Гибридный Renault Eolab: ловись, рыбка!

На огромном стенде компании «Рено» на Парижском автосалоне этот автомобиль слегка потускнел на фоне главной премьеры – «Эспаса» нового поколения. Но по значению для «Рено» небольшой элегантный концепткар едва ли не важнее всех серийных новинок последнего времени. Знакомьтесь: первый гибрид марки «Рено» – прототип «Эолаб».
Renault Eolab

С ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ КРЫЛА

Если мне не изменяет память, прежде в «Рено» делали ставку исключительно на электромобили и вовсе не собирались браться за гибридные машины. Но в какой-то момент стало ясно: не иметь в модельном ряду автомобиль с гибридной силовой установкой просто неприлично.

Хотя дело вовсе не в приличиях, а в том, что спрос на электромобили пока ограничен и инфраструктура для них развивается вялыми темпами. Гибриды не имеют жесткой привязки к зарядным станциям, а потому перспективнее – во всяком случае, на данном этапе «электрификации» личного автотранспорта.

Вот французские инженеры и решили доказать: можем сделать гибридомобиль! Причем один из лучших в своем классе. И спроектировали рекордсмена по всем статьям – по весу, аэродинамическим показателям, экономичности.

Красивый автомобиль получился у французов, хотя дизайнеры были в подчинении у инженеров‑аэродинамиков. Серебристый хэтчбек с неожиданными красными акцентами напоминает диковинную морскую рыбу. Чего стоят жабры воздухозаборников в передней части, соты радиаторной решетки и совсем уж необычные крылья вдоль передних стоек. Наверно, поэтому у машины необычное имя, которое перекликается с чудесными именами роскошных аквариумных рыб, – «Эолаб». Так и хочется продолжить: «Барбус», «Лялиус», «Минор», «Тетраодон»…

Renault Eolab. В салоне – как в кабине современного самолета. Приборная панель регулируется по высоте вместе с рулевой колонкой. А цвет подсветки салона меняется в зависимости от стиля вождения.

По требованию тех же специалистов по аэродинамике пришлось отказаться от боковых зеркал заднего вида в пользу видеокамер. Сзади – футуристическое антикрыло с изменяемой геометрией, а рядом с задними колесами и вовсе закрылки, которые автоматически выдвигаются на высокой скорости. Почти экраноплан.

С водительской стороны одна дверь, а с правого борта две, причем задняя в соответствии с требованиями аэродинамики и нынешней моды замаскирована – и хэтчбек кажется трехдверным.

В салоне ощущаешь себя словно в реактивном самолете. Между передними сиденьями – шайба управления автоматической трансмиссией. А еще есть кнопка стояночного тормоза. И всё! В минималистском салоне не нашлось места для прочих кнопок и крутилок.

Сидишь непривычно низко. Слева и справа – дисплеи заднего вида (формой и размером они очень напоминают «айфоны»). Панель приборов – тоже дисплей. А в центре передней панели – разделенный надвое 11‑дюймовый экран. Его, словно планшет, можно развернуть в вертикаль или в горизонталь. На верхнюю часть экрана выводится изображение с центральной камеры заднего вида, а нижняя отвечает за управление мультимедийной системой и климат-контролем.

Во время короткого тест-драйва на испытательном полигоне «Рено» мне не хватило времени, чтобы разобраться, как с помощью сенсорного экрана управлять той или иной функцией. Ну и ладно! Важнее то, что в самом экономичном режиме работы силовой установки расход топлива стремится к фантастическому показателю – 2 л/100 км.

Быть может, «Эолаб» не едет? Едет, и еще как! Рулится, тормозит и проглатывает стыки бетонных плит так, как положено породистому хэтчбеку из порядочной семьи. Стартуешь – и слышно лишь шуршание шин по асфальту, поскольку работает электромотор. Но нажмешь порезче педаль газа – и следует рывок: это включился в дело бензиновый двигатель. В общем, на ходу «Эолаб» – типичный гибрид, каких много.

