Haval H6: между прошлым и будущим
Дизельные моторы прогреваются дольше бензиновых – и осенним утром в промерзшем салоне «Хавейла-H6» это ощущается особенно хорошо. Да-да, не «Хавал», а «Хавейл» – китайцы настаивают именно на таком произношении.
Пока двигатель с трудом прогревает самого себя, я спасаюсь двухступенчатым обогревом передних кресел, а сзади не позволяют друг другу мерзнуть трое друзей, сидящих плечом к плечу. Им хорошо – центральный туннель отсутствует и вверху места достаточно. Лишь самый высокий (190 см) почти достает до обшивки потолка – вот и устроился посредине, где места над головой чуть больше.
Двухэтажный багажник забит рюкзаками и сумками, а 58‑литровый бак под завязку заполнен соляркой. Петляя по спящим московским улочкам, мы разрываем тишину воскресного утра тракторным тарахтением турбодизеля. И лишь неожиданно качественный звук семи динамиков аудиосистемы помогает заглушить этот неприятный рокот, наполняющий выполненный с претензией на роскошь салон.
Будем честными. Премиум в общепринятом смысле у «Хавейла» не получился: мягкий пластик только на обивках дверей, а «посеребренные» внутренние ручки смотрятся дешево. Расстраивает второсортная пластмасса рычага шестиступенчатой механики и рукоятки ручного тормоза. И все же общее впечатление от интерьера положительное: здесь уютнее, чем в большинстве автомобилей из Поднебесной. Да и по части эргономики «Хавейл-H6» неплох.
Пока я выруливаю на трассу М2 и беру курс в направлении Тулы, один из моих попутчиков выкладывает в инстаграм фрагменты интерьера, предлагая подписчикам отгадать марку автомобиля. Сквозь утреннюю дымку на горизонте восходит солнце. В салоне становится тепло.
СО СВОИМ «ХАВЕЙЛОМ» В ТУЛУ НЕ ЕЗДЯТ
Да, именно в Тульской области несколько месяцев назад началось строительство завода «Хавейл» – премиального бренда марки «Грейт Уолл», замахнувшегося на завоевание российского рынка. В 2017 году с конвейера технопарка «Узловая», что в 40 км от Тулы, должны сойти первые автомобили, а общий объем производства планируется довести до 150 тысяч машин в год. Сколько-сколько? Китайцы настроены оптимистично и о перспективах говорят без сомнения. Не были бы уверены в успехе, не инвестировали бы в проект 18 миллиардов рублей.
Сейчас автомобили «Хавейл» собирают в Китае, причем модельный ряд состоит исключительно из кроссоверов. Самый компактный Н2 – размером с «Рено-Дастер». Среднеразмерный H6 призван переманивать покупателей у довольно крупных кроссоверов вроде «Киа-Соренто». Имиджевая модель «Купе С» в профиль напоминает «Рейндж-Ровер Эвок». А еще есть более крупный H8 и флагманский рамный H9. В конкуренты последнему создатели без стеснения прочат «Ленд Крузер Прадо», и это отличная тема для наших будущих сравнительных тестов. А пока…
Проявляющиеся в городе недостатки дизельного H6 на загородном шоссе нивелируются, а то и вовсе превращаются в плюсы. Шум и вибрации от мотора ощутимо ослабевают на трассовых оборотах, а шестиступенчатая механика позволяет ехать очень экономично, обеспечивая расход около 7 л/100 км.
Вопреки ожиданиям, 143‑сильный двухлитровый турбодизель прекрасно справляется со своими обязанностями, на пике момента груженый «Хавейл» приятно вжимает всех пятерых в спинки сидений. Не слишком портит картину даже весьма ощутимый, но вполне естественный для наддувных моторов турболаг.
Изоляция от дорожных шумов – великолепная! Да, двигатель шумный, но из всех прочих акустических раздражителей лишь проходящий через щели дверных уплотнителей воздух напрягает едва уловимым свистом.
В части управляемости есть к чему придраться. В отличие от того же «Соренто», H6 не дает забыть, что ты ведешь высокий и тяжелый кроссовер. И хотя в скоростных поворотах «Хавейл» кренится не так уж сильно, водителю явно недостает обратной связи по рулю.
Дзынь! Первый подписчик из инстаграма уверен, что мы путешествуем на «Фольксвагене». Это «Ауди», считает другой. Уж больно похож блок двухзонной климатической установки на те, что установлены в немецких машинах. Спустя какое-то время среди вариантов отмечаются «Вольво», «Лексус» и «Хонда». И только на третьем часу пути загадка находит верный ответ.
