Приводная карусель
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/СТРАНИЧКА ИСТОРИИ
ПРИВОДНАЯ КАРУСЕЛЬ
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ НАЧАЛА
ПРОШЛОГО ВЕКА
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Несовершенство коробок передач первых моторных колясок подталкивало к тому, чтобы вовсе отказаться от тяжелых и сложных в изготовлении агрегатов. Их пробовали заменить простыми и дешевыми - далекими предками нынешних вариаторов.
На легких автомобилях - например, давно забытых швейцарских "тюрикумах" - помещали большой ведущий диск на длинном выходном валу двигателя. Перпендикулярно ведущему диску на специальном промежуточном валу устанавливали ведомый - его называли также роликом трения. Будучи прижатым к центру ведущего диска, он оставался неподвижным, а при смещении по радиусу начинал вращаться - тем быстрее, чем ближе был край диска.
Муфта, на которой закрепляли ролик тягами (на некоторых моделях просто цепями), была связана со специальным рычагом. С его помощью водитель передвигал ролик, изменяя передаточное отношение трансмиссии. Вал с муфтой и ведущая задняя ось были связаны цепью. Задний ход включали смещением ролика на противоположную - правую половину диска.
Дисковый механизм неплохо работал на легких автомобилях. Чтобы обеспечить должную силу прижима ведомого ролика к ведущему диску, на более тяжелых и мощных машинах делали специальное устройство, автоматически подтягивающее промежуточный вал вперед. Но бесступенчатая трансмиссия слишком часто требовала ремонта - замены кожаной накладки ролика.
Любопытно, что передачу перпендикулярными дисками применил на своем автомобиле 1915 года русский инженер И. А. Юшков. До рождения серийного вариатора оставалось почти полвека...
Схема автомобиля "Тюрикум": 1 - рычаг управления трансмиссией; 2 - ведущий диск; 3 - тяга управления ведомым роликом; 4 - цепь; 5 - муфта; 6 - ведомый ролик трения.