Опасное вождение: почему происходят ДТП и как их избежать
Неопытность и молодость – не порок
За последние два года число ДТП с участием молодых водителей выросло на 18%. По их вине в прошлом году произошло почти 32 тысячи аварий, в которых погибли 3,5 тысячи человек и больше 44 тысяч пострадали. Одна из причин этого роста заключается в том, что среди автомобилистов увеличивается общая доля молодежи.
Особенный всплеск активности наблюдался в автошколах как раз в последний год – многие желающие получить водительские права поспешили отучиться до тех пор, пока новые, более жесткие правила обучения и сдачи экзаменов не вступили в силу.
Чтобы помочь водителям, недавно получившим права, освоиться на дороге и понять, как действовать при возникновении опасности, в России запущена программа «Академия безопасного вождения Ford». Организатор проекта – компания Ford Sollers при поддержке экспертного центра «Движение без опасности».
Все желающие со стажем не более трех лет на практике смогли проверить свою готовность к внештатным ситуациям, научиться контролировать автомобиль, управлять скоростными режимами и рационально использовать пространство салона. Тренинги уже прошли в Казани, Санкт-Петербурге и Москве. Организаторы надеются продолжить программу в 2015 году и расширить географию.
Но это касается лишь тех водителей, чьи проблемы на дороге связаны с неопытностью, гораздо больше автомобилистов имеют другой недостаток – низкая культура вождения.
Культуру вождения – в массы
Как показывают опросы ВЦИОМ, россияне и сами признают, что главной причиной нарушений правил дорожного движения является низкая культура вождения – за этот вариант высказалась половина опрошенных граждан, в то время как другие факторы, такие как недостаточно жесткие штрафы и плохая организация дорожного движения, набрали менее 20% голосов.
Отсутствие культуры у водителя может проявиться где угодно, но опаснее всего, если происходит это на перекрестке. Большинство таких аварий, по утверждению специалистов, случается из-за того, что автомобилисты пренебрегают так называемым принципом Моргана, по которому очередность проезда перекрестка должна быть независимой от персоны автовладельца. Именно Гаррет Морган в начале XX века изобрел светофор, устав ждать на перекрестках, пока регулировщик пропустит всех белых и только потом даст дорогу неграм. Кроме того, львиная доля водителей не притормаживают перед пешеходными переходами и не считают превышение скорости опасным нарушением.
Для борьбы с проявлениями бескультурья на дорогах эксперты предлагают четко разграничить в законе понятия «неосторожное вождение» и «опасное вождение». Формулировка последнего понятия будет звучать так: «Лицо признается виновным в опасном вождении, если:
1. Манера вождения данного лица резко отличается от поведения, которого можно ожидать от компетентного и осторожного водителя.
2. Для компетентного и осторожного водителя очевидно, что манера вождения данного лица является опасной для окружающих».
У природы нет плохой погоды
Погода не бывает виновником аварии, как бы ни пакостила она автомобилистам. Виноват всегда водитель, который не смог адаптироваться к погодным условиям. Все тот же ВЦИОМ утверждает, что почти треть автовладельцев не знают о том, что, согласно ПДД, неблагоприятные погодные условия накладывают ограничения на скорость движения. Каждый пятый опрошенный москвич хоть раз в жизни выезжал на встречную полосу во время дождя, а каждого десятого даже туман не останавливает от обгона по встречке.
Обучать водителей правильной модели поведения при дожде, снеге, граде, тумане, гололеде и резком перепаде температур в ближайшем будущем начнут с экранов телевизоров и по радио. Госавтоинспекция МВД России и Российский союз автостраховщиков при поддержке экспертного центра «Движение без опасности» намерены снимать социальную рекламу на эту тему и организовывать обучающие программы – соответствующие занятия станут проводить в десяти регионах страны.
Вердикт
− Постоянные повышения штрафов вызывают у рядовых граждан лишь злость и желание обойти закон. Нужен был другой подход, и он найден. Наконец-то власти поняли, что их функция не только карательная, но и воспитательная. Первая – более простая и дающая быстрые результаты (а это и требуется чиновникам, которых волнует по большей части отчетность, а не решение проблемы), вторая – долгая и мучительная, зато более эффективная. Хамы на дорогах были, есть и будут, но когда хамство для целой страны становится нормой, над этим стоит задуматься.