Renault Eolab. На заднем сиденье вполне просторно, но спинка слишком завалена

ПОХУДЕТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

Задачу создать недорогой автомобиль с рекордным расходом топлива поставили в «Рено» четыре года назад. Зафиксированный на полигоне расход топлива «Эолаба» – 1 л/100 км. Выбросы CO 2 составляют всего 22 г/км. Французы надеются через пять-шесть лет поставить на конвейер легковушку со средним расходом бензина 2 л/100 км.

Заглянуть под капот не удалось – он не открывается. Есть только лючок для замены технических жидкостей. Сущность плаг-ин-гибрида выдают лючки по бокам машины: один прикрывает горловину бензобака, а другой – разъем для подзарядки аккумулятора.

Силовая установка «Z.E. Гибрид» – собственной разработки. Она состоит из трехцилиндрового бензинового двигателя объемом 999 см³ (58 кВт/75 л.с., 95 Н·м) и электромотора (50 кВт, 200 Н·м). Трехступенчатая автоматизированная трансмиссия пока что «засекречена»: французы лишь говорят, что запатентованная фирмой «Рено» конструкция легче, компактнее и дешевле, чем вариаторы или модные роботы с двумя сцеплениями. Первые две передачи соединяют с передней ведущей осью электромотор, а при включении третьей подсоединяется бензиновый двигатель. Дополняет этот набор тяговый аккумулятор энергоемкостью 6,7 кВт·ч, который позволяет гибриду пройти в чисто электрическом режиме до 60 км и развить максимальную скорость 120 км/ч.

Понятно, что за счет только лишь гибридной силовой установки достичь рекордных показателей экономичности невозможно. Поэтому была поставлена задача сократить массу машины на треть по сравнению с массой аналогичной по размеру бензиновой машины. Концептуальный хэтчбек построен на платформе В (как и «Клио IV»), но при этом аж на 400 кг легче, чем любой близкий по размерам автомобиль с бензиновым мотором. Благодаря легким материалам удалось уменьшить массу кузова на 130 кг. Еще 160 кг экономии дали переработанное шасси и силовой агрегат. Наконец, 110 кг срезали на оптимизации прочего оборудования.

Renault Eolab. На скорости свыше 70 км/ч задний спойлер изменяет угол наклона, а по бокам на 60 мм выдвигаются закрылки.

Например, кузов – это комбинация нескольких сортов стали, алюминия и композитов. Известный прием, но французы пошли дальше. Например, крыша сделана из штампованного магниевого листа и весит всего 4,5 кг (в два с половиной раза легче, чем стальная таких же размеров). Толщина ветрового стекла – всего 3 мм (обычно 4,5 мм), а другие стекла и вовсе поликарбонатные. Ради снижения веса совместно с корпорацией «Континенталь» разработали новую тормозную систему. В передних дисках и задних барабанах из стали сделаны только те детали, которые контактируют с тормозными колодками, а всё остальное – алюминий!

В «Эолабе» воплощено свыше 100 запатентованных изобретений. Руководитель проекта Лоран Топан уверял, что все они могут быть запущены в производство и не очень заметно скажутся на цене машины. «Наша стратегия – поиск экономически оправданных решений, которые могут себе позволить наши клиенты» – эту фразу во время презентации он повторил дважды. И сообщил, что в течение десяти лет компания намерена внедрить большую часть инновационных решений на своих моделях, причем не обязательно гибридных.

А «Эолаб»? Он жизнеспособен, но вряд ли пойдет в серию. Зато эта «рыбка» дарит неплохие шансы на скорое появление совсем других, невиданных доселе «рено». А уж за названием французским выдумщикам далеко плавать не придется!

ПЛЮС Эффектный концепт-кар вполне мог бы стать серийным автомобилем!

МИНУС Запас электрохода, увы, невелик

Подпишитесь на «За рулем» в