришлый, отечественный.