«ГАЗель-Next»: турецкий марш
В Турции открыли завод по производству «ГАЗели-Некст», способной потеснить на местном рынке грандов, среди которых «Форд-Транзит», «Пежо-Боксер», «Ситроен-Джамп» и «Мерседес-Бенц Спринтер». Вместе с «Группой ГАЗ» за дело взялся один из самых известных и крупных дилеров в стране – мультибрендовая компания «Мерса». Часть финансовых рисков легла на «Денизбанк» (DenizBank), которым владеет Сбербанк.
ПЕРЕД СТАРТОМ
На самом деле линия отверточной сборки «ГАЗелей» в Турции работает уже три года: там собирали «ГАЗель-Бизнес». Отлаживали технологию сборки, строили сбытовую и сервисную сети, обучали людей работе с современными агрегатами – например, как диагностировать дизели «Камминс». За это время удалось создать в стране 24 фирменных автосалона и 38 сервисных станций.
Тем временем «ГАЗель-Некст» доводили до европейских требований: в Турции поставили на конвейер модификацию, отвечающую нормам Евро‑5 (в России продаются машины уровня Евро‑4).
В прошлом году «ГАЗель-Некст» получила сертификат на продажу в Европе, а это более 40 пунктов соответствия жестким правилам безопасности и сотня одобрений на разные компоненты и агрегаты. Несмотря на обилие проверок, «ГАЗель» прошла их практически с первого раза.
Степень локализации турецкой сборки – 30%. Шины, диски, карданные валы, аккумуляторы, вакуумный усилитель, главный тормозной цилиндр делают в Турции. Как правило, это производители с мировым именем – например, «Бош». В ближайшей перспективе планируется довести локализацию чуть ли не до 50%: пойдут турецкие стекла, кузова и свои надстройки.
В ОДНУ СМЕНУ
Мощности завода по современным меркам невелики – 3000 автомобилей в год. Полсотни обученных в Нижнем Новгороде рабочих собирают в одну смену пять машин. Но уже к концу года турки обещали взять запланированный темп.
Директор завода Ченгиз Тириакиоглу поведал мне, что они готовы выпускать 9000 машин в год – и отвоевать значительную долю местного рынка полуторатонных авто среди легких развозных автомобилей (LCV, Light Commercial Vehicle). Характеристики «ГАЗели-Некст» не хуже, чем у конкурентов, а кое в чем она даже превосходит их – скажем, в грузоподъемности. При этом «ГАЗель» дешевле на 20–30%, да и стоимость владения заметно ниже.
Перспективы у ГАЗа здесь хорошие. Объем турецкого рынка LCV гораздо больше российского: ежегодно можно продавать 220 тысяч грузовичков, у нас же – только 160 тысяч. В России не развивается малый бизнес, а именно он основной потребитель машин LCV.
Сейчас нижегородцы поставляют на «Мерса Отомотив» крупные детали: подсобранную кабину, раму, мосты, мотор («Камминс-ISF» 2.8), коробку передач, элементы тормозной и рулевой систем. Но в будущем туркам вполне по силам развернуть полномасштабное производство.
НА ЮГО-ЗАПАД
Торговая политика «Группы ГАЗ» всегда казалась мне обреченной на домашние масштабы. Приятно, что заблуждался. С новой платформой «Некст» нижегородцы уверенно движутся на внешние рынки. Турция – первый шаг. Далее – Северная Африка, Латинская Америка, некоторые страны Азии и Европа. Причем Европу пока не рассматривают как источник крупной прибыли – скорее как ориентир высоких требований заказчика. Хотя, я думаю, лукавят. Спрос в Европе на такие грузовички велик – почему бы и там не отвоевать себе место?
ПЛЮС: По стоимости владения «ГАЗель-Некст» выигрывает у зарубежных аналогов 30%
МИНУС: В гамме модели пока нет машин с газовым (бензиновым) мотором Evotech