Зачем нужен был этот несерьезный эксперимент? Без особых усилий мы выяснили, что люди и впрямь готовы причислить этот интерьер как минимум к полупремиальному. Китайцы свое дело знают.
ДАУНШИФТЕР ИЗ ЧЕРНОУСОВА
Миновав столицу самоваров и пряников, делаем 40‑километровый крюк – чтобы взглянуть на площадку строящегося завода. Оказалось, ее пока нет – лишь бескрайние поля в обрамлении красивого осеннего леса. Что ж, отсюда до конечной точки нашей поездки – деревни Черноусово – примерно 120 км. А затем еще около пяти – по полям и насыпным грунтовкам. Вот где энергоемкая подвеска и подключаемая при помощи муфты задняя ось точно не окажутся лишними!
В Черноусово Михаил Юрьевич Красинец перебрался под занавес прошлого века. Причем перебрался решительно – продав свою московскую квартиру.
Корни этой необычной истории уходят в начало 1990‑х годов: именно тогда механик и испытатель АЗЛК принялся собирать коллекцию автомобилей советских времен. Всё бы ничего, но десятки экспонатов скапливались во дворе многоквартирного дома. И в конце концов соседи, лишившиеся парковочных мест и двора как такового, начали мстить: машинам Михаила били стекла, резали колеса, а некоторые и вовсе сжигали. Когда закрылся АЗЛК, оставив Красинца не у дел, упертый собиратель автораритетов променял город на тихую жизнь со своей половиной в маленькой деревушке.
Он перегнал нажитое движимое имущество в Черноусово (отсюда родом его жена), а на «квартирные» деньги купил «Чайку» ГАЗ‑13 и еще несколько редких автомобилей, которыми сегодня гордится.
Кое-что удалось «вытащить из-под обломков» Автомобильного завода имени Ленинского Комсомола. Так Красинец получил уникальный «Москвич 3-5-5» и тем самым уберег его от неминуемого распила.
Сегодня на поляне Красинца доживают свой век более трехсот автомобилей, каждый из которых коллекционер мечтает привести в порядок. Увы, для достижения этой цели нет ни времени, ни денег, ни сил. Многие автомобили прогнили под открытым небом настолько, что их реставрация едва ли имеет смысл.
Несколько лет назад площадка Красинца приобрела статус музея, однако госдотации, получаемые на развитие, смехотворны.
Да и на пожертвования, которые оставляют здесь посетители, особо не разгуляешься.
Наверняка и сам Михаил прекрасно понимает, что вернуть большинству автомобилей достойный вид уже невозможно. В Черноусове нет ни подъемника, ни гаража. Понимает и то, что в какой-то момент нужно было перейти от количества к качеству и не уподобляться Плюшкину. Но… Как говорится, кто может – тот делает, а кто не может – тот критикует. Не обращая внимания на ворчание скептиков, Красинец делает. Как умеет. И тяжело не согласиться, что феномены вроде его музея украшают наш мир.
***
«Хавейл-H6» тоже оставил у нас смешанное чувство. Он самобытен, достаточно быстр, прекрасно «упакован» и сравнительно доступен: по неофициальной информации, переднеприводные машины будут стоить около 800 тысяч рублей, а полноприводные дизельные версии в максимальной комплектации – чуть больше миллиона. Однако за эти деньги не многие согласятся терпеть громкий и вибронагруженный дизель и мириться с непозволительно маленьким для кроссовера клиренсом (140 мм). В лице «Хавейла» китайский автопром шагнул еще на пару шагов вперед, однако «эйч-шестому» не хватает породы – того самого лоска в каждой детали, который позволяет прикрепить к автомобилю вожделенный ярлык с надписью «премиальный».
P.S. Продажи «Хавейла-H6» должны начаться в первой половине 2015 года. На выбор предложат полуторалитровый бензиновый турбомотор мощностью 150 л.с. и двухлитровый 143‑сильный турбодизель. Коробка передач пока одна – шестиступенчатая механика. Китайцы обещают, что версии с четырехступенчатым автоматом не заставят себя долго ждать.
ПЛЮС Отличная плавность хода, непробиваемая подвеска, просторный салон, тяговитый и экономичный дизель
МИНУС Слабая изоляция от моторных шумов, высокая вибронагруженность; заявления о премиальности преждевременны